Сергей Дьячков: «Убрать барьеры для входа на рынок»
Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков оставил бизнес, чтобы в команде нового мэра взять на себя ответственность за поддержку малого предпринимательства.
В интервью «ДК» он рассказал о том, как меняются отношения между властью и бизнесом.
Председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Сергей Дьячков говорит, что своей первоочередной задачей считает выстраивание новых отношений между мэрией и предпринимателями, глубокий мониторинг ситуации.
С этой целью недавно был изменен состав Совета по поддержке малого и среднего бизнеса при мэрии. Сейчас в нем 32 человека. Из них 14 — новички, на которых Сергей Дьячков рассчитывает как на «свежую кровь», на тех, кто предложит новые решения. По его словам, главный принцип, которого он придерживается, — не принимать скоропалительных решений, «не делать никаких революций».
Удалось ли за первые месяцы работы избавить малый бизнес от каких‑то препятствий, мешающих его развитию в Новосибирске?
— Мы ведем дискуссию с региональным министерством промышленности и торговли с тем, чтобы теперь схема размещения нестационарных объектов торговли пересматривалась не один, а два раза в год. Для малого торгового бизнеса в Новосибирске это было бы очень важное изменение. До сих пор мэрия утверждала схему размещения таких объектов раз в год и, если предприниматель хотел выйти на рынок, например, в мае, то ему приходилось пропускать практически весь сезон.
Бизнесмены жалуются, что транспортный налог для большегрузных автомобилей в нашей области самый высокий по Сибири. Каково ваше мнение об этом?
— Ставки транспортного налога в Новосибирской области, действительно, едва ли не самые высокие в Сибири. Поэтому ряд перевозчиков, осуществляя бизнес здесь, регистрируются в Омске, Томске. И это, конечно, плохо. Потому что используют — и разбивают — дороги они в Новосибирске, а налог платят соседнему региону. Я готов поддержать обращение в Законодательное собрание области с предложением уменьшить размер транспортного налога в регионе.
Многие, организующие свое дело, говорят, что механизм господдержки несовершенен. Планируете ли его менять?
— Не думаю, что в этом механизме нужно что‑то срочно менять. На получение поддержки существует конкурс. Его ключевые критерии для начинающих: жизнеспособный бизнес‑план, а для уже действующих — регулярная выплата налогов, обеспечение безубыточности деятельности, сохранение количества рабочих мест и рост заработной платы.
Недовольство часто связано с тем, что господдержка рассчитана не на всех. Однако надо понимать, что власть осознанно поддерживает в первую очередь производство, так как налоговый эффект от производителей при сопоставимых оборотах выше, нежели от торговцев.
Верно ли, что многие малые предприятия сейчас столкнулись с сужением рынков сбыта?
— При всей существующей общерыночной проблематике экономические санкции европейских стран дают новосибирским предприятиям, как и российским в целом, шанс существенно вырасти, выйти на новый уровень. В первую очередь могут выиграть предприятия, производящие продукты питания и другие товары повседневного спроса. Кроме того, изменится расстановка сил на рынке. В сфере торговли конкуренция усиливается, и это дает основания полагать, что усилится процесс перемещения предпринимательской инициативы, рабочей силы и капиталов в сферу производства.
Какие сегменты малого бизнеса, на ваш взгляд, имеют сейчас наибольшие перспективы для развития в Новосибирске?
— Возможности есть в разных сегментах экономики. Например, есть относительно хорошие условия для развития мини‑отелей, ресторанов, вообще сервисных предприятий. Ну, а наиболее перспективными мне представляются инновационные компании. В этой сфере предприятия, которые сейчас называются малыми, имеют хороший потенциал вырасти в большие компании. Инновационный бизнес — это одна из главных точек роста нашего мегаполиса.