Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал

Надежный щит для бизнеса 2

Интеллектуальная собственность – помощник международному бизнесу из России

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 1

В текущей ситуации санкций и вынужденного нежелания западных компаний иметь дело с российским бизнесом предприниматели находятся в поиске инструментов, которые все-таки позволят вести полноценный бизнес с иностранными партнерами из разных стран на взаимовыгодных условиях.

Зачастую компании сталкиваются с тем, что бизнес необходимо разделить на два самостоятельных центра, поскольку след недружественных стран приводит к сложностям ведения бизнеса внутри России. Регистрация в реестре отечественного программного обеспечения, например, возможна только если правообладателем является российская компания. Если же такая компания в сфере информационных технологий желает работать на иностранных рынках, то необходимо, наоборот, перевести продукт на иностранную компанию.

Российские граждане могут зарегистрировать бизнес в другой стране, возможности для этого по-прежнему существуют, однако как при этом, с одной стороны, продолжать его контролировать, а с другой — не подставить под ограничения? На помощь приходят инструменты охраны и распоряжения интеллектуальными правами.

Вариантов разделить бизнес-потоки существует три:

1. Через разные объекты интеллектуальных прав на разных компаниях.

2. Через регистрацию прав на российской компании с последующим заключением договора на использование прав от иностранного бизнеса.

3. Комбинация двух вариантов.

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 2

В первом варианте для контроля бизнеса компания должна быть учреждена самими предпринимателями из России. Во втором варианте в других странах может работать и партнер, который будет перечислять платежи российским предпринимателям в Россию или дружественную страну по договору об использовании интеллектуальной собственности.

При этом необходимо понимать, что такой объект, как программа для ЭВМ, охраняется авторским правом, поэтому его охрана действует во всех странах – членах Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Другому лицу в этой ситуации могут принадлежать права на производное произведение, что является распространенным явлением в IT-бизнесе.

Товарные знаки и изобретения же охраняются свидетельствами и патентами именно в той стране, где соответствующий патент и свидетельство выданы. Бизнес сам может выбрать, сделать держателем всех прав российскую компанию или компанию в дружественной стране, либо дать разрешение компании в любой стране пользоваться объектом или его зарегистрировать, но выплачивать роялти по договору.

Возможны варианты, когда ключевая интеллектуальная собственность (исходная программа, изобретение) принадлежат российской компании или даже физическому лицу, а товарные знаки распределены между бизнесами в разных странах.

Грамотное использование интеллектуальных прав, их оформление на разные лица и выстраивание договорных отношений могут сделать международный бизнес надежным и эффективным даже в текущих условиях.

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 3

Новосибирск, ул. Добролюбова, 2а, офис 205

www.ipinco.com

info@ipinco.com

+7 383 291 34 51

https://t.me/ipincocom

Важные изменения в защите интересов директоров и собственников бизнеса при банкротстве

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 4

Если вы руководитель или собственник бизнеса, вы наверняка знаете о рисках привлечения к субсидиарной ответственности или убыткам по обязательствам своей компании. Всем также известно и о том, как яростно развивается институт субсидиарной ответственности в России, и как сложно доказывать свою невиновность собственникам и директорам компаний по таким притязаниям все последние годы.

Основные сложности в защите возникали в связи с тем, что у лиц, обладающих статусом КДЛ (Контролирующее Должника Лицо) не было фактической возможности влиять на размер ответственности, которая им вменялась при доказанности тех или иных ошибок в управлении.

То есть, к примеру, заключил директор невыгодную сделку на миллион, она спровоцировала банкротство, в реестр включились кредиторы на 10 млн, рассчитались с кредиторами только на 2 млн, то размер субсидиарной ответственности в этом случае будет составлять 8 млн.

Ранее, до 02.12.2022 г., бывший директор или участник не могли возражать против включения тех или иных кредиторов в общий реестр требований, а после 02.12.2022 такое право у них наконец появилось.

