Александр Ладан: «Этот бизнес оказался намного сложнее, чем мы думали»

Александр Ладан: «Этот бизнес оказался намного сложнее, чем мы думали»
Иллюстрация: «Нео-Пак»

Создать рынок, которого нет — задача амбициозная и не самая простая. За 10 лет предприятие «Нео-Пак» завоевало практически четверть рынка упаковки от Урала до Дальнего Востока.

Директор «Нео-Пак» Александр Ладан рассказал DK.RU, как в Новосибирске появился производитель гибкой упаковки и пакетов. Поскольку в конце нулевых российский рынок находился в стадии становления, а у основателей завода были необходимые компетенции, деньги и энтузиазм, запустить производство виделось делом не большой сложности. Стартовал «Нео-Пак» бойко, однако процессы оказались чуть мудренее, чем представлялось изначально. Но именно это и стимулирует руководство предприятия по сей день — ежедневное решение больших, интересных и сложных задач держит в тонусе и дает новую энергию.

В 2019 году Александр Ладан получил звание «Промышленник года» в рамках премии «Человек года», основанной «Деловым кварталом». Экспертный совет отметил директора «Нео-Пака» за запуск новой линии по производству гибкой упаковки. 

В мае 2019 года предприятие объединило свои площадки в одну, модернизировав производство, запустив новую линию и вложив в это 250 млн руб.

Мощность и технологический уровень нового оборудования должен позволить компании «Нео-Пак» продвинуться на рынке, получив в клиенты пищевые и косметические предприятия СНГ, а также крупнейшие торговые сети. В планах завода на следующие годы — новые инвестиции и четвертая линия производства.

А с чего все началось? Обо этом — по порядку, в интервью Александра Ладана.

Четыре причины открыть завод

Во времена «Сибирского берега» рынка упаковки в России практически не было, была только пленка без печати или бумага. Тогда мы заказывали упаковку за границей. Через какое-то время открылось производство в Москве, начали работать с ним. Но мы ощущали дефицит упаковки, поскольку у московского предприятия в приоритете были Центральная часть России и Урал, а Сибири — что достанется. Мощности не могли обеспечить спрос, да и качество было не самое лучшее. Возникла идея запустить свою типографию.

После продажи «Сибирского берега», рассматривая перспективные рынки для инвестиций, я вернулся к идее крупной типографии именно в Новосибирске.

Рынок был почти пустой. Плюс — мы понимали, что продукты — это вечный рынок, он не упадет ни при каком кризисе, и ему, соответственно, всегда нужна будет упаковка.

Географически Новосибирск расположен очень удачно как для доставки по Сибири, так и в Казахстан, где исторически не было и до сих пор нет типографий.

Третий фактор, говоривший за открытие предприятия — это опыт. У меня был большой опыт закупки упаковки. Так как пленка у «Сибирского берега» была стратегическим сырьем для «Кириешек», я часто бывал у наших поставщиков, смотрел, как они ее производят, знал какие-то нюансы. К тому же, я понимал потребности клиентов изнутри. Плюсом было и то, что у нас осталась хорошая команда после продажи «Сибирского берега».  

То есть был свободный рынок, был опыт, были деньги и были люди. Это и позволило нам включиться в этот проект. Арендовали площади, закупили и запустили первую линию. Но хочу отметить, что при кажущейся легкости вход в этот бизнес довольно долгий. Самой большой задачей стало оборудование. Мы покупали европейское, аналогов которого в России нет. Поэтому цена входа на рынке упаковки высокая. Грубо говоря, с миллионом евро здесь делать нечего — инвестиции измеряются десятками миллионов.

Отработав пару лет, мы исследовали спрос, посчитали затраты и окупаемость, получили обратную связь от клиентов и поняли, что у нас все получается.  

По сути, у «Нео-Пака» было три витка развития. Сначала была одна  линия, один комплект оборудования — экструзия, печать, резка, ламинация — потом второй, потом третий — примерно раз в три года мы вводили новые линии. Первая линия выпускала порядка 200 тонн упаковки в месяц, потом выросли в два раза — до 400, сейчас мощность составляет порядка 700 тонн упаковки и пакетов в месяц. Третья запущена в 2019 году. На площадку можно поставить и четвертую, мы бы хотели ее запустить и увеличить показатель до 1000 тонн.

Начинали мы с простой упаковки — для макарон, мороженого и т.п. Потом добавили участок экструзии, потому что негде было купить качественный полиэтилен. Потом увидели, что активно развивается сегмент пакетов — появился пакетный участок.

Мы изначально рассматривали выход на  разные  сегменты рынка упаковки, и время подтвердило нашу стратегию: диверсификация бизнеса, с одной стороны, сложна, потому что технологически в каждом типе упаковки — своя специфика, и на каждый участок нужен свой технолог, но в итоге именно это спасает в кризисы, когда какой-то из сегментов может падать.

Валютные скачки, Украина, коронакризис

— За 10 лет работы мы успели пережить несколько кризисов. Первая большая турбулентность началась в 2014 году, когда произошли политические столкновения с Украиной, санкции, скачки валютных курсов. Понятно, что сырье у нас в основном иностранное, закупки делаются в валюте, и падение рубля повлияло на наши затраты и цены. Когда случается валютный кризис, первое время все равно проигрываешь. Но, например, осложнение отношений с Украиной для игроков российского рынка упаковки стало хорошей возможностью подняться и увеличить долю. До этого кризиса многие российские компании закупали пленку на Украине (там работали большие мощности), потом поставки упали, и появилось место для работы местных производителей. В этом смысле политический аспект помог рынкам начать расти. 

