Евгений Бурденюк: «На кризис-2020 настроены позитивно»
«Я не советую «засовывать голову в песок» и резать косты. Когда это начинают делать по развивающимся проектам, то для меня это — пилить сук, на котором сидишь».
Генеральный директор ООО «Отелит Development» Евгений Бурденюк
— Каждый раз, когда наступает кризис, не очень понятно, где его начало и конец. Кто-то говорит, что кризис вот только начался, а кто-то считает, что кризис только будет, и мы еще не понимаем, что нас ждут серьезные проблемы. Поэтому всегда понятие кризиса размывается на какое-то неопределенное время. Мне кажется, что до коронавируса кризис еще шел с 2014 года, и тут появился новый, поверх того, что был.
Когда он наступил, моя первая мысль была: «Так, сейчас нас ждут сложности, и почувствуем мы их очень быстро». Все говорят: «Женя, надо все морозить, сворачиваем программы развития, режем косты и сидим, ждем волшебных проектов». Я уже занимал такую позицию в 2008 году, когда нас застал первый кризис. Тогда я собрал команду и сказал: «Ребята, я не знаю, что будет завтра, но точно будет нелегко, с кем-то мы расстанемся, а кому-то, возможно, снизим заработную плату».
По факту тогда мы никому не урезали оклады, никого не уволили, неплохо прошли и 2008, и 2014. Мы понесли небольшие убытки, потому что сделали скидки арендаторам. Но случился ряд факторов, которые помогли пережить тяжелую ситуацию. Например, операторы сотового ритейла резко начали развиваться в момент кризиса в 2008 году.
Кризис 2014-го был валютный. В сфере недвижимости все протекало постепенно. В этот кризис мы столкнулись с падением покупательской способности, поэтому предоставляли арендаторам скидки и другие льготы, но больших убытков не понесли. Упор сделали на развитие. Только развиваясь, мы сможем сохранить стабильность.
На кризис-2020 настроены позитивно. Наша стратегия — идти вперед, несмотря на то, что ситуация грустная. Я не советую «засовывать голову в песок» и резать косты. Когда это начинают делать по развивающимся проектам, то для меня это — пилить сук, на котором сидишь, то есть рушить бизнес.
Но и с выражением «кризис — время возможностей» я не совсем согласен. Легко говорить о возможностях, но найти их и использовать тяжело. Покупательская способность падает, деловая активность снижается, и зарабатывать сложнее. В этот раз мы сократили персонал, но это связано с неэффективностью каких-то отделов. Многие отделы работали на профицит, то есть создавали кадровый резерв. Сейчас мы сжались по штату, оставили эффективных сотрудников. Их заработную плату не сокращали.
Мы меняем некоторые форматы, подстраиваемся под арендаторов, и это позволяет нам двигаться дальше. Даже при самоизоляции заключали сделки. Я вижу, что многие бизнесы страдают и уходят с рынка, мне бы не хотелось, чтобы так было. Развиваться, когда другие разоряются, как минимум неприятно.⠀
Но сейчас наша задача не сожалеть, а двигаться вперед еще более агрессивно, более активно, но в то же время более взвешенно, с поправкой на непростые времена.
На рынке недвижимости все инертно. Те, кому придется покинуть рынок, сделают это не сейчас, им потребуется год-два. Изначально ощутят все удары, которые нанес кризис, а далее будут вести процедуру банкротства.
Я считаю так: если хочешь оставаться на месте, нужно все время бежать. И сейчас от легкого бега трусцой мы переходим к ускоренному движению. Мы выбрали эту стратегию в кризис 2020 года, и все партнеры, кто идет нога в ногу с нами, поддерживают компанию.⠀
Я знаю, что на выходе из кризиса будут положительные результаты. Пока все вокруг только вооружаются, ты уже вооружен.