Первые предпосылки к устранению неравенства процессуальных гарантий сторон в делах о банкротстве были заложены Конституционным судом еще в 2005 г. в Постановлении 12-П, где было подчеркнуто, что в силу различных, диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и интересов с целью обеспечения публично-правовых целей института банкротства.

В последующем эта мысль была подтверждена повторно, но уже более явно, в Постановлении Конституционного суда РФ №47-П от 16.11.2021 г., где было указано, что наличие закона позволяющего привлекать к субсидиарной ответственности контролировавших должника лиц, должно автоматически предусматривать возможность обеспечения этих лиц надлежащими средствами судебной защиты, включая право обжаловать судебное решение, принятое в рамках того же дела о банкротстве по результатам рассмотрения заявления кредитора о включении его требований в реестр требований кредиторов в части определения размера данных требований за период, когда субсидиарный ответчик являлся контролирующим лицом по отношению к должнику.

Именно это Постановление и послужило последним толчком к изменениям в этой части и к публикации 21 ноября 2022 г. изменений в законодательство о банкротстве Федеральным законом №452-ФЗ.

В статью 34 закона о банкротстве включили пункт 4, который устанавливает новеллу  право лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности или к убыткам, оспаривать включение требований разных кредиторов в реестр требований кредиторов. Это, ранее отсутствовавшее у привлекаемых к ответственности лиц право, предоставляет более широкие права и возможности защиты, так как это в конечном итоге влияет на общий размер реестра и на размер субсидиарной ответственности конкретного лица.

Механизм, заложенный новым регулированием, предполагает подачу КДЛ ходатайства о вступлении в дело о банкротстве на любом этапе с момента подачи в отношении его заявления о привлечении к ответственности. С момента подачи такого ходатайства у КДЛ появляется право на оспаривание судебных актов, формирующих реестр требований кредиторов, а также на участие в деле о банкротстве по всем остальным вопросам, так или иначе связанным с размером последующей возможной задолженности.

Важный момент: несмотря на то, что эта норма вступила в силу 2 декабря 2022 г., законодатель распространил ее действие в том числе на все дела о банкротстве, которые были инициированы до момента вступления редакции в законную силу.

Это значит, что, если в отношении компании, в которой вы ранее являлись руководителем или участником, возбуждено дело о банкротстве, и в отношении вас подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, то одно из первых, что вы должны сделать — это подать такое ходатайство о привлечении в дело о банкротстве и следом за ним заявлять об оспаривании сумм, включенных в реестр по требованиям тех лиц, с которыми вы не согласны.

В связи с тем, что с момента принятия закона прошло еще очень мало времени, пока сложно делать какие-то выводы, как будет складываться судебная практика относительно одного из самых интересных вопросов  оспаривания КДЛ ранее вынесенных определений о включении в реестр требований кредиторов. Будут ли суды восстанавливать срок на такое оспаривание со ссылкой на новую норму или нет. Ясно одно: всем, у кого есть такие основания, нужно срочно и без промедления инициировать подачу соответствующих ходатайств с целью иметь возможность влиять на размер своей будущей гипотетической ответственности. В таких случаях «соломку можно подстелить» заранее.

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 5

Анна Шумская

Управляющий партнёр

Юридической компании

«Шумская и партнёры»

8-913-901-76-41

as@shumskaya.com

сайт: Shumskaya.pro

Адрес офиса:

г. Новосибирск, ул. Депутатская, 2, блок 5Б

Корпоративный конфликт и привлеченные консультанты: споры против собственников или против бизнеса?

