Запрет продажи векселей частным лицам отберет у МСБ источники финансирования. МНЕНИЕ
Банк России заявил о планах введения запрета на участие физлиц в вексельных программах. Компания «Юнисервис Капитал» предположила, как это скажется на работе малого и среднего бизнеса.
6 июня Банк России объявил о намерении добиться запрета продажи векселей частным лицам.
Генеральный директор «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин поделился мнением о том, чем это грозит бизнесу.
Вчерашнее заявление первого зампреда ЦБ РФ Сергея Швецова можно однозначно публиковать в рубрике «плохие новости для малого бизнеса». Планируемый запрет на покупку векселей частными лицами отбирает у МСБ один из последних источников финансирования. Достаточно вспомнить, как много крупных на сегодняшний день компаний привлекали и продолжают привлекать частный капитал с помощью вексельных программ. Только компанией «Юнисервис Капитал» за последние 5 лет было реализовано около 20 таких программ. Среди них — компании с совершенно разными выручками, сферой деятельности, географией работы.
Конечно, облигации — более современный инструмент, и по сравнению с ними векселя могут показаться устаревшими. Мы это заметили по собственному опыту, и сейчас активно размещаем облигационные займы, за 2 последних месяца выпустив облигации для 3 компаний из Новосибирска и Москвы («Дядя Дёнер», «Грузовичкоф», «Первый Ювелирный»).
Но это не повод запрещать вексельные программы совсем: доступ малого бизнеса к бирже пока остается затруднительным ввиду затрат на регистрацию программ, услуги организаторов. Как по замыслу регулятора должен развиваться малый бизнес, если банки не спешат выдавать им кредиты, а финансирование от частных лиц хотят запретить?
Наша компания надеется, что в этом вопросе регулятор не будет ориентироваться на единичные случаи мошенничества с векселями: при наличии злого умысла любой финансовый инструмент можно использовать с целью наживы, обмана. Мошенники будут всегда, но запрещать из-за них доступный и привычный инструмент взаимодействия бизнеса и частных инвесторов — крайняя мера.