Зачем Новосибирску Кремниевая долина? Бизнес-сообщество — о судьбе инноваторов
Создать в Новосибирской области атмосферу Кремниевой долины, чтобы стать сильнейшей экономикой в РФ — такую амбициозную цель ставят перед собой новосибирские стартаперы.
Однако пока в регионе работать на рынке инноваций трудно и не всегда прибыльно. Что мешает бизнесу, чего хочет власть, и как им взаимодействовать друг с другом?
«ДК» собрал за круглым столом инновационный бизнес, представителей областного правительства, мэрии, научных организаций и фондов поддержки стартапов и инноваций, чтобы обсудить проблемы отрасли и предложить возможные решения. Модератором выступил директор ГК «Лиртана» Андрей Федюкин. После долгого обсуждения он задал каждому участнику один вопрос: «Что нужно, для того чтобы бизнес мог разрабатывать и беспрепятственно внедрять инновации на своих предприятиях, в своем городе и области?»
Поделившись мнениями, все сошлись в одном: Новосибирску необходима единая информационная онлайн-площадка (организующая регулярные оффлайн-мероприятия) для знакомства всех участников цепочки внедрения инноваций: разработчиков, ученых, инвесторов, бизнесменов и власти.
Директор компании Neosun Energy Илья Лихов
Мы как инновационная компания в Новосибирске сталкиваемся с тем, что не можем элементарно найти компетентные кадры в области инжиниринга и энергетики — тех, кто понимает, как это происходит в мире, как меняется рынок. Те, кого мы собеседуем, находятся на уровне компетенций 80-х годов прошлого века. Поэтому мы вынуждены, как ни странно, привлекать китайских специалистов, которые могут создавать инновационные инженерные решения. Это довольно печально, я бы хотел видеть здесь специалистов, которые могут делать что-то реально инновационное и помогать компаниям выходить на глобальные рынки. Как мы можем повлиять на то, чтобы в Новосибирске появились нужные кадры, и чтобы российские инновационные компании меньше боялись выходить на международные рынки и активно продавали там свою продукцию? Беда России — в том, что в принципе инновации не нужны никому, кроме самих инноваторов, а в глобальном масштабе они не нужны ни чиновникам, ни правительству. Вот китайскому правительству, правительству США они нужны. А нам? Что город готов сделать для их развития? Речь идет даже не о деньгах. Где площадка, на которой меня выслушают? Где поддержка идей? Мы, например, предлагали мэрии поставить на крышу в качестве тестирования технологии (бесплатно!) солнечные батареи. Дважды. Нам отказали. Причем даже не на уровне вышестоящих, а просто энергетик сказал, что ему это не нужно, он в этом ничего не понимает и не хочет понимать. И он не знает, кто за это будет отвечать. Нашей идеей было — показать, что в городе есть инновационные технологии, которые работают! Люди вынуждены уезжать, потому что за границей делать что-то проще и безопаснее, чем здесь.
На мой взгляд, преимущества Кремниевой долины и подобных проектов — в том, что там есть постоянные коммуникации между институтами, которые обучают, между компаниями, инвесторами, властью, и это очень хорошо работает. Было бы круто, если бы в Новосибирске появилась хотя бы часть такой структуры, где могли бы встречаться ученые, потенциальные инвесторы, власти, бизнес.
Начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько
Для того чтобы продвигать инновации, нужно три вещи: образование, наука и внедрение в производство (тот самый треугольник академика Лаврентьева).
Что касается образования, то у нас оно на достаточно высоком уровне, по крайней мере, в точных и технических дисциплинах, IT. Наука признана во всем мире. А вот что касается внедрения, то здесь мы существенно отстаем, и это основная проблема. Но сразу хочу сказать по поводу технологий: я не видел ни одну «умную технологию» в США, Сингапуре или Китае, аналога которой бы не было у нас. Другое дело — у нас нет этому массового применения. Основная причина, по-моему, кроется в абсолютной негибкости принятия решений в России. В США у компаний больше возможностей — они могут быстрее все согласовать с органами власти. Там хорошо развито местное самоуправление, которое может самостоятельно и быстро принимать решения для каждой компании, у них есть на это полномочия.
