Игорь Кевченков, «Русская ювелирная компания №1»: «Прирост в отрасли сократился до нуля»

Владелец ювелирной компании рассказал ДК, что произошло с отраслью в последние 25 лет, как сократились объемы производства, что сегодня создают компании, работающие с драгоценными металлами и камнями.

Ваше предприятие называется «Русская ювелирная компания №1». Можно ли говорить о русской школе или, хотя бы, о русском стиле ювелирного дела? Или наша страна не может быть оригинальной во всем?

— Во всем быть первой или уникальной не может никакая страна, будь то США, Китай или Россия. Но что касается ювелирного дела, то Россия показывает мировой уровень уже не первое столетие. Сегодня у нас развивается не одна, а четыре школы ювелирного искусства, и между ними есть разница. Санкт-петербургская, московская, костромская/красносельская, екатеринбургская школы — каждая из них ведет свое начало от мастеров, которые раньше прославились чем-то особенным. Так, екатеринбургская традиция опирается на династии уральских камнерезов, а санкт-петербургская адаптировала западные стили, поскольку в свое время в северную столицу было приглашено много мастеров из Европы — Бове, Фаберже и другие. А костромская/красносельская школа — это серебряных дел мастера, которые изначально изготавливали посуду, затем перешли и на утилитарные изделия.

Наша компания относится к московской школе, родившейся и развивавшейся под некоторым итальянским влиянием. Хотя мастера «Русской ювелирной компания №1» равняются и на произведения Сазикова, Хлебникова, Фаберже и их учеников — то есть на санкт-петербургскую школу. Изначально наша фабрика задумывалась как продолжение именно русских ювелирных традиций и получила соответствующее название.

В обиходе встречаются два словосочетания: «ювелирная промышленность» и «ювелирное мастерство». К чему вы в большей степени относите вашу отрасль — к индустрии предметов потребления или к искусству создания неповторимых изделий?

— Оба понятия корректны, поскольку почти не пересекаются. Сегодня на отечественном рынке представлены компании, относящиеся е к категории «промышленное производство», а есть и те, которые можно назвать скорее ювелирными ателье.

В мире известны ювелирные бренды: Фаберже, Сваровски, Тиффани и т.д. Есть ли в России топовые ювелирные бренды? По каким параметрам можно выделить отечественных и международных лидеров?

— Если говорить о бренде, то сегодня в России найдется мало предприятий, которые можно сопоставить с этим понятием. Брендом у ювелиров можно считать марку, которая присутствует на рынке минимум 100 лет. Это те, кто смог удержаться во все времена и сохранили свою школу. На сегодняшний день в нашей стране могу назвать Московский Экспериментальный Ювелирный завод, стилистика которого идет еще из времен царской России; это санкт-петербургский завод «Русские самоцветы», продолжающий традиции Карла Фаберже. Все остальные участники рынка существуют 20-25 лет, поэтому применять к ним понятие бренда, на мой взгляд, рановато.

Какие изменения пережила ювелирная отрасль и рынок ювелирных изделий в России за последние 25 лет?

— Для начала вспомним, что в советское время отрасль была, а рынка как такового не существовало. Ювелирная промышленность была частью плановой экономики СССР. В стране работало 11 заводов — в Москве, Ленинграде, Костроме, Киеве, Кишиневе, Ташкенте, Баку, других городах. Главк «Ювелирпром» распределял сырье и госзаказ, а продукция реализовалась через единую сеть «Ювелирторга», от которой в Новосибирске сохранился магазин «Яхонт» (вернее, его название и специализация). Украшения были, как и многое другое, дефицитом. Молодоженам в ЗАГСах выдавали талон на обручальные кольца, среди прочих граждан право купить украшение распределяли профкомы, действовал пресловутый блат. При этом не удивляйтесь массивным камням в маминой броши или в кулоне вашей бабушки: советские «рубины» и прочие самоцветы были искусственно выращенными кристаллами.

За последовавшие четверть века произошли огромные перемены. Во-первых, изменилась отрасль: с 1991 года появилось много частных предприятий, но подавляющее большинство из них так или иначе связаны с советскими (к примеру, петербургский завод «Русские Самоцветы» разделился на 8 частей, одна из которых сохранила за собой прежнее название). Во-вторых, кардинально выросло качество продукции: отрасль перешла от непритязательных цветочно-лепесточных орнаментов с искусственными камнями к возрождению русского ювелирного искусства. Появились интересные дизайнеры, новые технологии и материалы. В-третьих, рынок открылся миру: речь идет не только о массовом импорте из Европы, Турции, Китая и других стран, но и о влиянии западных трендов. 

А как влияют на состояние отрасли экономические сложности?

