«Я думаю, что банкам невыгодно принятие этих поправок». Эксперт — про закон «О рекламе»
В рекламе кредитов предложено напоминать о том, что человек отвечает за долги всем своим имуществом. Что это изменит в отношениях банков и заемщиков?
К. э. н., доцент кафедры маркетинга, рекламы и связи с общественностью НГУЭУ Ирина Харламова
К. э. н., доцент кафедры маркетинга, рекламы и связи с общественностью НГУЭУ Наталья Теренина
И.Х.: Депутат Госдумы Ирина Яровая внесла в нижнюю палату парламента законопроект, который предлагает напоминать в рекламе кредитов (займов), что человек отвечает по взятым обязательствам всем своим имуществом. Я считаю, что такие поправки необходимы. Если мы зайдем на сайт любого суда, в раздел «Судебное судопроизводство», то увидим длинный список исков о взыскании сумм по договору займа, кредитному договору. Это связано с тем, что у большинства граждан юридическая и экономическая грамотность — на низком уровне. Это приводит к тому, что они взваливают на себя непосильные кредиты и не могут за них рассчитаться.
Конечно, одного упоминания в рекламе о том, что человек отвечает по взятым обязательствам всем своим имуществом, проблему не решит. Это должен быть комплекс мер. Но многократное повторение рекламы влияет на ее запоминаемость и постепенно это будет восприниматься на подсознательном уровне. Потребители будут взвешенно принимать решения о заключении кредитного договора. Это мое предположение, а время покажет. Но хуже от этих поправок точно не будет.
Н.Т.: Я считаю, что необходимость в такой поправке есть. Здесь решается сразу проблема, связанная с осведомленностью заемщика о финансовой ответственности перед кредитной организацией. В народе бытует такая пословица: «Занимаем деньги чужие, а отдавать приходиться свои». Действительно, стремясь удовлетворить свои потребности, человек упускает из внимания тот факт, что он берет на себя долговые обязательства, что отдавать нужно будет больше, чем занимал. А реклама кредитных продуктов привлекательна, соблазнительна и предлагает решение возникших финансовых проблем или потребностей. Поддаваясь эмоциональному воздействию, человек часто забывает о рисках и ответственности, которые его ждут. Можно привести еще пример, как некоторые люди считают, что если у них нет денег, то и взять с них нечего, они не предполагают, что нажитое имущество также попадает под залог уплаты долга. Внесение поправок в статью 28 «Закона о рекламе» поможет целевой аудитории оценивать рекламу не только на эмоциональном уровне, но и на рациональном, а кредитным организациям поможет решить вопрос об осведомленности будущих заемщиков о возникающей ответственности перед ними.
И.Х.: Я думаю, что банкам невыгодно принятие этих поправок. И пройдет ли законопроект путь от рассмотрения до внедрения, — большой вопрос. Но даже если его примут, то рекламу с кредитами показывать меньше не станут, будет другая подача информации.
В поправках оговаривается, что в рекламе кредитов в радиопрограммах такому предупреждению уделят не менее трех секунд; в телепрограммах — не менее пяти секунд и не менее 7% площади кадра; в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее 10% рекламной площади. Это может повлиять на длительность рекламы и, соответственно, ее стоимость.
Н.Т.: Изменения, вносимые в рекламные сообщения, повысят информированность целевой аудитории и, наверное, сподвигнут их более внимательно относиться к процессу заключения кредитных договоров. Я не считаю, что они повлияют на частоту показа рекламы кредитных продуктов. Поправки в законе несут также пользу и кредитным организациям. Ведь сейчас они немало финансов тратят на работу с должниками. Хотелось бы отметить, что реклама должна быть не только направлена на продажу товара, она также учит потребителя правильно оценивать свои возможности, воспитывает вкусы, формирует предпочтения, помогает сделать правильный выбор. Кроме того, она должна и предупреждать о возможных рисках, которые ждут потребителя.
Н.Т.: Ничто так не доказывает актуальность возникшей проблемы, как реальные цифры. В 2019 г. объем просроченных задолженностей физических лиц перед банками в Новосибирской области составил более 17 млрд руб. Нельзя сказать, что этому способствовала реклама, нет. Но когда мы смотрим рекламу кредитных продуктов, она говорит о том, что все ваши желания исполнятся. Эмоциональное воздействие таких сообщений на целевую аудиторию велико, особенно если у потребителя выражена высокая потребность в деньгах. Поэтому если реклама кредитных продуктов будет не только предлагать, но и предупреждать, предостерегать целевую аудиторию, это будет справедливо. Я не думаю, что кредитные организации от этих изменений что-то потеряют, может быть, к ним будет обращаться меньше клиентов, которым они будут вынуждены отказать в кредите, что скажется на экономии их рабочего времени.