Что касается нынешнего кризиса, связанного с пандемией коронавируса и тотальным локдауном, то он показал нам то, чего раньше вообще никогда не происходило. Российские компании-монополисты первыми подняли цены больше, чем вырос курс валют. За март, апрель, май — на 20%. Соответственно, и нам пришлось цены повышать. Пришлось искать общий язык, идти на компромиссы. Но вообще это удивительная история, которая создала небольшие сложности и новые задачи.

По рынку гибкой упаковки больших негативных последствий мы не ощутили, так как производство не останавливали ни мы, ни партнеры. Мы работаем в основном с пищевым рынком, и он не то что не упал, но за время самоизоляции населения даже вырос.

Заметно подросли крупы и макароны, мороженое. Многие пищевые производители отметили рост, поэтому упаковка тоже не простаивала. Единственное — была сложность с тем, что в какой-то момент не хватало людей на производстве — кто-то боялся выйти на работу из-за карантина, кто-то болел обычными сезонными ОРВИ и не хотел рисковать здоровьем коллег. К тому же, мы очень строго подошли к соблюдению мер безопасности: проверяем на входе температуру, отправляем домой всех, у кого есть малейшие признаки недомогания. Поэтому немного ощутили нехватку людей на линиях, но на самом рынке эта история не сказалась почти никак.

Производители связывают рост продуктов с тем, что люди стали реже ходить в супермаркеты и гипермаркеты и поэтому брать за один поход намного больше продуктов. Закрытый общепит также повлиял на рост покупок в магазинах.

Однако из-за закрытия торговых центров у нас обнулились пакеты, отгружаем сейчас только в Белоруссию, потому что там все работает в обычном режиме. Единственное — сейчас мы активно налаживаем контакты с интернет-магазинами, потому что e-commerce не остановил продажи и даже вырос. Онлайн-торговля — это, конечно, вариант для производителей пакетов.

Спрос перераспределился — упаковка для продуктов выросла, пакеты упали. Это еще раз подтвердило верность стратегии диверсификации. К тому же, у нас диверсифицирован не только продукт, но и география — каждый регион закрывает свой рынок: например, Алтайский край и Кузбасс — это молоко, крупы, Новосибирск — это кондитерский рынок, мороженое, пельмени, Иркутск — майонез. В разных регионах разные рынки-заказчики. Казахстан и Ближнее Зарубежье — это вообще отдельная история. Поэтому у нас получилось довольно равномерное распределение и по территориям, и по рынкам, и по продуктам, что позволяет в любые колебания твердо стоять на ногах.

Тренд на экологичность

Интересно, кстати, как пандемия в моменте изменила некоторые приоритеты. Безусловно, мы сами стремимся к экономике замкнутого цикла и минимизации углеродного следа. Но, скажем честно, необходимость гибкой полимерной упаковки проявилась особенно. Мы считаем, что гораздо эффективнее отказов и запретов сейчас налаживание раздельного сбора и переработки отходов упаковки с их последующим использованием в производстве.

К сожалению, здесь мы ощутимо отстаем от европейских стран, более того, конкретно сейчас раздельный сбор вообще приостанавливается. Сама отрасль гибкой упаковки имеет экологическую и экономическую заинтересованность в минимальном использовании ресурсов. Скажу больше — именно мы, в силу давления на нас, серьезно занимаемся как разработкой, так и внедрением новых технологий, связанных с вхождением в экономику замкнутого цикла. Однако отказ от использования как вариант сохранения ресурсов не привязан к одному материалу. Наше потребление не станет автоматически более экологически устойчивым, если мы откажемся от пластиковой упаковки.

Будем наблюдать за изменениями в мире. Пока пандемия не пройдена, может возникать много новых предлагаемых обстоятельств.

Сложные задачи как стимул роста

Несмотря на обстоятельства, мы продолжаем разрабатывать свою стратегию и придерживаться ее, чтобы воплощать все наши планы. Сейчас, как я уже упомянул, мы рассматриваем вариант запуска четвертой линии, чтобы выйти на мощность в 1000 тонн. Хотим войти в топ-5 производителей в упаковочном бизнесе в России. В прошлом году уже вошли в топ-10.

Помимо запуска дополнительных линий и нишевых сегментов, рассматриваем варианты объединения с другими игроками. Сейчас вообще идет тренд на укрупнение. Поэтому иногда проще купить небольших игроков, чем запускать какие-то сегменты с нуля.  

Конечно, этот бизнес оказался намного сложнее, чем мы думали. Потому что это не серийный продукт, у которого ничего не меняется — ни рецептура, ни требования к ней, ни технологии. А у нас — позаказный метод, для каждого клиента мы производим абсолютно новый продукт. Более того, из месяца в месяц даже один и тот же заказчик просит разные продукты, и мы каждый раз производим что-то совершенно новое. И в разных объемах.

Поэтому наш бизнес точно не дает скучать. Секреты? Да нет никаких секретов: нацеленность на результат, желание что-то делать, подбор «правильных» людей, умение договариваться с партнерами, вместе видеть перспективы, не останавливаться на достигнутом и просто много работать. Еще чуть-чуть удачи. Тогда — и успех, и драйв.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.