Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет»

ДК поговорил с представителями новосибирского ритейла о том, как отрасль пережила 2016 год: приходилось ли переписывать ценники и бороться за покупателя, и каковы прогнозы развития на 2017-й.

На круглом столе, организованном «Деловым кварталом» на площадке ресторана «СибирьСибирь», собрались представители власти, банков и разных сегментов ритейла: продукты, одежда, детские товары, строительные материалы, цифровая техника, сотовая связь. Участники рассказали о том, с какими результатами их компании завершили 2016 год, и как они смотрят в будущее – грядут ли какие-то изменения, и как будет вести себя покупатель, занявший на время кризиса выжидательную позицию и снизивший потребление.

Сначала «Деловой квартал» привел данные по показателям инфляции за 2015-2016 гг., а также рассказал о прогнозах на 2017-й, так как от этого напрямую зависит состояние и поведение ритейлеров на рынке.

Согласно данным Росстата, уровень инфляции в конце 2015 года составлял почти 13%, к концу 2016 г. ситуация заметно улучшилась, и показатель составил чуть меньше 5%. Здесь рынки, очевидно, должны были ощутить какие-то улучшения и нащупать возможность если не к снижению, то хотя бы к удержанию цен на приемлемом уровне.

Что касается прогнозов Росстата на 2017 г., то они довольно пессимистичны: в лучшем случае инфляция может составить 8%, Минфин и Минэконом РФ прогнозируют около 7%, Банк России же обещает, что к маю показатель упадет до 5%, а к концу года, возможно, выйдет на давно намеченный уровень в 4%.

После приведения статистики ДК попросил высказаться представителя банковского сектора – генерального директора «Банка Левобережный» Владимира Шапоренко. На основании показателей объемов выдачи потребкредитов он сделал вывод о возможном покупательском поведении и дал прогнозы на 2017 год.

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 1«Если говорить о том, как выглядит потребительский спрос со стороны банковского сектора, то, на наш взгляд, весь прошлый год мы находились в стагнации.  Реальные доходы населения, согласно статистике, падали. В прошлом году инфляция действительно была на уровне 5%, мы эту статистику подтверждаем и считаем ее очень адекватной и честной. В этом году, по прогнозам Центрального Банка, инфляция будет находиться также в районе 5% и, возможно, к концу года упадет до обещанных 4%.  К чему это приведет? По нашему мнению, потребительский спрос останется примерно на уровне прошлого года, со слабой тенденцией к росту. Кроме потребительского спроса, есть еще такое понятие, как модель поведения населения – оно более сложное и прогнозируется труднее. В прошлом году модель демонстрировала нам выжидание со стороны потребителей, сохранение денег. Когда человек не уверен в завтрашнем дне, в своих доходах, он предпочитает накопить дополнительные средства «на черный день» и не тратить так, как тратил раньше. В прошлом году люди сохраняли деньги – мы это чувствовали по увеличению остатков на вкладах. Несмотря на то, что все банки сегодня снижают процентную ставку по вкладам до 7-8%, она все-таки покрывает инфляцию, и это стимулирует людей открывать вклады. В этом году потребители по-прежнему держат курс на сохранение денег, но я хочу отметить, что наступает некий перелом в поведении – мы это видим по росту объема выдаваемых потребительских кредитов. В конце прошлого года тренд был на снижение, и тогда даже Центральный Банк отметил, что это аномальное явление, так как 4 квартал года всегда считался более активным по повышению потребительского спроса, но в 2016 году этот период был очень слабый – практически все банки это почувствовали и были вынуждены не просто бороться за новых клиентов, но даже переманивать друг у друга старого качественного клиента. Это, конечно, не добавляет оптимизма ритейлу, потому что он не получает дополнительного спроса. В начале этого года мы увидели, что произошло некое оттаивание – мы стали выдавать больше потребительских кредитов. По отношению к прошлому году в среднем объем выдаваемых кредитов подрос на 10-15%. Хочется верить, что этот тренд сохранится и на весь год. Тогда можно будет говорить, что потребительский спрос вырастет», – прокомментировал ситуацию банкир.