Наша же проблема — в негибкости государственной системы. У наших муниципалитетов недостаточно ни самостоятельных прав, ни денег. Если, к примеру, в Новосибирске из тех налогов, которые мы собираем на территории, остается процентов 14, то в органах местного самоуправления СЩА — больше 80, и они могут использовать их так, как считают нужным, без согласования с федеральными органами.
У нас сейчас не плановая экономика, все поменялось. Нужно переделывать законодательство, давать больше возможностей местному самоуправлению самостоятельно принимать решения о поддержке той или иной инновационной компании и по налогообложению, и по выделению земельных участков, и по условиям подключения к коммуникациям.
Мы готовы поддерживать инноваторов и информационно, и административно, помогая продвигать их продукцию на внешние рынки. И мы это делаем. Готовы оказывать финансовую и организационную поддержку. В частности, у нас есть два бизнес-инкубатора, у нас есть договор с СО РАН, мы сотрудничаем с Технопарком, проводим форумы, выставки. Во всем этом можно и нужно участвовать. Но могли бы делать и больше.
Основатель компании «ИНТЕККО» Иван Крючков
Проблема нашей страны не столько в том, что нельзя найти специалистов, потому что их нет, сколько в том, что они просто очень дорогие. Если пользоваться услугами дорогих специалистов — продукт будет дороже по себестоимости и станет неконкурентоспособен. Но мы должны думать, как на это повлиять. Мы не можем повлиять на уровень образования. Я, например, могу сказать, что на нашем рынке телекоммуникаций нам часто приходится работать самим, потому что уровень инженеров и монтажников сильно упал. Это данность того, что происходит в государстве. Но мы поняли, что действовать надо в тех обстоятельствах, которые даны, и думать: а что конкретно мы можем сделать? Где-то мы работаем сами, где-то обучаем людей. Мы решили не жаловаться на то, что живем в России, а просто работать. Мне кажется, проблема наших предприятий — в том, что мы смотрим по сторонам, а не на себя. А надо посмотреть на себя, нигде в мире нет ничего настолько идеального — где-то Россия чуть лучше, где-то другая страна в чем-то лучше. Мы должны сосредоточиться на том, что мы можем и умеем. Надо повышать компетенции тех людей, которые сегодня есть во власти — их уровень будет расти, они будут немного больше понимать, шире видеть и, возможно, помогать нам на что-то влиять.
Основатель агентства BGStaff Антон Дурнецов
Так как мы работаем с кадрами, то согласен с мнением, что мы должны смотреть в сторону того, что мы сейчас можем сделать. Хочу отметить, что в Новосибирске действительно нет специалистов такого уровня, который мы видим, например, в техно-Китае. Причина проста: здесь нет таких задач. Крупный бизнес с большими задачами, на которых люди могут расти, обычно уезжает в Москву или сразу за границу. И мой главный вопрос — в том, что мы, как неравнодушные предприниматели, инноваторы и государство можем сделать, чтобы создать пусть не Кремниевую долину в Новосибирске, но хотя бы атмосферу, которая позволит здесь аккумулировать стартаперов, инноваторов, бизнес-ангелов, инвесторов и так далее. Чтобы никто не уезжал, потому что им комфортно и интересно работать здесь. Чтобы в Новосибирске была среда и инфраструктура для выращивания компаний, у которых будут потребности в сотрудниках с соответствующей квалификацией. У них здесь будет возможность проверить свою теорию, и их здесь поддержат.
Я очень рад, что мы вообще начали думать в сторону того, как мы можем что-то поменять. У нас в Новосибирске есть большая научная база, но непонятно как она может превращаться в бизнес. Почему мы как бизнес сначала продумываем продукт, тестируем его, в том числе и думая про целевую аудиторию, а наука сначала изобретает, а потом думает: а кому бы продать? Я считаю, надо объединять компетенции, делиться информацией, делать запросы в госорганы, чтобы они тоже начинали задумываться, менять свое отношение и подход. И мы не ждем от государства быстрого эффекта, быстрого разворота и изменения законодательства. Мы просим государство тоже начать хотя бы мечтать о создании такого центра инноваций в стране. Мечтать построить сильнейшую экономику внутри России. И тогда начнутся изменения! Тогда люди начнут думать по-другому, начнут искать возможности, в том числе — чем и как помочь. Начнут задавать вопросы. И у нас все получится!
