«Отцы и дети в бизнесе»–2: кто кого чему учит?

Новосибирские директора все чаще обращаются к новым стратегиям управления персоналом. Потому что пропасть среди сотрудников X и Y-поколений становится все ощутимее. Как ее преодолевать?

В прошлом интервью директор кадрового агентства «Люди Дела» Елена Паршикова выясняла, каково это – быть молодым руководителем у возрастных подчиненных. В беседе с Анной Кутко, руководителем проекта «HR-мастерская», она обсудила тему «Разновозрастные коллективы. Особенности управления и взаимодействия». 
 
* Анна Кутко работает  в сфере управления персоналом с 2002 г. Карьера: Банк «Русский стандарт» – руководитель службы персонала.  Немецкая медицинская компани «Пауль Хартманн» –  директор по персоналу  «Русэнергомир» – директор департамента управления персоналом. 
 
 – Второй выпуск подряд мы разговариваем  о поколениях – настолько животрепещущая тема. Действительно ли сегодня нужна иная система управления персоналом в компании, которая учитывает мотивацию и ценности представителей коллектива? Ведь во все времена были разные поколения, но столько внимания этим вопросам не уделяли. 
 
– Каждый руководитель хочет, чтобы его сотрудники работали на результат, поэтому важно учитывать потребности и мотивацию нового поколения. Иначе мы рискуем остаться без персонала, который в тренде. Мы рискуем быть вне рынка.
 
– С точки зрения управления персоналом, зачем выстраивать систему управления? Какая конечная цель?
 
– Достижение качественных и количественных целей компании. Если не будет системы управления персоналом, которая учитывает мотивацию, потребности персонала, индивидуальные особенности, сотрудники не будут эффективно работать , и компания не будет достигать целей. Мы не можем вечно принимать на работу сотрудников старой закалки, которыми уже научились управлять и понимаем, как их мотивировать. Когда у меня в отделе несколько лет назад появился 22-летний сотрудник, я немножко испугалась. Казалось, что ты на одном уровне со своими коллегами – средний возраст 30-35 лет, и ценности совпадают. Когда у тебя появляется такой сотрудник, ты удивляешься: «Ого, уже 22-летние ищут работу!». И начинаешь смотреть, а в чем этот молодой сотрудник отличается от вас. 
 
– По большому счету, выстраивать систему управления персонала с учетом мотивации ценностей представителей разных возрастов необходимо для того, чтобы добиться максимальной эффективности, повысить КПД предприятия в целом.
 
– Да, верно. Кроме того, сейчас в тренде тема вовлеченности. Она и строится на том, чтобы понимать, что является драйвером вовлеченности для разных категорий сотрудников. Когда в «Русэнергомир» мы проводили такое исследование, у нас, к моему удивлению, у молодых специалистов (например, проектировщиков, которые учатся на старших курсах вуза и проектировщиков с 20-летним стажем) некоторые драйверы вовлеченности пересекались, и они были базовыми. Например, понимание целей компании. Для старшего поколения важна стабильность, уверенность. Они, понимая цели компании, к этому идут. А для молодежи важно понимать , «чем я могу быть полезен компании, как я могу проявить свое творчество, азарт в работе». Есть точки соприкосновения, и нужно ими управлять. 
 
– В вашем случае кто был заказчиком изменений, инициатором. Кому пришло осознание того, что нужно менять что-то?
 
– Основным заказчиком был генеральный директор – современный руководитель, понимающий тренды в управлении персоналом и способы достижения эффективности. Идея по исследованию вовлеченности, формированию корпоративной культуры, системы управления исходя из результатов. Без поддержки высшего руководства изменений достичь сложно, даже если вы HR с многолетним стажем.  
 
– С чего вы начали выстраивать систему?
 
– Провели стратегическую сессию, и появились функциональные стратегии каждого подразделения на год. Дальше смотрели, как их объединить, какие инструменты нужно использовать. Пришли к выводу, что нужно остановиться на системе управления по целям – МВО. Есть хорошие системы управления персоналом, но есть и сложившиеся традиции. Которые нельзя нарушать, люди верят, что это работает. Несмотря на то, что нет отчетов, планов, постоянно оперативка, нет сконцентрированности на целях. Поэтому я могу сказать, что поколение Х более консервативно и в меньшей степени поддерживало изменения в компании. А Y с интересом относились к изменениям и поддерживали. Это очень трудный путь внедрения системы мотивации с учетом возрастных особенностей, не говоря уже о характерах людей. На это уходит не один год. 
 
– Какую «картинку» вам показало исследование вовлеченности, которое вы провели? 
 
– Процент вовлеченности оказался довольно хороший – больше 80%. Исследование нам  помогло  увидеть, какие именно драйверы вовлеченности  и для какой категории сотрудников важны. Были пересечения, но были и расхождения. Для Х-ов было важно, чтобы были четкие регламенты и должностные инструкции, были понятны правила игры.  У молодых в приоритете было обучение.  Интересным фактом оказалось то, что один из драйверов  – личностное общение в команде. Выяснилось, что людям не хватает общения на профессиональные темы, обмена опытом. Запрос был со стороны молодых специалистов. У взрослых было много регалий, но обмена опытом не происходило. Это открытие послужило толчком для создания проектных групп: собирались разные по возрасту и должностям сотрудники и решали рабочие вопросы.  В результате исследования у нас появилась карта, с которой мы могли понимать, как мы можем дальше формировать наш бюджет на управление персоналом, на чем делать акценты, какие мероприятия проводить. 
 