Следом высказалась партнер мероприятия – директор новосибирского офиса компании «Делойт, СНГ» Юлия Краснова, рассказавшая, как чувствовали себя мировые ритейлеры, и какие факторы стали «тормозом» для их развития:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 2«В январе 2017 года наша компания выпустила глобальное исследование развития отрасли по всему миру. Мы заметили, что в последние годы на мировом рынке ритейла идет стагнация. Тем не менее, 50 крупнейших ритейлеров умудряются расти. С 2015 по 2016 год в долларовом выражении рост составил 5%, несмотря на то, что во многих странах есть такая проблема, как дефляция. Что касается российских компаний, то, например, такие крупные федеральные сети, как «Магнит» и «Дикси», тоже были в числе одних из самых быстрорастущих компаний в мире. По данным нашего исследования, потребители во всем мире продолжают приходить в магазины за покупками, просто есть группы товаров, которые более подвержены кризису, а есть такие, которые покупаются всегда. В рамках исследования мы выявили несколько тенденций в ритейле по всему миру: например, изменение подхода потребителей – они стали больше ориентироваться не на количество, а на качество, люди выбирают покупки дольше и тщательнее, стремясь купить такие вещи, которые вписываются в их личный бренд. Другая тенденция – это улучшение практики работы в е-commerce для всех ритейлинговых компаний, в том числе продуктовых, все крупные сети сейчас очень плотно работают над этим вопросом, потому что это позволяет им существенно поднять продажи. Кроме того, покупатели стремятся поменять модель покупок: они все чаще рассматривают вариант совместных закупок, и сейчас активно развиваются сайты, которые позволяют потребителям объединяться и таким образом экономить на покупках. Эта тенденция тоже присутствует во всем мире. Еще одна – это шопинг по запросу: все больше и больше потребителей стремится не ходить в магазины, а покупать с доставкой. Из этого вытекают другие тенденции – например, такие услуги от ритейлеров, как уведомления о нужных им покупках (смс и почтовые рассылки). И еще одна мировая тенденция – жизнь по экспоненте: многие потребители все больше заинтересованы в товарах, которые так или иначе связаны с какими-то высокотехнологичными продуктами. Это глобальные тенденции, которые, возможно, придут и к нам».

После обзора актуальных тенденций разговор зашел о мерах поддержки для российских, а в частности – региональных, ритейлеров со стороны властей. Согласно информации, озвученной представителем регионального Минпромторга на круглом столе ДК в 2015 г., поддержка ритейлеров в тот год со стороны областной власти составляла 26,5 млн руб. по программе развития торговли. Годом ранее сумма была равна 11,5 млн руб.

О том, сколько средств направили на поддержку ритейлеров в 2016 г., и каково будет взаимодействие рынка с властями в 2017-м, рассказал заместитель министра промышленности — начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Вячеслав Братцев:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 3«Что касается финансовой поддержки – это, конечно, актуальный вопрос, и мы все понимаем, что ритейл, наряду со строительством – это индикатор экономики в любой стране. Надо сказать, что 2016 год, в принципе, по сравнению с 2015-м, прошел достаточно ровно. Помимо программы развития и поддержки торговли в Новосибирской области, в Минпромторге также разрабатывались программы поддержки малого и среднего предпринимательства, что тоже касается ритейла. Сегодня бюджет поддержки торговли составляет 33 млн руб., из них – 9 млн руб. – это поддержка сельских торговых точек. Другая очень востребованная мера поддержки – это многоформатные ярмарки. У нас существует три социальных ярмарки: областная – на Пятом микрорайоне – и две городских – на ул. Петухова и ул. Большевистской. На эту ярмарку у нас выделено 17 млн руб., это порядка 36 бесплатных торговых мест для операторов, холодильное оборудование, подъездные пути и прочее. И еще 7 млн руб. выделено на оптово-розничные ярмарки, которые проходят практически по всей области. Это сегодня актуально, потому что зачастую индивидуальному предпринимателю трудно заходить в сети, а ярмарки позволяют им показать свой товар большому количеству потребителей, «засветиться», заключить какие-то договоры на поставку с более крупными предприятиями. Так мы и поддерживаем малый бизнес, и даем возможность ритейлерам знакомиться с новыми поставщиками».

