Профессор НГУЭУ: «Постоянно внедрять новые бизнес–инициативы — самое рентабельное решение»

Завкафедрой экономики труда и управления персоналом НГУЭУ Светлана Сотникова порассуждала о национальной системе квалификаций как конкурентном преимуществе России.

Национальная система квалификаций — вопрос конкурентного преимущества страны. Изменения, происходящие на мировом рынке труда, приводят к конкурентному противостоянию национальных рынков труда. Именно они становятся очень важным инструментом борьбы стран за лидерство в экономическом развитии.

О национальной системе квалификаций как конкурентном преимуществе нашей страны на мировой арене рассуждает доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом НГУЭУ Светлана Сотникова:

Интеграция российского рынка труда в мировое сообщество несет в себе много изменений:

- трансформируется национальная система разделения труда;

-увеличивается несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, растет ее международная миграция, равно как и теневая занятость

- как следствие, нарастает неравенство материального благосостояния населения как внутри страны, так и между странами.

Эти процессы, в конечном счете, усиливают угрозу деградации и исчерпания человеческого потенциала в стране.  

Тогда как инновационное развитие экономики страны, в соответствии с мировыми тенденциями, все больше зависит от уровня и характера развития человеческих ресурсов. Знания персонала становятся одним из главных нематериальных активов экономики, средством достижения высоких социально-экономических результатов.

Необходимость защитить национальный рынок труда в условиях мировой конкуренции требует современной, прозрачной и соответствующей основным международным подходам национальной системы квалификации. Именно она будет способствовать переходу от рынка образовательных услуг, на котором квалификация работника определяется лишь дипломом об образовании, к рынку квалификаций, на котором ценность знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника — это его реальная готовность к качественному выполнению работы.

Переход к рынку квалификаций предусматривает формирование и продвижение на национальном рынке труда рабочей силы, востребованной работодателями и позволяющей реально повысить эффективность труда. Это повлечет за собой высвобождение капитала и природных ресурсов, и, как итог, — повышение качества жизни населения.

Начало системному созданию национального рынка квалификаций положил Указ Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». После была создана весомая нормативная база для формирования национальной системы квалификаций.

Однако процесс идет неоднозначно. Так, в одном из своих выступлений 2012 года президент России Владимир Путин отметил:

Мы еще в 2006 году договорились с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональной квалификации. К сожалению, результаты очень скромные. За пять лет утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря — это капля в море. По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, это надо решать, как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства.

В целях формирования национального рынка квалификаций был подготовлен и принят еще ряд указов и распоряжений.

Развитие конкуренции в экономике, в свою очередь, ставит перед каждым трудоспособным гражданином необходимость постоянно пополнять запас знаний, умений, навыков посредством образования и профессионального обучения, которое все больше должно «носить индивидуализированный характер и способствовать самореализации и саморазвитию человека, что … создаст условия для конкурентоспособности личности».

Логика формирования национального рынка квалификаций исходит из того, что, поскольку в действительности у каждого работника что-то получается лучше, а что-то хуже, чем у всех остальных, быть конкурентным — не только действовать в соответствии с необходимостью, но и достигать более высоких результатов деятельности по сравнению с рыночными требованиями. Именно это позволит человеку адекватно реагировать на изменение содержания профессиональной деятельности и возрастающие рыночные требования к ней, а также усилить позиции уже работающих сотрудников на рынке труда, повысить отдачу от их труда, а, следовательно, обеспечивать рост эффективности бизнес-деятельности. 

В условиях необходимости постоянно внедрять новые бизнес–инициативы — самое рентабельное и долговременное решение проблемы защиты национального рынка труда — это не просто совершенствование квалификации трудоспособных под текущие бизнес-цели, а преумножение конкурентных квалификаций под стратегические бизнес-цели.

В этой связи работодатели должны быть готовы постоянно выявлять конкурентные преимущества и уязвимые позиции в квалификации своих сотрудников. Равно как и выбирать наиболее эффективные способы помочь каждому работнику стать более производительным, умеющим отвечать на вызовы рынка и защищать себя в условиях роста безработицы, падения жизненного уровня трудоспособного населения, неблагоприятной демографической ситуации и при других обстоятельствах.

Материал подготовлен в рамках проведения Международного научного форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов», посвященного 50-летию НГУЭУ.

Самое читаемое
  • ЦБ отозвал лицензию у банка из топ-60 по величине активовЦБ отозвал лицензию у банка из топ-60 по величине активов
  • Потребительский спрос впервые за 30 лет упал так низко — глава DNS GroupПотребительский спрос впервые за 30 лет упал так низко — глава DNS Group
  • Владилен Фуфаров: «Екатеринбург привыкает к транспортным коллапсам. И это ненормально»Владилен Фуфаров: «Екатеринбург привыкает к транспортным коллапсам. И это ненормально»
  • «Сбер» сократит порядка 5 тыс. штатных ставок до конца 2025 г.«Сбер» сократит порядка 5 тыс. штатных ставок до конца 2025 г.
  • Бизнес-фитнес: как спортивные программы становятся частью стратегии компанийБизнес-фитнес: как спортивные программы становятся частью стратегии компаний
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.