Александр Ладан: «Этот бизнес оказался намного сложнее, чем мы думали»

Создать рынок, которого нет — задача амбициозная и не самая простая. За 10 лет предприятие «Нео-Пак» завоевало практически четверть рынка упаковки от Урала до Дальнего Востока.

Директор «Нео-Пак» Александр Ладан рассказал DK.RU, как в Новосибирске появился производитель гибкой упаковки и пакетов. Поскольку в конце нулевых российский рынок находился в стадии становления, а у основателей завода были необходимые компетенции, деньги и энтузиазм, запустить производство виделось делом не большой сложности. Стартовал «Нео-Пак» бойко, однако процессы оказались чуть мудренее, чем представлялось изначально. Но именно это и стимулирует руководство предприятия по сей день — ежедневное решение больших, интересных и сложных задач держит в тонусе и дает новую энергию.

В 2019 году Александр Ладан получил звание «Промышленник года» в рамках премии «Человек года», основанной «Деловым кварталом». Экспертный совет отметил директора «Нео-Пака» за запуск новой линии по производству гибкой упаковки. 

В мае 2019 года предприятие объединило свои площадки в одну, модернизировав производство, запустив новую линию и вложив в это 250 млн руб.

Мощность и технологический уровень нового оборудования должен позволить компании «Нео-Пак» продвинуться на рынке, получив в клиенты пищевые и косметические предприятия СНГ, а также крупнейшие торговые сети. В планах завода на следующие годы — новые инвестиции и четвертая линия производства.

А с чего все началось? Обо этом — по порядку, в интервью Александра Ладана.

Четыре причины открыть завод

Во времена «Сибирского берега» рынка упаковки в России практически не было, была только пленка без печати или бумага. Тогда мы заказывали упаковку за границей. Через какое-то время открылось производство в Москве, начали работать с ним. Но мы ощущали дефицит упаковки, поскольку у московского предприятия в приоритете были Центральная часть России и Урал, а Сибири — что достанется. Мощности не могли обеспечить спрос, да и качество было не самое лучшее. Возникла идея запустить свою типографию.

После продажи «Сибирского берега», рассматривая перспективные рынки для инвестиций, я вернулся к идее крупной типографии именно в Новосибирске.

Рынок был почти пустой. Плюс — мы понимали, что продукты — это вечный рынок, он не упадет ни при каком кризисе, и ему, соответственно, всегда нужна будет упаковка.

Географически Новосибирск расположен очень удачно как для доставки по Сибири, так и в Казахстан, где исторически не было и до сих пор нет типографий.

Третий фактор, говоривший за открытие предприятия — это опыт. У меня был большой опыт закупки упаковки. Так как пленка у «Сибирского берега» была стратегическим сырьем для «Кириешек», я часто бывал у наших поставщиков, смотрел, как они ее производят, знал какие-то нюансы. К тому же, я понимал потребности клиентов изнутри. Плюсом было и то, что у нас осталась хорошая команда после продажи «Сибирского берега».  

То есть был свободный рынок, был опыт, были деньги и были люди. Это и позволило нам включиться в этот проект. Арендовали площади, закупили и запустили первую линию. Но хочу отметить, что при кажущейся легкости вход в этот бизнес довольно долгий. Самой большой задачей стало оборудование. Мы покупали европейское, аналогов которого в России нет. Поэтому цена входа на рынке упаковки высокая. Грубо говоря, с миллионом евро здесь делать нечего — инвестиции измеряются десятками миллионов.

Отработав пару лет, мы исследовали спрос, посчитали затраты и окупаемость, получили обратную связь от клиентов и поняли, что у нас все получается.  

По сути, у «Нео-Пака» было три витка развития. Сначала была одна  линия, один комплект оборудования — экструзия, печать, резка, ламинация — потом второй, потом третий — примерно раз в три года мы вводили новые линии. Первая линия выпускала порядка 200 тонн упаковки в месяц, потом выросли в два раза — до 400, сейчас мощность составляет порядка 700 тонн упаковки и пакетов в месяц. Третья запущена в 2019 году. На площадку можно поставить и четвертую, мы бы хотели ее запустить и увеличить показатель до 1000 тонн.

Начинали мы с простой упаковки — для макарон, мороженого и т.п. Потом добавили участок экструзии, потому что негде было купить качественный полиэтилен. Потом увидели, что активно развивается сегмент пакетов — появился пакетный участок.

Мы изначально рассматривали выход на  разные  сегменты рынка упаковки, и время подтвердило нашу стратегию: диверсификация бизнеса, с одной стороны, сложна, потому что технологически в каждом типе упаковки — своя специфика, и на каждый участок нужен свой технолог, но в итоге именно это спасает в кризисы, когда какой-то из сегментов может падать.

Валютные скачки, Украина, коронакризис

— За 10 лет работы мы успели пережить несколько кризисов. Первая большая турбулентность началась в 2014 году, когда произошли политические столкновения с Украиной, санкции, скачки валютных курсов. Понятно, что сырье у нас в основном иностранное, закупки делаются в валюте, и падение рубля повлияло на наши затраты и цены. Когда случается валютный кризис, первое время все равно проигрываешь. Но, например, осложнение отношений с Украиной для игроков российского рынка упаковки стало хорошей возможностью подняться и увеличить долю. До этого кризиса многие российские компании закупали пленку на Украине (там работали большие мощности), потом поставки упали, и появилось место для работы местных производителей. В этом смысле политический аспект помог рынкам начать расти. 