Директор клиники «Блеск» Дмитрий Воробьев
Все всегда в любом случае упирается в законодательство. Менять что-то надо именно там. У нас всегда законодательство для всех одинаковое — для Москвы, для Сахалина, для Новосибирска. Но есть ведь нюансы в регионах. Одно и то же законодательство не может действовать на всех территориях. К тому же, важно помнить: любые инновации, любые идеи зависят от одного человека, таких людей, которые чего-то добиваются — единицы. Нужно, чтобы власть была заинтересована в людях. Пока нет заинтересованности власти в людях, она живет сама по себе, а остальные — сами по себе. Но ведь именно люди двигают это все, не организации, а маленькие люди. И им нужно помогать законодательно. Важно, чтобы на человека, который пришел регистрировать ООО или ИП, сразу не давили налоговые и прочие структуры. Власть — это большой, «огромный, сильный человек», и он должен помогать этому маленькому человеку, который пытается строить бизнес в сложных реалиях.
Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков
Отсылки к законодательству — это ерунда, потому что депутатов, которые принимают законы, выбираете вы, бизнес. Очень важная вещь, которую многие инноваторы, особенно молодые, не понимают: вы живете в законодательстве, которое создают депутаты, выбранные вами. Следите за выборами, за тем, кого выбираете. Знайте, кто ваш депутат Госдумы. Если вы не думаете, кого вы избрали, получайте жизнь, которую вам предлагают.
Директор компании «Утокс» Андрей Загоруйко
Может ли Новосибирск стать инновационной площадкой национального масштаба? Он не только может, но должен. Чем он отличается от других городов и регионов? Наукой. Мы — научный центр номер один, мы готовы быть научной столицей России. У нас есть огромный фундамент для того чтобы строить здесь нечто подобное Кремниевой долине. Но как используется наш потенциал? По большому счету, никак. Наши научные знания и прочие ресурсы мало трансформируются в технологи и коммерческие продукты. Все это пока на стартовой стадии и очень буксует. История очень сложная. У нас есть Академпарк, есть местные власти, есть СО РАН как федеральная история, и у них между собой есть трения, много противоречащих друг другу интересов. Поэтому нужно работать, чтобы как-то пробивать эти «заборы». Нужен обмен задачами. Нужна площадка для обмена информацией и продуктивного взаимодействия власти, науки, бизнеса.
Заместитель директора по инновационной деятельности ИХТТМ СО РАН Александр Николаенко
Поскольку я был и чиновником, работая в мэрии города Новосибирска и правительстве Новосибирской области, и сотрудником Академпарка, а теперь работаю в научном учреждении, то я вижу картину с разных сторон и понимаю, что есть системные просчеты на разных направлениях.
На самом деле есть три основные проблемы: кадры, инвестиции и коммуникации. По каждому направлению нужно работать и смотреть, где мы можем на что-то повлиять, исходя из имеющихся ресурсов, а где — нет. Что касается кадров, то здесь сейчас трудно что-то кардинально поменять. Это результат ошибок, допущенных в начале века. По поводу инвестиций: те деньги, которые есть в бюджете у мэрии и региональном правительстве на поддержку инвестиционной деятельности, — несоизмеримы с потребностями бизнеса. Остаются коммуникации: и вот здесь я согласен с коллегами — нам нужна площадка для обмена информацией, для деловых знакомств и сотрудничества. Причем в новом формате.
