Тенденции и вызовы в подборе персонала: взгляд кадровых экспертов - Деловой квартал

Тенденции и вызовы в подборе персонала: взгляд кадровых экспертов

Тенденции и вызовы в подборе персонала: взгляд кадровых экспертов 

Тенденции и вызовы в подборе персонала: взгляд кадровых экспертов - Деловой квартал 1

Источник фото: https://ru.freepik.com, автор фото: d3images

В условиях стремительно меняющегося рынка труда компании сталкиваются с новыми вызовами в подборе персонала. Мы решили обратиться к ведущим кадровым агентствам, чтобы узнать их мнение о текущих тенденциях, проблемах и решениях в этой области. В интервью участвуют представители нескольких агентств, которые поделятся своим опытом и прогнозами на будущее.

Подбор персонала — это динамичная сфера, требующая постоянного анализа и адаптации к изменениям. Важно не только находить лучших специалистов, но и создавать для них комфортные условия работы.

Кадровые проблемы-2024 и тренды-2025 

Тенденции и вызовы в подборе персонала: взгляд кадровых экспертов - Деловой квартал 2

Фото предоставлено компанией ИП Лобарева А.В.

Основная проблема последних лет — выраженный и весьма ощутимый в каждой компании дефицит персонала. Что будет дальше?                                  

Нас в агентстве по подбору персонала «Кадры-54» при размещении заявки на поиск и подбор сотрудников часто спрашивают, куда делись люди и где их брать для своего бизнеса? Почему с рядом кадров, особенно рабочих и неквалифицированных, не работает схема, как раньше: разместил объявление на работном сайте, и все готово — за месяц, а то и быстрее, закрыл потребность в персонале. Поделюсь нашими наблюдениями за рынком труда 2024 г.

Дефицит персонала

Данные о численности постоянного населения в органах статистики обновляются не очень часто, но если посмотреть внимательно, то в последние годы тренд на убыль персонала четко выражен, причем не только в Сибирском федеральном округе, но и в России в целом, и за рубежом в том числе.

Постоянная численность населения по РФ, без учета присоединения новых территорий, по данным Росстата, составляет:

на 1 января 2023 года

146 447 424 чел

на 1 января 2024 года

146 150 789 чел

Убыль — 296 635 человек, или 0,20%

По Сибирскому федеральному округу:

на 1 января 2021 года

16 884 463

на 1 января 2022 года

16 758 520

на 1 января 2023 года

16 645 802     

на 1 января 2024 года

16 567 143

Убыль постоянного населения за последний год — минус 78 659, или 0,47%

Причин сокращения численности персонала в России несколько:

  • Физическая убыль (смертность последних лет выше рождаемости)

  • СВО (потребность в определенных подготовленных кадрах)

  • Отток мигрантов (повышенные к ним требования со стороны РФ)

  • Прекариат (неформальная занятость)

  • Самозанятость

«Мы зря думаем, что человек идет туда, где платят хорошо. Многие идут туда, где не надо напрягаться и вставать по утрам», — мнение одного из руководителей производства.

Все это однозначно показывает, что происходит изменение российской модели рынка труда, а значит, не учитывать эти причины при планировании 2025 г. российским предприятиям нельзя. Вызовы для руководителей новые, а значит, и подходы, и решения нужно искать принципиально новые.

Какие варианты предлагаем мы в агентстве «Кадры-54», когда разбираем с руководителями компаний, какие есть возможности привлечь больше кандидатов?

Предлагаете условия найма, но не из того, как ваше предприятие делало ранее, а как нужно тем, кого вы ищете!

Также возможны такие решения:

  • Используйте гибкие формы трудоустройства, предлагайте гибридное посещение офиса, сочетаемое с удаленкой, приглашайте не только на полный рабочий день, но и рассмотрите варианты с разной по длительности частичной занятостью.

  • Дайте кандидатам возможность выбора графиков и продолжительности работы (по тем должностям, где это возможно).

  • Пересмотрите стиль управления, рабочие условия, сократите сроки найма, введите удобную адаптацию для новичков, продумайте автоматизацию части рутинных процессов и пр.