И.о. заместителя комитета развития и поддержки малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Андрей Колмаков рассказал, в свою очередь, о том, как городская власть поддерживает товаропроизводителей, а также о том, что сегодня нужно местным ритейлерам.

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 4«С лета прошлого года у нас были приняты поправки в закон о торговле, и буквально осенью мы собрали круглый стол по теме проблематики взаимодействия новосибирских товаропроизводителей с торговыми компаниями. Был резонанс, много вопросов, говорили о трудностях захода малого бизнеса в торговые компании. После этого при городском департаменте промышленности и развития предпринимательства была создана комиссия по взаимодействию новосибирских товаропроизводителей с торговыми сетевыми компаниями. С нами стали взаимодействовать такие компании, как «Сибирский гигант», «Метро», «О’Кей». Когда мы начали работать в этом направлении, мы поняли, что главная проблема в общении ритейлеров и поставщиков – это отсутствие человеческого фактора, то есть личного контакта между ними. Мы выясняли причину и поняли, что проблема, с одной стороны, в большой загрузке менеджеров торговых компаний, с другой – в неправильном оформлении документов, которые предприниматели предъявляют компаниям. В ходе переговоров мы выяснили, что торговым сетевым компаниям нужны востребованные продукты: мясо, молоко, рыба. Поэтому мы стараемся организовать обмен нужной информацией между малыми предприятиями и торговыми сетями».

Представители торговых компаний в ходе обсуждения также затронули вопрос своих потребностей в работе с поставщиками, но для начала поделились информацией о том, с какими результатами их сегменты завершили 2016 год. Первым высказался директор торговой сети «e2e4» Кирилл Красильников:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 5«Поскольку наш товар на 100% импортный, то 2015 год для нас был несколько депрессивным – люди потратили все деньги на цифровую технику во время ажиотажа в конце 2014 года, и в 2015-м деньги у всех кончились. Поскольку мы компания растущая, то для нас 2015 год получился более-менее ровным, мы не упали и не выросли, остались примерно на том же уровне. В 2016 году люди созрели до тех покупок, которые ранее откладывали: они уже привыкли к новым ценам, к новым реалиям, начали возвращаться к своим потребностям и удовлетворять их, покупать новую технику. Поэтому прошлый год для нас прошел достаточно хорошо, плюс – наши собственные усилия позволяли выправлять ситуацию – мы активничали, создавали новые проекты. В 2016 году мы приросли примерно на 40%, продолжив региональную экспансию. В этом году вышли на Дальний Восток. Так что пока 2017 год оцениваем достаточно хорошо, думаем, что нам откроются интересные перспективы».

Управляющий Западно-Сибирским филиалом компании «Евросеть» Вадим Зимин согласился с коллегой и отметил, что прошедший год действительно был достаточно позитивным по отношению к 2015-му, и рассказал о том, как изменились показатели продаж в их сети:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 6«В 2016 году мы наблюдали следующий тренд: продажи цифровых устройств в количественном выражении в Новосибирске показали очень незначительный рост – порядка 2%, а по выручке – 27%. Рост среднего чека составил 25-27% (в зависимости от региона). Количественное выражение осталось практически на месте, но при этом вырос средний чек. На нашем рынке это обусловлено тем, что все игроки опустили свои цены примерно на 80% представленных моделей, что спровоцировало рост премиум-сегмента. Второй момент, который позитивно повлиял на рост среднего чека и выручки – это кредитование. В 2016 г. у банков был более лояльный подход к одобрению кредитов, и на рынок в нашем сегменте вышло большое количество предложений по рассрочке. На сегодняшний день доля кредитной выручки в «Евросети» выросла с 26% до 33-34%, доля рассрочки доходит до 50% от кредитной выручки, что до сих пор является драйвером роста, как и в прошлом году».