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 6

Рассуждения о том, хорошо или плохо находиться в корпоративном конфликте, бессмысленны. Конфликты были, есть и будут даже в том случае, если собственники постарались оформить все свои договоренности. Поэтому специфика работы привлеченных специалистов «в конфликте» должна иметь не последнее значение для собственников. Опираясь на большой объем личной и обобщенной практики, попробуем разобраться в том, какая цель ставится в самом начале «противостояния» собственников и нанятых ими профессиональных команд юристов, а какие в итоге цели чаще всего достигаются. Самая распространенная причина для начала конфликта — закрытость информации о текущем состоянии бизнеса и его финансовых потоков от собственника, на второе место мы бы поставили ощущение «несправедливости» от распределения объема вовлеченности в процесс (моральной, физической, интеллектуальной, материальной) и конечной выгоды на выходе (дивиденды), и на третье — утрату интереса к действующему бизнесу, которая не компенсируется при расставании с бизнес-партнерами. Активно подается на рынок информация о том, что действующие с 2015 г. корпоративные новеллы серьезно изменили правовые инструменты для закрепления согласованных правил поведения собственников бизнеса. По факту, по истечении 7 лет применения корпоративных инструментов, большинство собственников не только не владеет знаниями о них, но и не уточняет у своих корпоративных советников, что из этого является подходящим для их бизнес-модели и как это можно практически применить. Не исключено, что причина в том числе и в профессиональном подходе самих консультантов, ведь недостаточно быть осведомленным юристом — современные реалии требуют глубокого погружения в отрасль корпоративного права, и в идеале — за чашкой чая рассказывать доверителю о практической пользе корпоративных инструментов непосредственно в отношении его бизнеса. Немаловажная составляющая — наличие опыта реализации таких инструментов, со всеми их плюсами и «подводными» камнями. Именно в таком формате взаимодействия рождаются варианты «внеконфликтного» разрешения ситуаций, условия, при которых консультант не просто отвечает на вопросы, уже сформированные собственником из сложившейся ситуации, а формирует у последнего многовариантный взгляд на ситуацию. Это всегда эффективнее и объясняется очень просто. Допустим, «желание клиента — закон», и консультант начинает формировать алгоритм защиты прав участника хозяйствующего субъекта. Однажды мы уже говорили, что при наличии активов в компании самая оптимальная организационно-правовая форма — это акционерное общество. Наличие споров между акционерами мало касается непосредственно актива, так как такие способы конфликта, как выход из общества, исключение из общества, требование выделения доли в натуре или обязание общества выкупить доли  малоэффективны или невозможны. Пример тому  принудительное исключение участника из общества. Сформируйте и сравните последствия иска об исключении акционера из АО и иска об исключении участника из общества с ограниченной ответственностью. В первом случае сложность возникнет уже при ответе на вопрос, кто оплатит стоимость акций исключаемого, так как само акционерное общество этого не делает, а в публичном сделать это в принципе невозможно, во втором — сразу можно подсчитать, сколько общество потеряет активов и сколько при этом потеряет «в рублях».

Еще один из популярных «способов защиты» прав учредителя-миноритария  привлечение к «разборкам» регулятора (Банка России) в виде обращений по факту нарушения прав акционеров (КоАП содержит довольно широкий перечень применяемых норм), ну и набирающая популярность практика привлечения к ответственности ООО за нарушение порядка созыва и проведения собраний участников. Обществу минус в виде полумиллионных штрафов, а конечная цель в виде урегулирования конфликта и сохранения работающего актива по-прежнему далека. Или предъявление требований к ЕИО, являющемуся одним из участников или подконтрольным участнику лицом. Инструмент «мощный», но мало кто знает, что как только такие требования удовлетворены, налоговый орган вправе (и, как правило, не упускает такой возможности) доначислить налог на всю сумму, подлежащую удовлетворению, что, опять же, к достижению цели не факт, что приблизит, а вот финансовой составляющей опять минус. Действия не просто консультанта, а «защитника бизнеса» даже в стадиибудут способствовать увеличению его инвестиционной привлекательности.

Зачастую именно из корпоративных конфликтов рождается хороший долгосрочный тандем корпоративного юриста и собственников, в котором последний выступает именно «защитником бизнеса», а не просто практикующим корпоративным юристом, выполняющим поручения доверителя.

Однако собственникам перед тем, как начинать корпоративный конфликт, стоит озадачиться единственным вопросом не получат ли они на выходе из конфликта разрушенный бизнес и уничтоженные активы.

