Безработица и цифровые продуктовые карточки — социальная сторона коронакризиса
Эксперты НГУЭУ поделились мнением о том, чем грозит потеря рабочих мест населением, и настолько ритейлеры готовы к новшествам на рынке.
Доцент кафедры экономики труда и управления НГУЭУ Юлия Масалова
Потеря работы в период кризиса
В кризисный период в экономике всегда происходят трансформационные процессы, сопровождающиеся высвобождением занятых и появлением новых направлений экономической деятельности, созданием новых бизнесов, на основе актуальных в этот период времени общественных потребностей. Сейчас актуальными становятся вопросы сохранения и поддержания здоровья граждан, производство средств индивидуальной защиты, изготовление вакцины от вируса и т.п. При этом сохраняются насущные потребности, связанные с базовыми процессами жизнедеятельности человека, прежде всего, касающиеся обеспечения продуктами и т.д. Таким образом, будут происходить определенные структурные изменения в части занятости населения. Предприятия, оказывающие досуговые и развлекательные услуги, сейчас момент прекратили деятельность, и потребности в работниках временно нет, но растет потребность, например, в услугах доставки товаров, а это значит, что спрос на работников в этой сфере значительно вырос.
Персонал организаций, деятельность которых была ограничена в период карантина, в первую очередь находится в зоне риска. В случае, если компания не имеет возможности переориентировать деятельность и обеспечить альтернативную занятость для работников, то при затянувшемся периоде вынужденного простоя, сохранить организацию, может, и не получится. Потеря работы уже коснулась и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых была связана с туризмом, сферой услуг и т.п. На перспективу ожидается, что практика дистанционной работы может привести к существенному сокращению офисных работников, но это будет зависеть напрямую от уровня автоматизации бизнес-процессов компаний.
Правильно ли мы понимаем, что тем, кто потерял работу, будут назначены общественные работы? Речь идет не о назначении общественных работ, а о возможности формировать доход для тех, кто в период пандемии лишился работы и средств к существованию. Во время экономического кризиса государство должно создавать условия для появления новых рабочих мест, в том числе инициируя новые инвестпроекты (строительство больниц, например) и предлагая даже такой формат, как общественные работы.
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бизнеса в сфере услуг НГУЭУ Лариса Нюренбергер
Введение продуктовых цифровых карточек
В сложившейся социально-экономической ситуации мы все отчетливо понимаем, что негативные последствия пандемии коронавируса неизбежны, а это значит, что государство вынуждено будет в той или ной форме оказывать в том числе и некую финансовую поддержку отдельным наиболее нуждающимся слоям населения. С другой стороны, жизнедеятельность в режиме самоизоляции заставила значительно активней использовать существующие электронно-цифровые форматы и технологии в самых разных сферах — банковской, образовательной, в сфере услуг здравоохранения, торговли, общественного питания, страхования и др.
Отечественный ритейл вынужден был сместить акценты с прямых розничных продаж в торговых залах на оказание услуг по комплектации и доставке товаров покупателям.
Сегодня сложно однозначно сказать, насколько предлагаемая система цифровых продуктовых карточек будет воспринята торговыми сетями. Прежде всего необходимо четкое понимание финансовых механизмов по переводу цифровых баллов в реальные рубли. Нужен единый порядок учета этого вида операций и, разумеется, ритейлерам потребуется техническая и технологическая поддержка для подключения к программе, которую по поручению государства должен будет администрировать единый регулятор.
Кроме того, продуктовые розничные сети должны иметь какие-то реальные мотивации, чтобы осуществлять торговую деятельность посредством цифровых баллов.