 
«Отцы и дети в бизнесе»–2: кто кого чему учит? 1
 
 
– Каких результатов количественных и качественных удалось достичь?
 
– На мой взгляд, значимым результатом было то, что люди начали общаться между отделами на профессиональные темы и обсуждать вопросы взаимодействия. До этого было трудно решать профессиональные вопросы, несмотря на очень дружественные отношения в команде. Второй момент – в нескольких дирекциях появились планы на месяц, сотрудники из разных дирекций начали между собой согласовывать свои действия. Например, если есть у коммерческого отдела задача продавать что-то, то отдел маркетинга должен подготовить брошюру. Если есть у производственной дирекции необходимость обучить персонал, то департамент управления персоналом должен получить заявку. Еще один плюс – начали понимать, чем занимаются другие подразделения, а не думать: «мое подразделение самое главное и мы производим самый большой объем работы, а в финансовом отделе вообще ничем не занимаются». И мои сотрудники в департаменте управления персоналом после первого месяца внедрения МВО сказали: «Какие мы молодцы!». Потому что за текущей работой не виделось каких-то долгосрочных задач, которые они каждый день решали.  Для руководителей был плюс в мотивированности сотрудников , потому что они сами себе ставили задачи, исходя из целей компании. И здесь начался диалог между молодыми и более взрослыми, когда согласовывались задачи. И стало приходить понимание, почему этот специалист в заданные сроки не может выполнить работу с ожидаемым результатом – ему зачастую не хватает опыта, знаний.  Другому не хватает понимания – зачем,  и так далее.
 
– Какие препятствия при внедрении системы пришлось преодолевать?
 
– Сопротивление со стороны коллектива, особенно тех, кто проработал в компании многие годы. Они привыкли жить в определенных рамках и традициях. Это небольшой процент от общей численности – 15%. Но это лидеры. Это было самое большое препятствие,  приходилось практически показывать полезность этого. Для меня был плюс в том, что в каждом подразделении были молодые ребята, в том числе и руководители небольших секторов, как раз поколения Y. Они подхватывали нововведения и показывали своему руководству, как это работает. И, волей-неволей, руководителям приходилось перестраиваться на эти формы отчета, постановки задач. Около 8 месяцев занял весь процесс.  Для меня лично большим показателем было, когда один руководитель отказался в своем подразделении систему МВО вводить. И через 2 месяца он подошел ко мне и спросил: ну что когда у меня внедряем? 
 
– Что является показателем успешной системы управления, есть ли инструменты, которые замеряют эффективность систем мероприятий?
 
– Выполнение общих целей компании. В идеале получается так: поставили цель в количественном показателе получить конкретную прибыль – получили, значит, выполнили.  А качественным показателем  я считаю показатель вовлеченности. Вовлеченный работник любит компанию, готов рекомендовать её в качестве работодателя, готов выполнять больше задач, определённых должностной инструкцией, кто разделяет и понимает цели компании и готов работать на их достижение и сам получает удовольствие и удовлетворение. Если у вас работают такие сотрудники, то и производительность в компании вырастает в разы. 
 
– Согласитесь, что система управления персоналом позволяет руководителю освобождать время для стратегий и тактик. Освобождает от оперативной работы.  
 
– Да, в такой ситуации руководители понимают, что они имеют право на отпуск без телефонных звонков, рабочий день с 9 до 18. Система позволяет  делегировать и доверять ответственность сотрудникам.  
 
– Мы пришли к тому, что для того, чтобы и Y, и Х работали эффективно, нужно создать условия, научить понимать друг друга, осознавать ценность друг друга. 
 
– Да, именно так. На последней встрече «HR-мастерской» мы подняли тему взаимодействия «иксов» и «игреков». Одна из участниц, представительница поколения Х, сказала: «Они нас учат жить беззаботно и в удовольствие,  и рисковать». Посмотрите, сколько молодых ребят учат иностранные языки, получают второе высшее образование, пробуют себя в разных профессиях. И когда ты понимаешь, что учишься у молодого поколения, получается союз надежности и креативности.  
 
Следующее интервью в рамках спецпроекта читайте на DK.RU 25 мая. Тема: «Контроль – ментально самая слабая функция российского менеджмента: опыт – достижения – атмосфера». Спикер – Павел Бобошик.
 
Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • Совладелец «Свердловского инструментального завода» обвинил партнеров в выводе имуществаСовладелец «Свердловского инструментального завода» обвинил партнеров в выводе имущества
  • «Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России«Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России
  • «Кубань-Вино» и «Ариант» перешли в собственность государства«Кубань-Вино» и «Ариант» перешли в собственность государства
  • Государство изъяло активы рыбопромышленных компаний Дальнего Востока на 21 млрд рублейГосударство изъяло активы рыбопромышленных компаний Дальнего Востока на 21 млрд рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.