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 7

Юридическая фирма «Бизнес и право», http://businessandlaw.ru/, https://t.me/business_L_Int , +7 913 852 4904

Стратегия лидера — «расширяем границы»

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 8

Александр Решетов, генеральный директор Финансово-правовой группы «АРКОМ» — об основных требованиях к современному консалтингу.

Российский рынок консалтинга, как и вся экономика в целом, сегодня функционирует в условиях новых законодательных актов. Уход иностранных «легионеров» открыл поистине уникальные возможности. В лидерах — тот, кто создал «экосистему» из комплекса качественных услуг и высококвалифицированных экспертов. В их числе — Финансово-правовая группа «АРКОМ», история которой началась 17 лет назад в Новосибирске. Мы поговорили с ее руководителем Александром Решетовым о дальнейших перспективах.  

Рынок юридических, финансовых услуг 2023 года — каковы основные тенденции?

— Сегментация и укрупнение. Специалисты стремятся уйти от универсальности в узкий профиль, становясь высококлассными экспертами в разных областях права. Консалтинговые компании расширяют сферы своего влияния.  

Например, рынок торгов приобретает цивилизованные формы с помощью не нового в России института саморегулирования. Компания «АРКОМ» вошла в состав СРО «Союз организаторов торгов», где занимается упорядочиванием всей работы, разработкой методик и аналитических исследований, подготовкой статистических данных. Участникам торгов это значительно облегчает ориентирование в рынке и защищает их интересы.

Есть мнение, что уровень сегодняшних консультантов очень низкий, соответственно, упала и стоимость их услуг. Вы ощущаете приток низкоквалифицированных кадров?

— В области финансовых услуг это маловероятно, поскольку сфера достаточно консервативна и регламентирована в виде многочисленных допусков, разрешений, сертификатов, лицензий. Непрофессионалам здесь не место.

На юридические услуги приходится какая-то часть молодых специалистов, новичков. Их выход на рынок всегда связан с демпингом: предлагают более дешевую юридическую помощь по принципу «лишь бы была работа». Конечно, при этом риски высоки из-за отсутствия опыта, знаний. Но для клиента, который осознанно подходит к выбору исполнителя и ожидает 100-процентный результат, низкая стоимость будет скорее минусом, чем плюсом.   

Какие новые запросы от клиентов появились в последние годы?

 Кризисные явления — это всегда вызов. Владельцы бизнеса в нынешнее время жестко подходят к упорядочиванию финансов и организационных процессов в целом. В связи с этим наблюдаем увеличенный спрос на судебное представительство: по возврату дебиторской задолженности, налоговым спорам, участию в управлении дебиторской задолженностью в банкротных процедурах, защите от субсидиарной ответственности. 

Увеличилось количество запросов на сопровождение сделок по купле-продаже бизнеса, какого-либо имущества, оборудования в целях расширения производственных мощностей, открытия новых направлений. На рынке происходит замещение иностранных игроков. Освободившиеся ниши активно занимают отечественные компании. Массовое явление подобных изменений мы наблюдаем в сельском хозяйстве, производстве, торговле. Увеличилось количество обращений от клиентов с задачами провести анализ рынка, финансовых историй для принятия взвешенных решений.

Все кризисы, которые переживала и переживает российская экономика, давали новые возможности для роста и повышения бизнес-иммунитета. В 2008 г. происходили массовые слияния и поглощения. В 2014 г. перекредитованные компании оказались под прессингом банков. В 2016 г. под «каток» попали кредитно-финансовые организации. За долгое время работы на рынке юридических услуг мы накопили огромный потенциал знаний и опыта в разных сферах, где работают наши клиенты. Это позволяет нам быть максимально устойчивыми и продолжать развиваться.

По какому пути развития идет Финансово-правовая группа «АРКОМ»?

