Оксана Коробкина: «В онлайне будут все, это лишь вопрос времени»
Коммерческий директор Яндекс.Денег Оксана Коробкина рассказала, как перевести бизнес в онлайн, чтобы спасти его во время самоизоляции.
Массовый локдаун из-за самоизоляции поставил перед бизнесом новые задачи. Чтобы выжить и сохранить клиентов, многим компаниям пришлось переходить в онлайн. Основные сложности перестройки — это отсутствие опыта ведения онлайн-бизнеса, поиск удачных бизнес-моделей и быстрых способов организации бизнеса в интернете.
Оксана, на ваш взгляд, возможно ли перевести бизнес полностью в онлайн?
— Зависит от индустрии. Некоторые компании изначально начинают бизнес в интернете — например, группы в соцсетях, но не знают, как организовать прием платежей, развивать дело в онлайне, и постепенно уходят в офлайн. Для кого-то выход в онлайн может стать неподъемным и требовать больших инвестиций, а в новых условиях, связанных с самоизоляцией, вряд ли такие риски оправданы. Безусловно, весенний локдаун послужил триггером для развития бизнеса в онлайне. По данным исследования НАФИ, за последние полгода уровень цифровизации предприятий малого и среднего бизнеса Москвы и российских регионов вырос. Так, 75% российских компаний в 2020 г. завели собственные сайты, в 2019 г. они были лишь у 54% компаний.
Стоит ли переводить бизнес в онлайн, можно оценить по востребованности товара или услуги во время изоляции и сейчас — в переходный период. Например, по сравнению с прошлым годом просели такие категории, как туризм, авиабизнес, индустрия развлечений (кино, театры, музеи), но при этом выросли продажи продуктов питания, готовых наборов для приготовления блюд, продажи еды с доставкой из кафе и ресторанов, одежды, косметики, лекарств и многого другого. То есть если вы до пандемии организовали небольшой бизнес по производству натуральной косметики, которую продавали в офлайне (например, в местном торговом центре), а во время самоизоляции или сейчас научились работать в онлайне и продаете продукцию через страницу в Instagram, то возвращать бизнес в офлайн вряд ли стоит. Его можно полностью перевести в интернет. Мы в Яндекс.Кассе сейчас видим, что у нас заметно выросло число заявок на подключение приема онлайн-платежей — многие предприниматели не хотят замораживать бизнес и ищут новые каналы продаж. Крупным игрокам сложнее, так как требуется диджитализация многих процессов.
Насколько это целесообразно, что это даст компании?
— Самоизоляция заставила многих предпринимателей перейти на удаленку и развивать свои сервисы для построения бизнеса в интернете. Это помогло многим компаниям малого и среднего бизнеса сохранить клиентов и удержаться на плаву. Например, ресторанному бизнесу, который после закрытия заведений стал развивать свои группы и страницы в соцсетях и перешел на прием заказов онлайн и доставку; интернет-магазинам одежды, которые вынуждены были развивать страницы в Instagram, чтобы там продавать свою продукцию. К тому же, во время локдауна пользователи освоили покупки в интернете и вряд ли откажутся от них сейчас — просто потому, что это удобно. По данным опроса исследовательского агентства Data Insight, за время самоизоляции 10 млн россиян впервые попробовали онлайн-шопинг.
Другой момент — в онлайне есть пользователь, которого в офлайне не найти, а это значит, что перевод бизнеса в интернет позволит расширить аудиторию товара или услуги.
Есть ли какие-то побочные эффекты?
— Учитывая тенденцию на цифровизацию, вряд ли из-за перевода в онлайн небольшой бизнес как-то пострадает. Но нужно понимать, что все зависит от индустрии. Если речь идет об экскурсионном бюро или, например, турагентстве, то вряд ли выход в онлайн позволит улучшить положение компании, а затраты на перевод в онлайн не будут оправданы. Кроме того, даже если компания продает товары или услуги через соцсети и отправляет клиентам платежные ссылки, по которым они могут рассчитаться за покупку, — все равно нужно будет позаботиться о продвижении бизнеса в интернете.
