#Вседомой: удаленная работа без конфликтов. Опыт Coca-Cola HBC Россия

Что нужно, чтобы удаленная работа не вызывала раздражения и не приводила к выгоранию? Как контролировать сотрудников и разрешать конфликтные ситуации?

Менеджер по регулированию трудовых отношений, Coca-Cola HBC Россия Ольга Егоркина

Для кого-то работа вне офиса — обычное дело, а есть те, для кого это новый и не очень понятный пока формат. Вне зависимости от уровня подготовки для сотрудников и их руководителей сейчас важно быть максимально продуктивными. Поэтому поговорим о том, как предотвратить возможные недопонимания и их перерастание в конфликт.

Можно выделить три ключевых причины, создающих поле для конфликтов:

Во-первых, в виртуальном общении ослабевает связь с компанией, ассоциирование с ней. Повседневной реальностью работника становятся его дом, семейные и иные заботы. Они «соревнуются» за фокус внимания сотрудника, переключают его на себя. Читая сообщение по работе, сотрудник одновременно может быть занят домашними делами и из-за такого «смешения» упустить важные детали, неверно что-то истолковать. На кого-то давит обстановка и многозадачность, кому-то сложно планировать свое время, эффективно разделять работу и личное.

В такой ситуации сотрудники быстро выгорают и становятся раздражительными. О продуктивной работе речи уже не идет.

Во-вторых, люди общаются не только с помощью слов. Исследования говорят о преобладании невербальных факторов — мимики, позы, интонации, взглядов и так далее — при оценке действий и намерений своего партнера по коммуникации.

В среднем, примерно 55% приходится на невербальные факторы и только 7% — на слова! В виртуальном общении невербальное взаимодействие естественным образом затруднено.

И, в-третьих, люди воспринимают информацию по-разному, пропуская ее через фильтры своих убеждений, опыта, знаний. Информационное искажение — наша естественная реальность. В текстовом формате общения, что характерно для рабочей переписки, растет вероятность возникновения конфликтных ситуаций «из ничего».  Читая сообщения и давая оценку, исходя только из своего понимания и настроя, каждый из нас легко может уйти в диалог с самим собой. Также важно отметить, что отправленное письмо живет своей жизнью и невозможно предугадать, в какой ситуации оно проявится и как будет использовано.

Таким образом, сохранить продуктивность при удаленном формате работы и предотвратить недопонимания и конфликты поможет максимальное приближение удаленной работы к офисному формату, в котором присутствует непосредственный контакт, неформальные кофеминутки с коллегами, возможность сосредоточиться над рабочей задачей и прочее.

Ниже приведу пять направлений и приемов, отлично работающих на практике для достижения этих целей.

На берегу определяемся с правилами и инструментами

Это кажется очевидным, но из-за разнообразия мессенджеров, программ для встреч онлайн, рассчитывать на телепатическое понимание, что и для каких целей нужно использовать, не стоит. Определитесь, какие средства для чего будете использовать, и по возможности минимизируйте их. Например, WhatsApp — для срочных сообщений, электронная почта — для текущих вопросов. Обязательно проведите обучение по техническим инструментам, а еще лучше — запишите его и сделайте памятку с лайфхаками, к которым сотрудник всегда может вернуться.

Важно заранее определить и донести до сотрудника, как выстраивается работа на удаленке: когда он должен быть на связи, нужно ли ему помечать в IT-инструментах или мессенджерах график работы и время обеденного перерыва. Отдельно проговорите темы постановки задач, фиксирования и контроля результата. Заранее стоит разработать и утвердить со всеми понятные листы задач на день, неделю или по проекту. Для этого тоже лучше провести мини-обучение со своей командой.

Также можно прописать правила работы с недопониманиями и конфликтными ситуациями в команде. Например:

  • Проясняем недопонимания по возможности сразу, не доводя до точки кипения.
  • Проясняем недопонимания в живом общении (видеовстреча/звонок). Переписку по электронной почте/в мессенджерах, особенно если недопонимание проявилось в них, прекращаем. 
  • Задаем открытые вопросы и всегда уточняем у собеседника его видение ситуации, способов ее разрешения, не додумывая что-либо самостоятельно, учитываем обратную связь и ищем решение на основе общих интересов. Если личный диалог по различным причинам не получается, привлекаем руководителя или бизнес-партнера в качестве медиатора.
  • Отделяем человека от проблемы («твоя неорганизованность мешает тебе выполнять задачи в срок» заменяется на «неорганизованность в работе мешает тебе выполнять задачи в срок»).
  • Используем «Я-послания» и не переходим на личности («ты не права»/ «ты думаешь неверно» заменяется на «я вижу, у тебя другое понимание этой ситуации»).

Поддерживаем привычные офисные форматы общения

Старайтесь всеми силами компенсировать живое общение между членами команды, чтобы не допускать ощущения оторванности и развития чувства социальной изоляции. Трудовые отношения — все же отношения.

Командные видеозвонки и разговоры, индивидуальные встречи с сотрудниками в условиях удаленной работы лучше проводить не менее раза в неделю. Чем меньше опыта такой работы у команды или сотрудника, тем большая поддержка ему нужна, поэтому регулярность может возрастать. Лучше выбирать именно видео, а не аудиосвязь. Такой формат поможет настроиться на контакт, «качественнее» понять друг друга (помним о невербальных факторах!), а также поможет сотруднику полностью погрузиться в обсуждение, а не делать параллельно другие дела, в том числе по дому. Еще такие регулярные встречи помогут быть в курсе прогресса задач, корректировать планы, оперативно разрешать имеющиеся вопросы и разногласия.

