Венчурные инвестиции — как не прогадать?
На что лучше обращать внимание венчурным инвесторам, какие рынки принесут новые успешные проекты и хороший доход в ближайшем будущем?
Вложения в технологические стартапы — активно развивающийся в России тренд. Однако не каждый инвестор осмелится включиться в проект на стадии разработки, хотя опытные бизнесмены понимают перспективы заранее.
Исполнительный директор инвестиционной компании Kama Flow Павел Охонин рассказал «ДК», почему наукоемкие отрасли стали интересны как бизнес, на какие рынки стоит обратить внимание частным инвесторам и как венчурные инвестиции снижают риски денежных потерь.
Два года назад на круглом столе по инвестициям вы говорили о том, что новым трендом стало инвестирование в небольшие технологичные стартапы. Насколько он усилился за это время?
— Очевидно, что проекты ранних стадий, особенно в наукоемких отраслях, нуждаются в инвестициях на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и тестирование продукта, а также для последующего выхода в том числе на международный рынок.
Несмотря на очевидный тренд на «открытые инновации» на российском и зарубежных рынках, далеко не все корпорации готовы финансировать пилоты с технологическими стартапами на ранней стадии. Существуют различные механизмы работы с внешними для корпораций технологическими проектами, инвестиции — лишь один из них. По этому направлению значительно возросла активность корпораций — как через прямое участие в сделках, так и через создание корпоративных венчурных фондов.
Рост активности корпораций — это позитивная тенденция, которая делает российский венчур более динамичным, в том числе открывая новые возможности для технологически сложных DeepTech-проектов, которые долгое время оставались вне фокуса инвесторов. Мы как венчурный фонд как раз готовы работать с подобными компаниями с ранних стадий и помогать им развивать продукт до уровня, когда его будут готовы промышленно внедрять крупные корпорации.
Поскольку это нишевая история, то найти смельчаков, которые в нынешней экономической обстановке вложатся в компании, подверженные большим рискам, кажется сложным: как венчурные фонды взаимодействуют с инвесторами, кто чаще всего готов вкладываться в стартапы и почему?
— Что касается инвесторов венчурных фондов (так называемых LP), в России их не так много. Основные — фонды с участием государства (Российская венчурная компания — РВК), состоявшиеся предприниматели, некоторые крупные ИТ-компании. Постепенно на этот рынок также выходят банки и корпорации. Это позволяет получить доступ к широкой воронке проектов, которую формируют управляющие венчурных фондов, а также к инвестиционной экспертизе.
Мы убеждены, что взаимодействие венчурных фондов с индустриальными партнерами, корпорациями — наиболее оптимальный вариант для всех сторон в текущих условиях. Через участие в фонде они могут получить опыт и экспертизу работы на венчурном рынке. Для них это значительно проще и дешевле, чем создавать собственный корпоративный фонд, к тому же позволит решить свои внутренние задачи по поиску и внедрению новых технологических решений в операционную деятельность или расширение продуктовой линейки.
Как инвестировать в венчур? Какие могут быть варианты инвестиций?
— Если говорить про частные инвестиции, существует несколько вариантов: «бизнес-ангельские» инвестиции (в основном проекты ранних стадий), инвестиции в рамках синдиката (инвестиционный клуб, может быть юридически структурирован, может и нет), инвестиции через венчурный фонд. У каждого из форматов есть свои преимущества, важно только помнить, что венчурные инвестиции — это про формирование портфеля проектов (не менее 15-20) для диверсификации рисков.
Нужно иметь в виду, что венчурные проекты обладают особой спецификой. Это компании на ранних стадиях, которые в перспективе обещают быстро расти. Такие проекты зачастую сложно оценить, поскольку они могут не иметь значительных материальных активов и их рыночные возможности не до конца понятны. Поэтому оптимальным вариантом инвестиций на ранних стадиях развития выступает конвертируемый займ — взаимовыгодная сделка, предполагающая денежный заем, который по инициативе инвестора может быть в дальнейшем конвертирован в долю в компании или возвращен. Такой формат позволяет отложить оценку бизнеса на более позднюю стадию, а также оставляет инвестору место для маневра в случае невыполнения требуемых условий.