— Ювелирные изделия — это первое, что люди перестают покупать в кризис, и последнее, к чему они возвращаются при выходе из него. Поэтому именно наша отрасль предельно чувствительна к состоянию рынков и национальной экономики в целом. Мы зависимы от потребительских приоритетов: сначала питание и одежда, связь и услуги ЖКХ, затем путешествия и отдых, украшения же стоят в самом конце. С 2000 по 2008 годы в ювелирной промышленности России наблюдался сильный и устойчивый рост — около 10% в год. Отрасль быстро вышла на суммарный объем около 60 тонн золотых изделий ежегодно (каждое из них проходит пробирную инспекцию, откуда и поступают данные). С 2008 до 2014 годы пошел обратный процесс, и прирост сократился до нуля.

Теперешний же кризис начался на рубеже 2014-2015 годов обвалом рубля. А рынок ювелирного сырья почти полностью привязан к международным валютным ценам. За 9 месяцев 2017 года выпуск золотых изделий по России составил около 43 тонн, но основное последствие кризиса не только и не столько в снижении физического объема рынка. Он изменился качественно. Провал произошел, прежде всего, в ценности товара. Одни и те же позиции стали менее дорогостоящими: кольцо теперь делают не из 5, а из 2-3 граммов золота меньшей пробы и вставляют в него бриллиант не в 1, а в 0,5 карата. Если говорить о потреблении, то на сегодня у нас фактически исчез средний класс — потребители изделий в ценовой нише от 50 до 250 тысяч рублей.

Как выглядит ювелирная индустрия в отдельных регионах России и какие из них, на ваш взгляд, отличаются качеством ювелирной промышленности? Есть ли региональные особенности в потреблении?

— Если говорить о производстве, то сегодня к традиционным Петербургской, Московской, Костромской (Красносельской) и Уральской (Екатеринбург) школам добавились новые и весьма интересные. Одна из них сформировалась в Ижевске, где раньше был опыт декоративной чеканки по оружейной стали. Сейчас в Удмуртии работают ювелирные компании широкого профиля. Стилистически новаторские, неповторимые украшения демонстрируют там такие производители, как «Мастер-ювелир», «Параскева» и другие. Несмотря на кризисные явления, и диапазон, и уровень российского ювелирного искусства за последние десятилетия все равно зримо выросли. Свидетельство тому — первое среди 59 участников место молодого российского мастера Никиты Стёпина на мировом первенстве профессиональных компетенций World Skills в октябре 2017 года. 

Что же до региональных различий на рынке, то ювелирные изделия продаются лучше в тех регионах, где выше экономические показатели и как следствие — уровень потребления. Выделяется на этом фоне Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, где некоторый всплеск продаж происходит после завершения сбора урожая. Для кавказского региона, например, характерна та же особенность производственного характера, что и в Приуралье. Дагестанское село Кубачи издавна славилось филигранными изделиями из серебра, а теперь там освоили новые технологии, стали работать и с золотом, и с бриллиантами. Для ювелирного дела в принципе очень важны любые традиции ручной работы, важен опыт, передаваемый из поколения в поколение. 

Что касается Новосибирска, то это скорее город продающий, а не производящий?

— В Новосибирске тоже появились интересные ювелирные компании — например, «Биверс» и «Атолл». Но все равно там работают либо самоучки, либо выходцы из «Рембыттехники». Уровень ювелирной продукции задается школой, а она не появляется на пустом месте. В нашей отрасли и сегодня 80% ручного труда, а руку надо ставить, и глаз тоже должен формироваться особенный. У вас в Сибири нет специальных учебных заведений, как, например, Московское ювелирное училище имени Карла Фаберже, которое, кстати, окончил победитель World Skills Никита Стёпин.

Распространяется ли на ювелирное дело сегодняшняя тенденция к уходу покупателя от фабричных изделий?

— Интересный вопрос. Хотя мы говорим «ювелирная промышленность», «индустрия украшений» и т.п., в целом по отрасли, повторюсь, 80 операций из 100 производится вручную, если речь не о цепочках и другой «штамповке». Что тогда называть «крафтом»? Да, есть маленькие мастерские и ювелиры-индивидуалы. Экономически они связаны с отдельными магазинчиками, которым без уникальной продукции не выжить в конкуренции с сетями. Но «уникальный» и «качественный» не всегда синонимы. Частные ювелиры не имеют возможности приобрести высокотехнологичное современное оборудование, многое делают «на коленке», поэтому способны изготавливать самые простые модели.

С другой стороны, нисколько не наблюдается ослабления массового сегмента, в котором работают сбытовые сети «585», «Яшма» и другие. Там продаются тиражи в 1 000-1 500 экземпляров одной модели — и ничего, люди покупают.  

Юлия Катковская, Тамара Соболевская

Самое читаемое
  • Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?
  • Поуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает третиПоуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает трети
  • «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу«Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу
  • В России с 1 июля резко подорожают услуги ЖКХВ России с 1 июля резко подорожают услуги ЖКХ
  • Впервые за 25 лет. «Газпром» получил убыток на сотни миллиардов по итогам 2023 г.Впервые за 25 лет. «Газпром» получил убыток на сотни миллиардов по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.