 

Директор новосибирского отделения компании «Мегафон» Галия Сайфутдинова присоединилась к высказываниям:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 7«Я тоже хотела бы отметить, что на рынке был рост. У нас, например, возросла средняя стоимость смартфона, но это зависит еще и от развития технологий, которое подразумевает изменение пользовательского оборудования в лучшую сторону – чем лучше технологии и выше скорости, тем совершеннее и дороже оборудование. Если ранее абонентам было достаточно сети 2G, то сейчас уже есть потребность в 3G и 4G – соответственно, и устройства нужны более технологичные. Что касается в целом результатов 2016 года, то здесь справедливо говорить о снижении покупательского потока, оно действительно есть, среднее снижение, которое мы зафиксировали у себя, составило 10-12%. При этом мы учимся работать с конверсией и продавать нашим покупателям то оборудование, которые им необходимо – более новое и дорогое. Поэтому размер среднего чека действительно не пострадал. Также хотела бы отметить, что наметились некоторые изменения в сфере онлайн-торговли – у нас резко увеличились продажи в интернет-магазине. Здесь, конечно, определенную роль играет доставка. Также наши продажи подросли потому, что стали интересными кредитные предложения. Думаем, что все это повлияло на рост выручки в 2016 году».

Далее «эстафета» перешла к продуктовым рителерам. Директор по маркетингу компании «Сибирский Гигант» Мария Бей отметила другие тенденции:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 8«Подводя итоги 2016 года, скажу, что, в принципе, если оценивать тотальный рост нашей валовой выручки, то можно сказать, что прежде всего это был органический рост за счет увеличения ввода новых объектов, роста торговых площадей. Если говорить о росте сопоставимых продаж, то трафик у нас остался на прежнем уровне, как и чек – мы сработали в ноль. Но зато в конце четвертого квартала 2016 года мы увидели некое потепление на рынке и связали это в том числе со своими действиями: мы усилили промо-политику, и я хочу сказать, что если отпускные цены поставщиков выросли процентов на 10, то розничные цены мы подняли на 5%, то есть частично пожертвовали своей маржей, чтобы сохранить трафик. В четвертом квартале произошло потепление, мы увидели повышение выручки и трафика, и первый квартал 2017 года нам показывает, что тренд сохраняется. В марте динамика немного ухудшилась, тем не менее, рост положительный, трафик в январе был в плюсе, выручка – тоже. Каких-то феноменальных цифр по рынку не ждем, но свои 7-8% прироста сопоставимых продаж мы ожидаем. С учетом органического роста цифра, скорее всего, будет превышать 15%-ный рост».

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 9Директор по маркетингу компании «Холидей Классик» Артем Нонка, в свою очередь, отметил, что новым трендом рынка является переформатирование магазинов, и это становится залогом роста. По его словам, «Холидей» ведет работу по переформатированию объектов, потому что в кризис меняются предпочтения покупателей, поэтому существующие в Новосибирске форматы супермаркетов бренда «Холидей» переводятся в дискаунтеры, часть магазинов по разным причинам закрывается, а еще часть – переводится в премиальный формат. Кроме того, в этом году компания вводит еще один бренд – самый премиальный формат сети – «Холидей фэмили». Как сказал Артем Нонка, это соответствует тенденциям рынка, потому что то, что было актуально несколько лет назад, сегодня не работает.

 

 

Руководитель отдела продаж ХО «Восход» Евгений Невзоров отметил тренд, о котором далее заговорили многие ритейлеры: при выборе продуктов люди начинают больше внимания уделять эконом-сегменту:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 10«Если взять рынок в целом, то в 2015-2016 годах мы, как и многие, остались на прежнем уровне. Цены, которые мы держали и в своей сети, и как поставщики своей хлебопекарной продукции в другие сети, в 2016 году не поднялись, и в 2017-м также не планируем их поднимать. Мы заметили, что поток людей, которые ходят к нам в сеть за хлебом, изменился. Меняется тенденция потребления, популярнее становятся более дешевые продукты. Из дорогого сегмента люди уходят в дешевый, покупают хлеб не за 30-40 руб., а за 15-20 руб. Такую тенденцию мы сейчас наблюдаем у себя, и, в принципе, крупные ритейлеры это тоже отмечают».