Какие отрасли сейчас лидируют по венчурному финансированию?
— Самые привлекательные ниши для инвестирования — технологические проекты в области искусственного интеллекта, финансовых и новых образовательных технологий, цифровой медицины. По данным отчета Dsight, в 2019 году наиболее популярными по числу сделок и объему инвестиций были вложения в программное обеспечение для бизнеса (различные SaaS-решения) и кибербезопасность. Кроме того, недавно в поле зрения инвесторов обозначились новые сегменты. Среди них — технологии для энергетики, новые материалы, новые технологии в промышленности. Возрастающему интересу к последним мы особенно рады.
В России профильных инвесторов, работающих с подобными стартапами, мало, и долгое время сложные наукоемкие DeepTech-проекты, ориентированные на индустриальный сегмент, были хронически недоинвестированы. Сейчас ситуация меняется, в том числе за счет приоритетов Национальной технологической инициативы и создания новых профильных фондов (например, совместный венчурный фонд РВК, «Газпром нефти», Газпромбанка и VEB Ventures — «Новая индустрия», корпоративные фонды Ростатома и Группы Северсталь и другие). Что касается Венчурного фонда НТИ, то мы ориентированы именно на «тяжелые» проекты, относящиеся к ключевым научно-техническим направлениям НТИ. В инвестиционном фокусе фонда — новые материалы, кросс-отраслевые B2B-решения на базе технологий интернета вещей и больших данных, искусственный интеллект, сенсорика, компоненты робототехники и др.
Кажется, что для Новосибирска венчурное инвестирование должно быть самой актуальной историей, учитывая наш IT-потенциал, количество стартапов, разработок и вообще имидж научной и технологичной столицы страны. Однако пока это все остается супернишевой историей — почему? И как видится в связи с этим будущее, какие тренды вы можете отметить?
— Действительно, Сибирь как регион обладает мощным научным потенциалом, а Новосибирск с его обширным комплексом научных организаций и развитой инновационной инфраструктурой выступает одним из центров генерации инновационных идей и прорывных проектов. У нас основаны и в настоящий момент базируются компании с мировым именем, успешно работающие на глобальных рынках. Например, Movavi - один из наиболее узнаваемых разработчиков ПО для обработки мультимедиа, или компания Almalence, которая является признанным лидером в области цифровых изображений, мобильной визуализации. Сегодня к инновационным компаниям из Новосибирска присматриваются не только наши, но и зарубежные инвесторы. Так, компанию Api.AI - разработчика технологии для встраивания голосового интерфейса в приложения приобрел Google. Важно, что истории успеха на уровне нашего региона есть, и их не мало.
На наш взгляд, один из трендов сегодняшнего дня и ближайшего будущего - постепенный выход на мировые рынки уникальных технологических проектов с российскими корнями. В последние годы появился ряд достаточно успешных историй: такие компании как Veeam, Badoo, Nginx с русскими основателями были оценены в сотни миллионов и миллиарды долларов в ходе инвестиционных сделок 2019 года. У многих российских проектов есть потенциал для подобного роста. Однако, особенность многих наших технологических компаний (в отличие от компаний из США и Европы) — в том, что в основном они развивались на собственные средства. Параллельно их международные коллеги и конкуренты активно привлекали венчурное финансирование, что позволило им сконцентрировать силы на разработке продукта, не отвлекая ресурсы на заказные проекты. Такая ситуация, с одной стороны, сделала российские компании более эффективными с точки зрения затрат, с другой — ограничила скорость развития. Мы готовы закрывать возникающий дефицит финансирования проектов, имеющих международный потенциал, и помогать им завоевывать новые рынки.
Kama Flow — частная инвестиционная компания. Работает с технологическими стартапами ранних стадий в различных секторах с наукоемкой составляющей и интеллектуальной собственностью. Под управлением компании находится Венчурный фонд Национальной технологической инициативы (НТИ), созданный Российской венчурной компанией (РВК) в 2018 г. с целью инвестирования в компании посевных и ранних стадий, появляющиеся на базе наукоемких регионов и развивающие технологии, которые относятся к ключевым научно-техническим направлениям НТИ. kamaflow.com
Материал подготовлен для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал. Инновации в лицах» от 20.04.2020 г.