Директор предприятия «АвангардПЛАСТ» Михаил Григорьев
Когда я запускал свое инновационное производство роботов, я обращался в мэрию за поддержкой. Я сразу говорил, что денег мне не нужно, мне нужно продвижение — чтобы обо мне могли узнать потенциальные клиенты, чтобы люди знали, что в Новосибирске есть такое предприятие. У меня свой парк металлообработки, свои инженеры-конструкторы, мы все делаем сами. От государства помощи нет. Я прошу только информационной поддержки, потому что понял, что только знакомства выведут меня на людей, которым нужны мои роботы. Участвовать в выставках — очень дорого. Нужен административный ресурс от местной власти, чтобы бизнес мог выставлять свою продукцию бесплатно. Главное, что нам надо помнить: мы работаем за свои деньги, а люди, которые принимают решения, работают за бюджетные. Поэтому нам трудно понять друг друга. Но если мы будем больше общаться и больше знать друг о друге, возможно, что-то сдвинется с мертвой точки.
Директор ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» Евгений Павлов
Я могу сказать, что в Новосибирске все не так плохо с поддержкой стартапов. Мы, конечно, не даем инвестиции напрямую, но мы занимаемся научным консалтингом. В 1996 году наше учреждение создавалось, чтобы помогать коммерциализировать разработки научных институтов сибирских академий, внедряя в промышленный сектор. Сейчас мы предоставляем компаниям презентационно-имиджевую площадку.
Мы работаем как единое окно для инноваторов, у нас собраны все меры поддержки, и мы приглашаем всех к нам обращаться. У нас есть Венчурная ярмарка, участие в которой для новосибирских компаний бесплатное. По итогам конкурсного отбора.
За последние три года проведения 10 компаний привлекли больше 220 млн руб. от участия в ярмарке. Это и гранты, и частные инвестиции. Площадка дает возможность продвигать себя и находить полезные контакты, находить инвесторов. Это горячие контакты. Кого-то переманивает Сколково, конечно. Охота за проектами идет на федеральном уровне. И это нормально.
А что касается того, что все смотрят на Запад: там очень гибкие ГОСТы и СНИПы! У нас они слишком жесткие. И в этом тоже есть проблема. Многое упираемся в госрегулирование. Но мы должны работать в предлагаемых условиях, и мы научились это делать. Просто нам нужно больше знать друг о друге и чаще информировать о возможных мерах поддержки инновационного бизнеса.
Директор АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области» Михаил Космынин
Молодой бизнес часто боится пользоваться поддержкой. Бытует мнение, что всевозможные гранты, места на ярмарках, в бизнес-инкубаторах или акселераторах — это что-то для «своих». Но ведь все это происходит через конкурсные отборы, и за каждым рублем идет проверка — как потратили и на что. Все это прозрачно. Поэтому участвовать во всех возможных мероприятиях, пользоваться всеми возможными мерами поддержки нужно обязательно. А также очень важно, когда вы приходите к чиновнику, четко формулировать, что вам нужно. И я хочу отдельно отметить, что, когда вы приходите с проектом, который только хотите реализовать, и когда приносите хотя бы какой-то небольшой результат — это смотрится по-разному. У проекта, который уже как-то работает, больше шансов получить поддержку.
Директор ООО «СЦПЛБ Глазка» Илья Смирнов
Очень важна информированность об инновационных продуктах, доступных к внедрению. Источниками информации могут выступать профессиональные выставки и круглые столы. Как вариант — создать единую интернет-платформу, куда стартаперы могли бы добавлять свои проекты.
Также важна доступность начального внедрения технологии в бизнес- процессы или государственная программа софинансирования внедрения инноваций. А если смотреть в целом, то главная проблема — это нежелание самих бизнесменов применять новые подходы из-за того, что и старые неплохо работают и не требуют вложений.
Генеральный директор компании iROSS Сергей Забашта
Что нам нужно как бизнесу? Предоставление бесплатных мест на выставках. Больше информационных площадок. Внедрение в муниципальных учреждениях местных инноваций вместо импортных. Побольше мероприятий, чтобы общаться, знакомиться, информировать местные органы власти о проблемах отрасли.
Материал подготовлен для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал. Инновации в лицах» от 20.04.2020 г.