  • Формируйте бюджет на ФОТ с учетом фактического роста рынка труда, часто официальный уровень инфляции не покрывает фактический рост, и у предприятия не заложены резервы бюджета даже на выборочное повышение уровня заработной платы ключевым и значимым сотрудникам.

  • Сделайте процедуру мониторинга уровня заработных плат по должностям предприятия регулярной. Ежегодно, а то и два раза в год, сверяйте уровень оклада и премиальной части по должностям вашей компании с рыночным, и там, где рынок существенно подвинулся, будьте готовы увеличить оплаты дохода или изменить систему мотивации как для удержания работающих сотрудников, так и для привлечения лучших кандидатов.

2. Гонка заработных плат

Мы в агентстве по подбору персонала «Кадры-54» постоянно занимаемся мониторингом уровня зарплат. Регулярно отслеживаем отраслевые изменения дохода сотрудников, используем методики сбора информации цифровым способом, полевые исследования, телефонные обзвоны и пр.

В 2024 г. даже мы удивились темпу роста фактических заработных плат, рост наблюдался практически по 90% исследуемых должностей, средняя зарплата оказалась в районе 72-75 тыс. руб., минимальная, на которую соглашались кандидаты, подвинулась уже к апрелю 2024 г. до 50-55 тыс. руб. По некоторым наиболее востребованным должностям рост составил почти 60%, а в среднем фактический рост заработных плат с ноября 2023 г. составил 35-40%. Это довольно высокий темп, и многие предприятия сталкиваются с оттоком персонала, отсутствием откликов на вакансии, контрофферами (когда кандидат использует предложение о работе, чтобы ему на текущем месте подняли уровень зарплаты) и т. п.

Помимо этого, в 2025 г. МРОТ тоже вырастет. Минтруд с 2021 г. привязал размер минимальной оплаты к медианному доходу, теперь он должен составлять не менее 48% медианной годовой зарплаты. Все это вызывает беспокойство у руководителей бизнесов, но нужно понимать, что привязка к медиане рынка может сыграть на руку предпринимателям, если рост заработной платы в 2025 г. затормозится или рынок труда начнет стагнировать.

Услуги, которые мы можем оказать вашей компании уже сейчас и решить проблему с кадрами:

  1. Подбор персонала. Найдем персонал в соответствии с четким запросом и предварительным анализом уровня заработной платы по должности.

  2. Обзор рынка труда. Подготовим мониторинг рынка труда с учетом специфики вашего предприятия и должности.

  3. «Рекрутер в аренду». Представим услуги профессионального и опытного рекрутера, который соберет информацию о том, сколько платят ваши конкуренты, оценит каналы поиска, проанализирует имидж работодателя, организует поток кандидатов, закроет вакансии в срок. Наши рекрутеры владеют всеми инструментами подбора персонала, включая GPT.

Справка о компании:

Руководитель агентства, вице-президент АРА Анастасия Лобарева.

Агентство по подбору персонала «Кадры-54» входит в состав Ассоциации рекрутинговых агентств России (АРА), Ассоциацию консультантов по подбору персонала (АКПП).

Телефон для связи (whatsapp/telegram) +7(983)123-27-67

Адрес: Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 165, офис 219

Наш сайт https://kadry54.ru/

Мы в социальных сетях

https://t.me/kadri54

https://vk.com/kadry54  

Реклама erid: LjN8JubXS ИП Лобарева Анастасия Владимировна ИНН: 540350961722

Рекрутеры с гибким мышлением — ваше спасение от дефицита кадров

Тенденции и вызовы в подборе персонала: взгляд кадровых экспертов - Деловой квартал 3

Фото предоставлено Рекрутинговым агентством BGStaff

Рекрутинговое агентство BGStaff с 2016 г. закрыло более 1000 вакансий для сотни компаний Новосибирска и России. Ее основатель Антон Дурнецов рассказал о том, какими будут найм и зарплаты в 2025 г.

— 2024 год подошел к концу, и все задумываются о том, как бизнесу подготовиться и быть успешным в 2025-м. Мы как опытные специалисты в сфере подбора персонала попробуем взглянуть на эту задачу с нашего ракурса.