Как я уже говорила, крупным игрокам сложнее, так как перевод в онлайн требует диджитализации многих процессов. Но я думаю, что в онлайне будут все, это лишь вопрос времени. Когда-то доля онлайна в ритейле составляла меньше 1%, во время самоизоляции она доросла до 99% и позволила многим гигантам не пробить дно по прибыли.
Как мотивировать сотрудников?
— В работе на удаленке нужно создавать больше точек соприкосновения с командой и поддерживать ее моральный дух. Дело в том, что чувство локтя на удаленке уходит и пропадает общественный разум. Поэтому важно не только выстраивать линейку KPI по функциональным подразделениям, но и проводить внутренние встречи, митапы и синки с большей регулярностью. Не лишними будут онлайновые мини-корпоративы, на которых люди смогут пообщаться.
Какие технологии нужно задействовать (например, замена некоторых сотрудников роботами, голосовыми помощниками и т.п.)?
— Конечно, за автоматизацией — будущее, но многое зависит от индустрии бизнеса. Если в логистике без автоматизации никуда, то в бухгалтерском учете пока все-таки важен человеческий фактор. Например, в период самоизоляции были востребованы услуги телемедицины, но это не способно заменить полноценный контакт с врачом и совсем не означает, что медицинские центры должны уходить в онлайн. Другой момент — что платежные сервисы для онлайн-продаж помогают вести бухгалтерию и позволяют увидеть, каким образом, за какой товар были получены деньги.
Действительно ли перевод бизнеса в онлайн поможет сократить издержки?
— Все зависит от бизнес-модели, так как в одном случае будет требоваться диджитализация многих процессов, в другом — подключение платежного решения, продвижение страницы и сокращение издержек путем отказа от аренды офиса и технического оснащения рабочих мест сотрудников. В период изоляции многие компании увидели, что сотрудники на удаленке показали высокий результат, и сейчас рассматривают возможность полного или частичного отказа от офиса. Кроме того, удаленный формат дает возможность принимать на работу сотрудников из любых регионов, независимо от места проживания.
Что может сделать бизнес для поддержания себя в кризис?
— Бизнес может сделать многое. Например, перейти в онлайн или вообще перепрофилироваться. Например, автоконцерны в Китае перепрофилировались на производство средств защиты (масок, костюмов) и заняли гигантский рынок, увидев возможности. Благодаря гибкости и масштабируемости мы сами в период самоизоляции смогли нарастить продажи и портфель клиентов.
Можно также воспользоваться федеральными и региональными программами по поддержке малого бизнеса. Например, с 15 апреля по 30 сентября 2020 г. в соответствии с решением Центробанка РФ интернет-магазины, которые продают еду и продукты, одежду, товары повседневного спроса, лекарства и другие медицинские товары, бытовую технику, электронику и устройства связи, могут платить сниженную комиссию — всего 1% с каждой продажи. Единственный момент — при продаже бытовой техники сниженная комиссия работает только для чеков на сумму до 20 тыс. руб. Ставка в 1% распространяется, по решению ЦБ, на платежи банковскими картами.
Яндекс.Касса вместе с Visa запустила проект поддержки малого бизнеса — на странице специального маркетплейса до конца этого лета компании и предприниматели могут рассказать о себе и бесплатно разместить свои предложения для покупателей. Сейчас на этой онлайн-платформе зарегистрировано 1780 компаний малого и среднего бизнеса, среди которых есть и новосибирские. Для небольшого бизнеса в такие времена важна любая поддержка, поэтому количество участников в проекте продолжает расти. С помощью этой площадки компании, которые уже работают в интернете, могут увеличить поток клиентов на свои сайты, а те, кто только собирается выйти с продажами в онлайн, смогут сделать это эффективно.