Что касается нынешнего кризиса, связанного с пандемией коронавируса и тотальным локдауном, то он показал нам то, чего раньше вообще никогда не происходило. Российские компании-монополисты первыми подняли цены больше, чем вырос курс валют. За март, апрель, май — на 20%. Соответственно, и нам пришлось цены повышать. Пришлось искать общий язык, идти на компромиссы. Но вообще это удивительная история, которая создала небольшие сложности и новые задачи.

По рынку гибкой упаковки больших негативных последствий мы не ощутили, так как производство не останавливали ни мы, ни партнеры. Мы работаем в основном с пищевым рынком, и он не то что не упал, но за время самоизоляции населения даже вырос.

Заметно подросли крупы и макароны, мороженое. Многие пищевые производители отметили рост, поэтому упаковка тоже не простаивала. Единственное — была сложность с тем, что в какой-то момент не хватало людей на производстве — кто-то боялся выйти на работу из-за карантина, кто-то болел обычными сезонными ОРВИ и не хотел рисковать здоровьем коллег. К тому же, мы очень строго подошли к соблюдению мер безопасности: проверяем на входе температуру, отправляем домой всех, у кого есть малейшие признаки недомогания. Поэтому немного ощутили нехватку людей на линиях, но на самом рынке эта история не сказалась почти никак.

Производители связывают рост продуктов с тем, что люди стали реже ходить в супермаркеты и гипермаркеты и поэтому брать за один поход намного больше продуктов. Закрытый общепит также повлиял на рост покупок в магазинах.

Однако из-за закрытия торговых центров у нас обнулились пакеты, отгружаем сейчас только в Белоруссию, потому что там все работает в обычном режиме. Единственное — сейчас мы активно налаживаем контакты с интернет-магазинами, потому что e-commerce не остановил продажи и даже вырос. Онлайн-торговля — это, конечно, вариант для производителей пакетов.

Спрос перераспределился — упаковка для продуктов выросла, пакеты упали. Это еще раз подтвердило верность стратегии диверсификации. К тому же, у нас диверсифицирован не только продукт, но и география — каждый регион закрывает свой рынок: например, Алтайский край и Кузбасс — это молоко, крупы, Новосибирск — это кондитерский рынок, мороженое, пельмени, Иркутск — майонез. В разных регионах разные рынки-заказчики. Казахстан и Ближнее Зарубежье — это вообще отдельная история. Поэтому у нас получилось довольно равномерное распределение и по территориям, и по рынкам, и по продуктам, что позволяет в любые колебания твердо стоять на ногах.

Тренд на экологичность

Интересно, кстати, как пандемия в моменте изменила некоторые приоритеты. Безусловно, мы сами стремимся к экономике замкнутого цикла и минимизации углеродного следа. Но, скажем честно, необходимость гибкой полимерной упаковки проявилась особенно. Мы считаем, что гораздо эффективнее отказов и запретов сейчас налаживание раздельного сбора и переработки отходов упаковки с их последующим использованием в производстве.

К сожалению, здесь мы ощутимо отстаем от европейских стран, более того, конкретно сейчас раздельный сбор вообще приостанавливается. Сама отрасль гибкой упаковки имеет экологическую и экономическую заинтересованность в минимальном использовании ресурсов. Скажу больше — именно мы, в силу давления на нас, серьезно занимаемся как разработкой, так и внедрением новых технологий, связанных с вхождением в экономику замкнутого цикла. Однако отказ от использования как вариант сохранения ресурсов не привязан к одному материалу. Наше потребление не станет автоматически более экологически устойчивым, если мы откажемся от пластиковой упаковки.

Будем наблюдать за изменениями в мире. Пока пандемия не пройдена, может возникать много новых предлагаемых обстоятельств.

Сложные задачи как стимул роста

Несмотря на обстоятельства, мы продолжаем разрабатывать свою стратегию и придерживаться ее, чтобы воплощать все наши планы. Сейчас, как я уже упомянул, мы рассматриваем вариант запуска четвертой линии, чтобы выйти на мощность в 1000 тонн. Хотим войти в топ-5 производителей в упаковочном бизнесе в России. В прошлом году уже вошли в топ-10.

Помимо запуска дополнительных линий и нишевых сегментов, рассматриваем варианты объединения с другими игроками. Сейчас вообще идет тренд на укрупнение. Поэтому иногда проще купить небольших игроков, чем запускать какие-то сегменты с нуля.  

Конечно, этот бизнес оказался намного сложнее, чем мы думали. Потому что это не серийный продукт, у которого ничего не меняется — ни рецептура, ни требования к ней, ни технологии. А у нас — позаказный метод, для каждого клиента мы производим абсолютно новый продукт. Более того, из месяца в месяц даже один и тот же заказчик просит разные продукты, и мы каждый раз производим что-то совершенно новое. И в разных объемах.

Поэтому наш бизнес точно не дает скучать. Секреты? Да нет никаких секретов: нацеленность на результат, желание что-то делать, подбор «правильных» людей, умение договариваться с партнерами, вместе видеть перспективы, не останавливаться на достигнутом и просто много работать. Еще чуть-чуть удачи. Тогда — и успех, и драйв.

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.