Кто сбил Boing 777 на востоке Украины: дайджест мнений

Катастрофа авиалайнера Malaysia Airlines на Украине вышла на первые полосы мировых СМИ. Возможные ответы на самый острый вопрос ближайших дней - «Кто виноват в гибели Boing 777» - в дайджесте DK.RU.

При всем богатстве выбора версии крушения одного из самых вместительных пассажирских самолетов мировой авиации буквально за несколько часов после трагедии свелись к одной: поражение ракетой «земля-воздух». Теракт на борту, техническая неисправность, удар молнии или похищение экипажа инопланетянами не рассматриваются. «Интерфакс» приводит мнение европейского редактора издания Jane's Defence Weekly Ника де Ларринга, считающего, что малазийский Boing мог быть сбит ракетой комплекса "Бук" или системы С-300:  

«При нормальной высоте полета гражданский самолет находится вне зоны досягаемости ряда портативных систем ПВО, которые находились у ополченцев на востоке Украины. Однако он находится в зоне досягаемости таких ракетных комплексов, как "Бук" или С-300, либо их поздних версий. Такими системами обладают как Россия, так и Украина».

Позднее Wall Street Journal и France Press сослались на неназванных источников в американских спецслужбах, якобы обладающих данными о том, что лайнер был поражен именно ракетой «земля-воздух». Источники заявили, что навести и активировать ракету могли сражающиеся на стороне ДНР и ЛНР ополченцы, российские военные, расквартированные у границы Украины, или украинские вооруженные силы.

Комплексы «Бук» могли попасть к ополченцам из захваченных ими украинских подразделений ПВО, в частности, о захвате части №А-1402 с зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) "Бук" сообщало ИТАР-ТАСС 29 июня 2014 г. Через несколько часов после катастрофы то же ИТАР-ТАСС сослалось на пресс-службу ЛНР, заявившую, что у ополченцев на востоке Украины нет комплексов «Бук». Отсутствие у сепаратистов «Буков» и С-300, по крайней мере, захваченных в частях ПВО Украины, подтвердил и генпрокурор Украины Виталий Ярема:

«После того как был сбит пассажирский самолет, военные доложили президенту, что у террористов нет наших ракетных комплексов "Бук" и С-300. Захвата этого вооружения не было».

Советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко так ответил на вопрос телеканала «Дождь» о перебазировании в район Донецка дивизиона украинских «Буков», которые могли бы сбить лайнер:

«Само сбитие самолета проходило в 100 километрах от Донецка. И «Бук» не позволяет работать на таких расстояниях. Это сделали террористы, которым Россия передала зенитно-ракетный комплекс. Позавчера был сбит террористами под Краснодоном на высоте 6 тысяч метров украинский самолет Ан-26, также из ЗРК типа «Бук».

Позже Геращенко написал в своем Фейсбуке, что «сегодня ночью установка «Бук», из которой был сделан пуск ракеты по малазийскому авиалайнеру, была вывезена на территорию РФ».

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в своем твиттере так обосновал версию о причастности ополченцев к пуску ракеты:

«Очевидно одно - "ополченцы" объявили о сбитом ими АН-26 в районе Тореза. В районе Тореза в это время был сбит Боинг, обломков Ан-26 нет. Все».

Действительно, примерно в то же время, в которое самолет исчез с радаров, информационные каналы ополченцев транслировали высказывание министра обороны ДНР Стрелкова:

«В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же - не летать в «нашем небе». Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила. Мирные люди не пострадали».

Поскольку обломков АН-26 не обнаружили, наблюдатели делают вывод, что ополченцы приняли за АН-26 сбитый малазийский лайнер.

Версия с ракетой, пущенной с территории РФ, активно не комментируется, поскольку такой пуск был бы легко зафиксирован средствами спутникового слежения НАТО и приписать его кому-то еще было бы невозможно.

«Украинская» версия возникла в российском информационном поле с подачи «Интерфакса», распространившего мнение своего конфиденциального источника в Росавиации:

«Существует вероятность того, что целью украинской ракеты или наземной, или выпущенной с военного самолета, мог быть самолет президента России. Могу сказать, что борт номер один и малазийский "Боинг" пересекались в одной и той же точке и на одном эшелоне. Это произошло близ Варшавы на 330-м эшелоне на высоте 10100 метров. Борт номер один был там в 16:21 мск, малазийский самолет - в 15:44 мск. Контуры самолетов в целом похожи, линейные размеры также весьма схожи, а что касается раскраски, то на достаточно отдаленном расстоянии она практически идентична».

Источник РБК в Минобороны заявил, что российские военные

«засекли работу украинских РЛС в день падения Boeing. […] Российские радиотехнические средства в течение 17 июля зафиксировали в районе населенного пункта Стыла в 30 км южнее Донецка работу радиолокационной станции 9с18 "Купол" батареи ЗРК "Бук-М1. […] Участок маршрута полета 17 июля малайзийского Boeing 777, а также место его падения попадают в зону поражения двух украинских батарей зенитного ракетного комплекса большой дальности С-200 и трех батарей зенитного ракетного комплекса средней дальности "Бук-М1"».

По мнению представителей Минобороны, ракеты могли запустить с батарей, дислоцированных в населенном пункте Авдеевка (8 км севернее Донецка) или Грузско-Зарянское (25 км восточнее Донецка).

Президент РФ тоже обвинил в случившемся украинскую сторону, однако его высказывание не содержит прямого утверждения, что ракета была пущена подконтрольными Киеву военными:

«Безусловно, государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию. Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины».

Фактологическая достоверность двух основных версий – «Бук» ополченцев» или «Бук» ВС Украины» - крайне затрудняет расследование причин катастрофы, тем более, что Стрелков отказался прекращать боевые действия на период разбирательства. Очень вероятно, что вопрос «Кто сбил малазийский Boeing» через какое-то время будут задавать с той же интонацией, что и «Кто убил Кеннеди». Во всяком случае, версия крушения южнокорейского Boeing 747 1 сентября 1983 г. у побережья Сахалина в результате атаки советского перехватчика до сих пор находит как убежденных сторонников, так и столь же убежденных противников.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
  • «Ашан» не собирается уходить из России«Ашан» не собирается уходить из России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.