Помните о неформальном общении. Совместные поздравления с днем рождения, искренние разговоры, особенно по видеосвязи, использование эмодзи в ситуациях, где это применимо, помогут менеджеру и сотрудникам оставаться в контакте, сохранять открытость, а также вовремя замечать возникшую напряженность и разрешать ее.

Ставим прозрачные задачи и принимаем обратную связь

Чтобы избежать субъективной оценки задач и расхождения в ожиданиях, всегда проверяйте их на соответствие SMART (конкретность, измеримость, достижимость, значимость и ограниченность во времени задач). Если задача комплексная, то лучше сразу после ее постановки или прочтения созвониться и свериться — как понята цель, задачи, сроки и ожидаемый результат. Сверяем понимание с сотрудником также через использование отрытых вопросов («расскажи о плане выполнения задачи, с чего начнешь, какие трудности в достижении целей видишь и пр.»).   

Не забываем оставлять время для обратной связи, чтобы не оставалось какой-либо недосказанности, которая потенциально может перерасти в конфликт. В случае появления недопониманий всегда обращайтесь к вышеописанным правилам работы с конфликтами.

Соблюдаем баланс работы и жизни

Удаленная работа освобождает время и силы за счет экономии на путь в офис. Как правило, вопреки страхам менеджеров, продуктивность сотрудников при удаленной работе возрастает. А вот граница между работой и домом, наоборот, — размывается. Сотрудник может возвращаться к рабочим делам в вечернее время при готовке ужина, общении с близкими, играх с детьми, или работать без необходимых маленьких перерывов, или засиживаться до позднего вечера («еще одно письмо, оно маленькое, и еще одно»). Это приближает его к потере ресурсного состояния, и в итоге влечет за собой раздражение, семейные и рабочие разлады, потерю эффективности.

Вспомните свои ощущения, когда, например, видели время написания вам письма в час ночи или в выходной. Наверняка возникали мысли, ожидается ли аналогичное поведение от вас, как много или мало работаете вы, и на что имеете право. Или, когда при написании письма вы постоянно отвлекаетесь на игру с ребенком — насколько затягивалось написание такого письма и сколько раз ребенок спрашивал вас: «Тебе неинтересно, почему ты не отвечаешь?».

Здесь тоже очень хорошо помогают заранее оговоренные правила и ритуалы. Оборудуйте рабочее место (именно место, где есть стол и стул, а не мягкий диван с подушками), лучше, чтобы оно было не в вашей спальне. Всегда имейте на столе графин с водой, фрукты. Обязательно включайте в свой график утренние (встал-умылся-оделся-поел) и вечерние ритуалы, определяя через них начало и окончание рабочего дня. И обязательно делайте в течение рабочего дня небольшие перерывы на легкую разминку и отдых! Разминка может состоять из нескольких упражнений общей длительностью 5-10 минут, в том числе гимнастики для глаз. Главное — такие перерывы позволят переключиться, позаботиться о своем здоровье и оставаться в ресурсном состоянии для эффективного решения рабочих и личных задач.

Если в рабочее время с вами дома находятся родные, проведите семейный совет, объясните свой рабочий график и совместно определите, когда будете доступны для семьи, какими условными знаками будете пользоваться, чтобы родные легко ориентировались в вашей занятости.

Руководителям: не занимаемся микроменеджментом

Потеря контроля над ситуацией, отсутствие информации, что в каждый момент рабочего времени делает сотрудник, не занимается ли он личными делами, — самый большой страх менеджера, отправляющего свою команду на удаленную работу. В такой ситуации легко начать контролировать каждый шаг, убивая тем самым доверие и мотивацию, ведя свою команду к раздорам.

Если сомнения все равно одолевают, спросите себя — знаю ли я, что в каждый момент времени делают сотрудники моей команды в офисе? Ответ, как правило, отрицательный. Скорее всего в обычной офисной жизни вы сверяетесь с командой на регулярных встречах, у вас есть инструменты фиксации задач и их результатов, и вы сверяетесь в необходимых моментах по телефону или в личной встрече. Перенесите их в онлайн и помните, что в удаленной работе контроль можно и нужно передавать сотруднику: он сообщает результаты своей работы через заполнение результатов в листах задач, регулярные встречи и пр. Ваша задача как руководителя — помочь ему быть эффективным.

Важно стараться видеть в происходящем возможности и учиться работать с командой: делегировать, доверять, не перегибать палку с контролем и принимать решения в условиях неопределенности. Это очень полезно и для менеджеров, и для сотрудников, ведь каждый получает сейчас возможность прокачать свой тайм-менеджмент, больше времени уделить родным, научиться чему-то новому в сэкономленное на дорогу в офис время, что позитивно скажется на работе и жизни в целом.

Самое читаемое
  • В Свердловской области выдвинули еще троих кандидатов в губернаторы: кто ониВ Свердловской области выдвинули еще троих кандидатов в губернаторы: кто они
  • В Серове в жилом доме произошел взрыв газа: что известно в настоящий моментВ Серове в жилом доме произошел взрыв газа: что известно в настоящий момент
  • Власти Екатеринбурга решили судьбу парковки напротив мэрии: рендерыВласти Екатеринбурга решили судьбу парковки напротив мэрии: рендеры
  • Что общего у команды Ельцина с Шигирским идолом, Ибак-ханом и Демидовыми. Мнение ученогоЧто общего у команды Ельцина с Шигирским идолом, Ибак-ханом и Демидовыми. Мнение ученого
  • Участники сессии ВТБ на ПМЭФ-2025 обсудили новые точки роста для стран Глобального ЮгаУчастники сессии ВТБ на ПМЭФ-2025 обсудили новые точки роста для стран Глобального Юга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.