 

 

 

Руководитель направления внешних и внутренних коммуникаций Урал,Сибирь и Дальний Восток Coca-Cola HBC Россия Марина Мокина рассказала, как обстоят дела у производителей и поставщиков напитков:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 11«По данным Союза производителей безалкогольных напитков, в 2016 году наш рынок падал. В принципе, позитив есть, но активно мы не росли. Если смотреть отдельно по категориям, то, как это ни удивительно, рост, в сравнении со сладкими газированными напитками, продолжали энергетические напитки и вода. Это стало для нас удивлением. Почему падала газировка, нам понятно – это не товар первой необходимости; почему росла вода, тоже понятно: люди хотят пить более качественную воду, поэтому не пьют из-под крана, а покупают бутилированную. А вот, что касается энергетических напитков, то пока для нас большой вопрос, почему в этом сегменте случился рост: возможно, каким-то образом население пыталось выходить из стресса, и пошел спрос на энергетики. Также мы отметили, что люди стали меньше приобретать соковой продукции, заменяя ее морсами. Кроме того, поменялся объем потребления: поскольку большие объемы экономичнее, то до кризиса популярна была продукция 0,5 л, а сейчас чаще стали покупать 2 л. Если говорить про тенденции 2017 года, то мы уже сейчас видим, что вода продолжает расти еще больше, энергетики тоже по-прежнему показывают рост, соки демонстрируют небольшое восстановление».

Еще один представитель пищевого ритейла, директор холдинга «Ариант» Евгений Емельянов, рассказал, что его компания тоже отметила небольшой рост в 2016 году по отношению к 2015-му – на уровне 5-7%.

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 12«Мы выходили на рынок в 2016 году и в Новосибирске, и в Кемеровской области, и стоит отметить, что на развитие влияет сам рынок: в Кемеровской области практически нет местных производителей, нет лояльности потребителя к ним, а в Новосибирске с этим для нас очень тяжело, потому что есть много своих производителей, очень хорошо представлены сетевые магазины – как местные, так и федеральные, плюс – федеральные начинают дополнительно заходить на рынок. Но 2017 год, по сравнению с 2016-м, пока показывает тенденцию к более заметному росту – и в продажах собственной продукции, и сторонних поставщиков».

 

 

 

После продуктовых ритейлеров слово взяли представители рынка одежды. Владелец сети меховых салонов «Минус 30» Александр Печенкин отметил, что средний чек и в его сегменте тоже показал рост:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 13«Очевидно, что в кризис покупательская способность снижается, люди обращаются к возможности сделать хороший бизнес, уронив цену практически до предела и продав все, что имеют – не дорого, но при этом быстро, и с новой точки зрения посмотреть на происходящее. Но это не наш подход. У нас средний чек по шубам вырос. Почему? Мне представляется так: сейчас, когда человек начинает считать свои копейки более тщательно, он анализирует, как ему правильно потратить свои деньги, как купить за эти деньги лучшее. Сегодня наша страна оказалась завалена меховым барахлом, а что-то качественное теперь приходится искать очень долго. У нас средний чек вырос, потому что народ, который уже имеет это меховое барахло, не хочет его снова тиражировать, а ищет что-то другое, отличное от того, что у него уже есть. Когда народ беднеет, то, как ни странно, продолжать его завлекать какими-то недорогими позициями уже не получается. Есть смысл в это время предлагать то, чего у него раньше не было, но он этого хотел. Мне кажется, люди просто покупают функциональные предметы, качественные, но без роскоши, более  практичные, которых хватит надолго. Очень легко было работать с 2008 по 2012-й, в так называемые сытые годы, когда, что бы ты ни привез, все продавалось. Сейчас стало гораздо сложнее. Поэтому я вижу хорошее будущее у тех, кто уважает себя и не опускается до предложения вещей, которые могут приносить кратковременную прибыль, но портить репутацию».