Чем нам запомнился 2024-й? Помимо всего прочего — огромные проблемы с наймом любого персонала. А если говорить об опытных и квалифицированных специалистах, то на такой задаче можно либо ставить крест, либо готовиться к существенному повышению уровня оплаты труда, а также различным бонусам, таким как: ДМС, оплата спорта, обедов, полная удаленка или гибридные форматы работы.

Нам повезло: мы работаем преимущественно с ИТ-специалистами — программистами, аналитиками, системными администраторами, специалистами по информационной безопасности — и такие люди обычно высококвалифицированы.

Но события последних лет, начиная с пандемии Covid-19, и популяризация ИТ-сферы привели к тому, что часть высококвалифицированных ребят уехала из страны (например, для работы из теплых стран на федеральные компании) и получает соответствующую «московскую» зарплату. Это привело к большому количеству онлайн-школ и их низкоквалифицированных выпускников, которые со временем хлынули на рынок труда с целью найти высокооплачиваемую работу.

К слову, про зарплаты. Если говорить о среднем показателе, то специалист со стажем 1-3 года может зарабатывать 180-200 тыс. руб. Если рассматривать госсектор, то там зарплаты существенно ниже, хотя, например, предприятия с долей оборонных заказов сильно приблизились к рыночному уровню зарплат. В госсекторе в целом зарплаты — ближе к 80-100 тыс. руб. в месяц.

Если же говорить о высококвалифицированных спецах с большим опытом, то их зарплата может быть в районе 350-450 тыс. руб., а местами доходить до 700 тыс. руб., но это уже исключения из правил, либо очень узкие специалисты.

Системные администраторы получают от 80 до 180 тыс. руб. в месяц, в зависимости от задач. И, если даже вы захотите нанять специалиста за 150 тыс. руб., то вам потребуются месяцы на его поиски. Так что не обольщайтесь, даже если у вас предложение с оплатой выше рынка.

Если рассмотреть программистов 1С, то искать специалистов с зарплатой до 200 тыс. руб. практически бесполезно. Либо это будут разработчики уровня джуниор, либо надеяться только на удачу. Ориентируйтесь на 250 тыс. руб. в месяц и сроки поисков от двух месяцев.

Также одна из очень востребованных специальностей после ковида и удаленки — это системные/продуктовые или бизнес-аналитики. Заработная плата колеблется от 150 до 350 тыс. руб., в зависимости от квалификации. Удаленка усложнила коммуникации ИТ-службы и бизнеса, и аналитики стали спасательным кругом в этом деле.

Тестировщики/QA-инженеры получают в среднем от 80 до 170 тыс. руб. Если нужны с опытом написания автотестов, то зарплата — ближе к верхней планке и может ее перескочить.

Веб-программисты, по различным стекам, типа Golang, PHP, Python, Javascript и т.п., начинают смотреть от 200 до 450 тыс. руб. в месяц за разработчика уровня мидл. Но, опять же, за 200 тыс. руб. вы с большой долей вероятности получите программиста уровня джуниор плюс.

Однако найти исполнителей — одно, но есть еще более важная и сложная задача — управлять ими, ставить задачи, придумывать план разработки и придерживаться его либо своевременно корректировать. Поэтому в 2024 г. ребром встал вопрос найма грамотных управленцев. И вот тут совсем все плохо. Управленцев отличает умение красиво говорить и выдавать результаты, которые часто не соответствуют действительности.

В этом вопросе у нас много опыта. Например, нам встречался операционный директор, который был суперуспешным, по его словам — предыдущая компания при нем просто расцвела. Но, как выяснилось позже, компания еще полгода балансировала на грани банкротства после его ухода и именно из-за его действий.

Подбирали и директоров по информационным технологиям, и здесь задача — понять не только то, какой это управленец, но и с какими технологиями он работал. А сначала надо еще понять, какие вообще технологии есть в компании. В этом году к нам приходили с запросом на тихую замену текущих руководителей — чтобы никто не знал, что компания хочет расстаться с этим топ-менеджером. Встает вопрос: как узнать его функционал? А потом еще и оценить, сможет ли потенциальный кандидат решить поставленную задачу.