 По пути региональной экспансии через открытие дополнительных офисов и расширение спектра оказываемых услуг, так или иначе связанных с правом. Помимо юридических услуг, сопровождения банкротства, оценки, аудита, компания сегодня занимаемся организацией, проведением торгов, а также комплексным сопровождением сделок.

Финансово-правовая группа «АРКОМ» работает по принципу многофункционального центра с основными офисами в Москве и Новосибирске, а также с дополнительными офисами в Красноярске и Нальчике. «АРКОМ» осуществляет качественный контроль и обеспечивает высокий уровень безопасности сделок.   

Настя Холодная

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 9

Финансово-правовая группа «АРКОМ»

https://group-arcom.ru/

8 (800) 500-62-12

info.nsk@group-arcom.ru

 

Налоговые потоки замкнулись в едином платеже 

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 10

Директор компании «Бизнес Альянс» Людмила Михайловская — о финансовых рисках и мерах защиты из-за новой системы уплаты налогов.

Этот год начался с потрясений для сферы бухгалтерского сопровождения. Масштабные изменения в направлении уплаты налогов до сих пор порождают неутихающие споры. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ теперь существует единый налоговый платеж, на основании которого все налоги и взносы налогоплательщики перечисляют единым налоговым платежом «ЕНП» и на единый налоговый счет «ЕНС» в Федеральное казначейство. У каждого налогоплательщика теперь есть свой счет. Этот способ уплаты стал единственным.

На первый взгляд, процедура уплаты налогов упростилась. Легче стало? Нет,  уверена постоянный финансовый эксперт «Делового квартала» Людмила Михайловская, директор компании «Бизнес Альянс». По крайней мере, пока. Почему?

«Как показывает практика, первое время после нововведения наблюдается определенная неразбериха. Требуется время, чтобы все было отточено и выверено до мелочей. При недостатке опыта бухгалтера неизбежны ошибки, сбои в работе, вследствие чего — доначисления пеней и штрафов.

Да, все платежи теперь уходят на ЕНС, но есть определенные тонкости. Так, в случае, если предусмотрен авансовый платеж, то налогоплательщику заранее следует заполнить специальную форму уведомления и направить ее в налоговую инспекцию. Также хотелось бы отметить, что распределение платежей налоговая служба берет на себя, в случае, если есть задолженность, тогда сначала гасится долг, а потом оставшуюся сумму распределяет по КБК на основании уведомления налогоплательщика. Информацию о том, как именно распределили денежные средства, можно увидеть в личном кабинете налогоплательщика или получить по запросу в ИФНС. В связи с изменениями, срок расчета налогового платежа  до 25 числа, а срок уплаты налогов  до 28 числа (ст. 2 закона 263-ФЗ).

В компаниях со штатной бухгалтерской службой из-за большой загруженности главный бухгалтер не всегда может найти время разобраться во всех нововведениях, пройти обучение.  

На аутсорсинге все по-другому. Во-первых, наши клиенты-налогоплательщики обеспечены высокой степенью защиты, поскольку коллектив компании «Бизнес Альянс» перед введением новой системы уплаты налогов прошел специальную подготовку. Во-вторых, у нас существует правило: клиента сопровождает команда специалистов, где каждый  эксперт в своей области, а также налоговый консультант с многолетним опытом работы в структуре налоговой службы. Поэтому переход на новую систему уплаты налогов происходит в спокойном и плановом режиме.    

10 февраля компания «Бизнес Альянс» отметила свое 14-летие. Открытие офиса в Москве способствовало развитию новых направлений: финансового аудита и финансового консалтинга. Партнерство с лучшими юристами России обеспечивает еще большие возможности для клиентов компании «Бизнес Альянс».  

Надежный щит для бизнеса 2 - Деловой квартал 11

Бизнес Альянс.

www.biznes-al.ru

г. Новосибирск, ул. Романова, 28, оф. 311.

г. Москва, ул. Смольная, 24а, офис 904-2

+7 (383) 373-19-15, 

+7 983 510 16 90

моб. тел.: 310 16 90

e-mail: ba3101690@mail.ru