Генеральный директор ГК «Евростиль» Наталья Перевозчикова поддержала мысль коллеги и рассказала об общих тенденциях рынка:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 14«Я 25 лет занимаюсь развитием ритейла, поэтому могу четко сказать, куда движется рынок, и что нас будет ожидать в 2017-м. В прошлом году у ритейлеров был отмечен рост по открытию магазинов, но его обеспечили не местные игроки, а федеральные, и эта тенденция, к сожалению, будет продолжаться в 2017 году. Также рост есть за счет развития в регионах и сельских местностях. Когда мы говорим о том, что ждем роста потребления, мы должны понимать, что его не может быть, если нет роста доходов населения. А за счет чего может быть рост дохода населения? Первое – за счет новых рабочих мест, второе – за счет той самой инфляции, которую мы сейчас сдерживаем. Так как новых рабочих мест, к сожалению, не предвидится, остается надеяться только на инфляцию, либо понимать, что мы останемся в той же самой денежной массе, которая нам досталась в 2016 году. И это, кстати, было бы еще самым хорошим вариантом, потому что повышение тарифов ЖКХ, рост на сырье, рост цены от производителя и так далее приводят к тому, что эти деньги у людей перераспределяются. Как собственник магазина фэшн-индустрии я могу сказать, что 2016 год действительно показал небольшой рост по среднему чеку, однако по количеству проданных вещей было снижение. Мы понимаем, что люди экономят на одежде, на дорогих вещах, потому что есть еще медицина, есть образование и потребность хорошо питаться – доходы перераспределяются на эти области. Роста рынка в 2017 году точно не будет – хорошо бы остаться в рамках сегодняшних объемов и той же самой нормы прибыли, потому что она уже сейчас заведомо будет ниже из-за грядущих законодательных изменений и нестабильности финансового рынка».

Управляющая ТЦ Windsor Надежда Чучелина подтвердила мнение коллег о том, что люди начинают ориентироваться на более качественный товар, и больше всего проседает средний сегмент, в то время как премиальный растет:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 15«В ТЦ Windsor всегда были сосредоточены сегменты средний+ и премиум. Поскольку у нас весь товар импортный, то наш средний чек вырос еще и за счет курсовой разницы, но в целом стоит отметить, что выросла конверсия, она всегда у нас была достаточно высокой, на уровне 70%, сейчас она составляет 86-87% (по итогам первого квартала 2017 г.). То есть практически все люди, которые идут в торговый центр, что-то покупают, но есть некоторые изменения: если раньше клиент был готов купить несколько пар джинсов, то сейчас он лучше купит не 5 пар по 3 000 руб., а одну, за 10 000 руб., но качественную и универсальную. Дорогие и качественные вещи сейчас пользуются бОльшим спросом, потому что они служат дольше и ведут себя лучше в процессе. Та же самая ситуация – в сегменте обуви и часов. Если раньше самыми ходовыми моделями были часы по 100-200 тыс. руб., то сейчас их практически не берут, а все, что выше 300 тыс. руб., стало более продаваемо».

Тенденцию к такому перераспределению спроса отметила и президент Клуба управляющих бизнес-центрами Татьяна Гениберг:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 16«Я согласна с тем, что говорят мои коллеги, но я пришла к несколько другому выводу. Все видят разделение: у кого-то покупают дешевые продукты, у кого-то – более дорогие, но качественные. Мне кажется, что сейчас идет расслоение общества, не в ценовом режиме, а в потребительском – часть уходит в сегмент дешевой продукции, а часть подходит к этому очень избирательно, особенно у нас в Новосибирске – люди берут более дорогой хлеб, дорогое молоко, мясо. Также я хотела бы отметить, что наши исследования по рынкам говорят о том, что после того, как было введено эмбарго, отдельные сегменты производителей продуктов стали концентрироваться, укрупняться, ушли иностранные поставщики, в частности, концентрация хорошо стала проявляться на рынке молока и мяса птицы. На рынке хлеба она очень низкая, потому что там много производителей и достаточно высокая конкуренция. Мне кажется, со временем ритейлерам будет сложно устанавливать и диктовать цены, потому что местные производители становятся крупнее и мощнее. Те, кто мельче, не выдерживают финансовой нагрузки и уходят с рынка, а те, кто остается, становятся все мощнее, потому что сокращается конкуренция. Поэтому мы видим, как крупные федеральные сети продолжают экспансию – продуктовые сетки развиваются, потому что это то, на что люди тратят всегда. А еще в Новосибирске растет сегмент фитнеса – люди заботятся о здоровье, это тоже интересная тенденция 2017 года».