Благо у нас в команде есть квалифицированные эксперты, которые могут разобраться в технических нюансах даже директора по информационным технологиям. А оценить так называемые мягкие навыки нам помогает, помимо опыта рекрутеров, еще специально разработанный 20-минутный метатест, показывающий все темные уголки души кандидата.

С такой же задачей к нам регулярно приходят компании за поиском HR-специалистов. Ведь именно от директора по персоналу зависит стратегия работы с сотрудниками. А в наши дни просто заниматься подбором — укомплектованием штата — это как плыть на лодке с веслами по реке, которая уже очень близка к водопаду. Не выплывете!

Что мы можем посоветовать:

  1. Выбирать к себе в команду людей типа А (ни В, ни С) — лучших! Если кто-то тянет на дно, надо расставаться и искать тех, кто поможет идти вперед. Безусловно, не на всех позициях такой подход верен. Но если говорить о топ-менеджерах, то только так.

Но вы должны понимать: такие специалисты не ищут работу! За ними нужно охотиться, а мы умеем это делать! Возможная ловушка: когда вы собираетесь кого-то искать, то ваш взгляд в 95% случаев замылен, и поэтому, когда компания обращается к нам, мы задаем много вопросов, которые позволяют правильно составить портрет желаемого специалиста и расставить приоритеты. Мы как кадровое агентство работаем и с рынком РФ, и за рубежом, поэтому объемно видим опыт разных сфер и можем указать на очевидные ошибки.

  1. Работайте над HR-брендом компании. Это позволит как удерживать текущих сотрудников, так и привлекать новых. Если вы хотите развиваться, то без этого в наши дни никуда. К нам приходят даже заводы и просят помочь выстроить работу в рамках HR-бренда. У нас сильная команда экспертов, которая помогает, начиная с проведения глубоких исследований как вашей компании, так и рынка, а далее возможны варианты: либо выполнять стратегию развития вашего HR-бренда нашими силами, либо обучить ваших специалистов, чтобы вы могли реализовывать это самостоятельно.

  2. Спрашивать советов. Часто к нам приходят компании, желающие либо запустить ИТ-проект с нуля, либо вывести компанию из пике. Тут также очень советуем для начала просто поговорить. Это избавит вас от неправильного планирования, излишней эмоциональности. У нас есть эксперты, которые могут с этим помочь. Приведу простой пример: к нам обратился человек, который купил большие офисные площади, сделал в них ремонт, закупил мебель, компьютерную технику, и планировал нанять порядка 200 разработчиков за 1,5 месяца. Притом, что он сам был ИТ-специалистом. К сожалению, именно этот человек нас не послушал и спустя полгода не набрал даже двух десятков человек, вложив миллионы инвестиций.

  3. Если вам просто нужны ИТ-специалисты, то мы можем предложить два варианта. Первый — подобрать вам таких спецов в штат, предварительно проконсультировав, решаема ли ваша задача (к сожалению, до сих пор встречаются запросы, когда нужен javа-разработчик с опытом 5-10 лет, но за 120 тыс. руб. и в офис). У нас опытные рекрутеры и собственная база кандидатов, которая на конец 2024 г. насчитывает уже более 157 тыс. кандидатов.

Второй — если вам нужен человек срочно или вы хотите убрать расходы из статьи ФОТ, то мы можем предложить своего рода сдачу ИТ-специалиста в аренду. Минимальный срок аренды — 3 месяца. Зачастую вы получаете специалиста в течение недели и нет потребности платить отдельно за найм. Оплата происходит только за отработанное количество часов в месяце. Закончили проект — расстались с кандидатом, без каких-либо штрафных санкций.

В нашей команде работают опытные специалисты, которые помогут решить ваши сложные задачи, даже если ваш запрос нестандартный. Мы уверены, что вызовы, которые сегодня стоят перед бизнесом, можно успешно решать, если у вас гибкое мышление, именно поэтому мы постоянно обучаемся сами и советуем это делать всем нашим клиентам.

https://bgstaff.ru/

Новосибирская область, Краснообск, д 213, офис 2

Тел.: +7 (383) 258-60-90

E-mail: promo@bgstaff.org

Реклама erid: LjN8K1SKe ООО "БиДжи" ИНН 5433957864