Когда страховщики смогут устанавливать индивидуальные тарифы по ОСАГО?
Страховщики хотят сделать ОСАГО более «свободным», чтобы можно было устанавливать тарифы для каждого автовладельца отдельно. Сделать это можно будет примерно через три года, считают они.
Либерализация ОСАГО, предполагающая постепенный переход на свободное ценообразование, является наиболее логичным развитием этого вида страхования в России – считают в компании СОГАЗ.
Также руководство компании заявляет, что процесс это может быть полностью реализован в течение примерно трех лет, «и это будут комфортные сроки для всех сторон – и для регулятора, и для автовладельцев, и для страховщиков».
«За последнее время Центробанк был вынужден дважды существенно повышать базовые тарифы на ОСАГО – осенью прошлого и весной этого года. Мы очень признательны ему за эти решительные действия. Но даже с учетом этих корректировок тарифы по ОСАГО не адекватны нынешним экономическим реалиям, и потребность в их очередной корректировке остается», – считает директор новосибирского филиала СОГАЗ Ольга Гаенко.
По ее мнению, любое изменение тарифов – это вынужденный компромисс между ожиданиями страховщиков и необходимостью учитывать «социальный фактор».
«С одной стороны, мы имеем реалии функционирования рынка ОСАГО с его высокой убыточностью, негативной судебной практикой и недобросовестными автоюристами, а с другой – недовольство населения по поводу роста тарифов и завышенные ожидания автолюбителей по поводу того, что полис ОСАГО должен быть равноценной заменой автокаско. Либерализация ОСАГО – это единственный адекватный выход из этой ситуации, и мы признательны Центробанку за то, что эта идея была воспринята», – поясняет она.
Как отмечают страховщики, первые шаги в направлении либерализации ОСАГО уже предприняты: в апреле 2015 года тарифный коридор в этом виде страхования был увеличен с 5% до 20%. Однако, по их мнению, «эта вилка недостаточна для обеспечения справедливого тарифа каждому автовладельцу, поскольку тариф устанавливается в отношении всей совокупности физических или юридических лиц на отдельной территории».
Логичным следующим шагом, по представлению СОГАЗ, может быть свободное применение любого значения тарифа внутри коридора для конкретного водителя на конкретной территории, так как это даст возможность индивидуально устанавливать тарифы для каждого водителя в зависимости от его опыта вождения и страховой истории. Затем может быть введено полностью свободное ценообразование.
Рисков для потребителей страховых услуг модель применения свободных тарифов по ОСАГО не содержит – заверяет СОГАЗ.
«Напротив, в случае либерализации тарифов страховщики смогут предлагать автовладельцам справедливую стоимость полиса в каждом конкретном случае. Для водителей с высокой аварийностью стоимость страхования, конечно, должна значительности возрасти», – заявила Ольга Гаенко.
Что касается опасений того, что либерализация ОСАГО может вызвать повсеместный рост тарифов, то в СОГАЗ считают, что они неоправданы.
«Сомневаюсь, что такой сценарий возможен. В сегменте ОСАГО работает несколько десятков страховщиков, что полностью исключает возможность ценового сговора. Более серьезную опасность для рынка может представлять необоснованное занижение тарифов со стороны отдельных страховщиков в погоне за кэш-флоу. Поэтому либерализация должна быть постепенной, а переходу на свободное ценообразование должна предшествовать окончательная очистка рынка от недобросовестных страховых компаний», – заключила Гаенко.