Напоследок своими наблюдениями поделились представители рынка детских товаров и дверей. Генеральный директор новосибирской компании «Папайя» Андрей Каламейцев:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 17«До 2014 года в целом по стране был рост, и мы находились в рамках этой тенденции, в 2015-м произошла стагнация, которая была заметна и в 2016-м году.  На 2017-й мы пока прогнозируем те же цифры, что и в прошлые годы. Это в целом по рынку. В нашем же сегменте идет очень серьезное движение в сторону перестройки рынка. Здесь есть несколько ключевых тенденций. Первое, что нужно понимать: наш товар очень долгоиграющий (ни сроков годности, ни моды) и в основном импортный, поэтому понятно, что, когда произошло изменение курса доллара, объем продаж в штуках стал падать на 20-25%, стоимость стала расти – пошло резкое переориентирование с западных товаров, которые возились из Европы, Америки, Китая, на внутренние ресурсы. Из года в год у нас идет снижение именно штучных продаж, а объемы держатся за счет увеличения стоимости за единицу. Как отметили коллеги, хорошим подспорьем для ритейлеров сегодня является онлайн-торговля, она активно развивается, однако детскую одежду и обувь в онлайне покупать крайне трудно, поэтому мы в эту сторону не смотрим, но цены с онлайном у нас примерно сравнялись, и, по большому счету, переходить в него нет смысла. Также снижается и период активного роста совместных закупок (о которых наши коллеги тоже много говорили). У нас другая тенденция: если раньше поход с ребенком в магазин означал большой объем трат, то теперь он естественным образом снижается – импульсивных покупок нет. Плюс – в 2015-2016 годах активно развивался в интернете вторичный рынок – коляски, кроватки и прочее. Это вещи, которые служат десятилетиями, поэтому вторичный рынок очень хорошо работает. За этот период времени у нас, соответственно, фирменные магазины колясок и кроваток немного просели, крупные игроки сейчас из этого сегмента уходят в интернет».

Директор компании «Двери Герда» Ирина Кунгурова рассказала о похожих тенденциях на рынке дверей:

Новосибирские ритейлеры: «Роста рынка в 2017 году точно не будет» 18«Мы представляем премиальную марку европейских дверей, поэтому в 2014 году, когда произошли скачки валют, нам пришлось переориентироваться с Европы на импортозамещение. По комментариям наших постоянных клиентов мы поняли, что новая стоимость нашего продукта для них не вполне приемлема. Чтобы не терять лояльных клиентов, мы нашли достойное импортозамещение. И мне очень приятно, что среди производителей, с которыми мы начали работать, оказались в том числе новосибирские. Они для нас стали делать линейки, которые подходят именно под наши стандарты. Так мы оставили свое премиум-направление, сделали продукцию для среднего и эконом-класса от отечественных производителей. Мы, как и многие наши коллеги-ритейлеры, заметили разделение общества: средний класс немного «растворился» и покупает двери, которые стали дешевле, а премиум-сегмент подрос – те, у кого были деньги, продолжают жить более-менее стабильно и покупать».

В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к единому мнению, которое звучало и в прошлые кризисные годы: залогом выживания и развития на рынке в экономически сложное время  будет переформатирование бизнеса и подстройка под потребности клиента, не снижение цен как таковое, а попадание в тенденции времени.

Комментарий недели

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.