Почему компании не могут достичь поставленных стратегических целей?

«Есть устойчивое мнение, что только 15% из выработавших стратегию компаний достигают стратегических целей на самом деле».

Консультант по управлению, эксперт КГ «Управленческая практика» Олег Руденко

Сегодня многие компании стали регулярно проводить сессии по планированию и разработке стратегии. Делают они это своими силами или с помощью привлеченных консультантов. Но зачастую эффект от разработанной и отправленной в реализацию стратегии получается не совсем тот, который ожидают участники. Разберемся, почему так получается. 

Как правило, собственники или топ-менеджмент планируют с помощью стратегической сессии решить две задачи (их они и ставят перед внутренними или внешними исполнителями). Первая — организовать стратсесию с командообразующим модулем для ключевых сотрудников и руководителей. Вторая — в ходе мероприятия выработать стратегию, которая должна привести компанию к результату. 

Так вот, первая задача обычно всегда выполняется — участникам мероприятия собственная активность и помощь модераторов нравится. Появляется возможность переключиться с рутинных операционных задач, публично представить свои идеи и предложения, обсудить с коллегами решения, важные для развития компании. С выполнением второй задачи получается не всегда так же хорошо.

Нереализованные инициативы, недостигнутые рубежи и разочаровавшиеся сотрудники — все это заказчик (топ-менеджер или собственник), как правило, связывает с неэффективностью стратегии как инструмента управления.

В лучшем случае пытается что-то изменить в уже разработанной стратегии и приглашает более продвинутых, на его взгляд, консультантов. В худшем — вовсе разочаровывается в инструменте. В то время как методика предполагает периодическое целеполагание и необходимость связывать воедино стратегию, тактику и реализуемые инициативы. Неумение так делать и вызывает озвученные выше проблемы.

Есть устойчивое мнение, что только 15% из выработавших стратегию компаний достигают стратегических целей на самом деле. Я не буду столь категоричен, среди известных мне компаний процент несколько больше. Но точно не 100%. Что же мешает получить ожидаемый результат? 

1. Отсутствие ресурсов, способности и возможности их нарастить

Стратегия и суть ведения бизнеса заключаются в том, чтобы выстроить оптимальные структуры и системы, привлечь по наименьшей цене ресурсы и эффективно переработать их в максимальный результат. Но этот путь всегда рискованный и индивидуальный для каждой организации. Нельзя пройти по нему дважды, потому что внешняя среда постоянно меняется. Это в теории, а как дела обстоят на практике?

Нельзя сказать, что современные управленцы не понимают, какими ресурсами располагают. Наоборот, их достаточно точно учитывают практически все руководители. Основное препятствие на пути реализации стратегии — неспособность оперативно нарастить ресурсы и приобрести новые навыки и знания. От команды требуется развить компетенции, ключевые для выхода на новые рынки, разработки новых продуктов, сокращения потерь и улучшения качества продукции и т.п. Но высокий темп наращивания ресурсов не всегда приводит к их высокому качеству, которое необходимо. И тогда требуется менять устоявшиеся привычные системы и способы выполнения работ, а иногда — структуру организации и её культуру. Всё это уже является серьезными трансформационными изменениями, которые в короткое время не реализовать.

Если компании не придают значения этому этапу, то можно ожидать, что и на остальных они начнут буксовать. Радует, правда, что подобная организационная трансформация часто сама становится промежуточной стратегической целью. В таком случае шанс её достижения выше.

2. Отторжение со стороны линейных руководителей и сотрудников

Команда — это не просто основной ресурс компании и точно не «винтики» в системе, это творческий потенциал и основа для прорыва на новые рынки и отрасли. Прорыв можно совершить, только если сотрудники, на чьи плечи ложится реализация стратегии, вовлечены и мотивированы на достижения.

Если сотрудники не разделяют выработанные на стратсессии цели и способы их достижения, а система изменений  в сторону вовлечения сотрудников в процесс не сработала, то прямого саботажа с их стороны даже не потребуется. Вместо реализации стратегических инициатив они будут «тушить пожары» и смещать фокус приоритетов на текущую операционную деятельность или на интересные им проекты, не связанные с согласованным стратегическим выбором.

Ключевая задача — сделать так, чтобы команда приняла цели и стратегические инициативы на уровне собственного вызова и объединилась для их достижения.

3. Несогласованность стратегии и операционной деятельности

Редко, но бывает так, что стратегия и инициативы живут своей жизнью, а текущая операционная деятельность — своей. Стратцели, о которых говорит топ-менеджемент, не транслируются рядовым сотрудникам. Линейные менеджеры спрашивают с них совсем за другое, а о стратегии вспоминают в лучшем случае через полгода и закономерно не видят прогресса в ее реализации.

Если не сформулированы четкие правила игры (дорожная карта реализации стратегии), то сотрудники при выборе способа решения задачи, да и при выборе самой задачи руководствуются привычной моделью поведения: делают то, что всегда делали и что умеют. Немногие руководители и специалисты могут принять вызов и добавить к своему операционному контуру, за который спрашивают и зарплату начисляют, дополнительные «задачи на развитие».

Как правило, это все касается раннего этапа вовлечения организации в стратегический процесс. Если в компании прошло несколько циклов работы со стратегией, то уже сформированы дерево целей и задач, связь между целями и операционной деятельностью через ключевые показатели эффективности, связка с системой вознаграждения и т.д.

4. Неадаптированность системы вознаграждения

Еще одна проблема на пути реализации стратегии — отсутствие системы оценки результатов выполнения стратегических мероприятий, проектов и инициатив с последующим вознаграждением. Подразумевается, что выполнение стратзадач способствует повышению результативности и эффективности в основной деятельности, что в свою очередь должно привести  к росту зарплаты за счет перевыполнения показателей КПЭ.

Однако сотрудники так не думают. Они взвешивают и оценивают усилия, которые необходимо приложить для достижения амбициозных целей, сравнивают с получаемым вознаграждением и часто делают выводы о несопоставимости личного вклада и получаемого результата. В итоге не тратят свою энергию на реализацию стратегии.

5. Неадекватность поставленных целей

Казалось бы, стратсессия для того и нужна, чтобы помочь сконцентрировать усилия и определить пути достижениях тех целей, которые раньше считались недоступными. И значит, в своем целеполагании можно «помечтать» и попробовать достичь то, что давно хотелось.

Нередко организация сразу хочет победить на всех фронтах конкурентной победы: лидерство по цене, качеству, скорости, гибкости, обязательности, безопасности и предпринимательской модели и т.п.  Выбор делать всегда сложно. Истинные бизнесмены слабо довольствуются имеющимся, но стараются приобрести большее. Как результат — несбалансированная по наличию ресурсов (их всегда мало) стратегия, которая реализуется в лучшем случае в какой-то своей части.

Но отказываться от лишнего необходимо. Да, это сложно. Стратегия — не только о том, что организация будет делать, но и о том, какую деятельность ей стоит умерить или прекратить совсем.

6. Нежелание первых лиц участвовать в реализации стратегии

Пожалуй, самый печальный пример. Вроде бы «надо» сделать стратегию, и первое лицо (собственник) попросил, но по тому, как все происходит, становится понятно, что не очень-то и хочется. По разным причинам: собственник устал, директор перегорел, или спустили приказ из головного подразделения.

Если у сотрудников определенная апатия на начальном этапе трансформации допустима, то у первого лица — нет. Команда моментально считывает модель поведения, и стратегия не будет реализована. Когда у первых лиц нет желания участвовать, начинать не стоит.

7. Незамкнутый контур управления и отсутствие обратной связи

Если к стратегии возвращаться раз в год, результата не будет. Сейчас стараются сделать интервал короче, так как внешняя среда слишком динамично меняется. Я рекомендую не реже одного раза в квартал подводить итоги и делать мини-стратсессию для верификации выбранного способа достижения целей. 

Контур обратной связи отсутствует, когда в компании на регулярной основе не задают вопрос: «Что нам мешает и помогает двигаться по намеченному пути?». Отсутствие такой оценки, неспособность оценить изменения внешней среды и вовремя скорректировать путь приводят к недостижению целей.

Что же необходимо сделать, чтобы не попасть в перечисленные выше ловушки.

Выбор стратегии: как понять, что сделали его верно?

Основные пункты чек-листа, которые необходимо пройти инициативной группе при разработке, утверждении и принятии стратегии.

  1. Оцените наличие ресурсов и способностей для реализации задуманного.
  2. Оцените вовлеченность сотрудников в реализацию стратегии и необходимую степень культурных организационных изменений.
  3. Заручитесь поддержкой собственника и первых лиц. Важно понимать, готовы ли они принимать участие в реализации. Причем не на словах, а на деле.
  4. Оцените способность управлять процессом стратегической трансформации по точкам контроля.

Принятую стратегию встраивайте в повседневную деятельность сотрудников, а систему вознаграждения ориентируйте в том числе на достижение стратегических целей.

Сложившаяся практика, к сожалению, показывает, что часто данные рекомендации игнорируются, и организации не получают ожидаемого высокого результата от разработки и реализации стратегии, в то время как избежать проблем не так уж сложно: используйте чек-лист обязательных действий как реальный инструмент, встраивайте его в план создания и реализации стратегии.

Самое читаемое
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • Дроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненыеДроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненые
  • Бывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонииБывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонии
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.