«Это профанация, а не учеба». Новосибирские люди дела — о дистанционке

Новосибирские бизнесмены рассказали DK.RU, как пережили весеннюю онлайн-учебу детей и с какими чувствами ждут возвращения дистанционки.

16 ноября 2020 г. в Новосибирской области ученики 6-10 классов средних школ перейдут на дистанционное обучение.  DK.RU спросил, довольны ли родители дистанционным обучением школьников.

Елена Потапова, директор консалтингового агентства «VIP-club»

«Это профанация, а не учеба». Новосибирские люди дела — о дистанционке  1Мой сын учится в 4 классе. Так что в этот раз он останется на очном обучении. Чему я очень рада. Весенняя онлайн-учеба стала для нас трудным испытанием. В первую очередь потому, что в тот момент я сама была на удаленной работе. А работать дома, когда ребенок учится здесь же, оказалось совершенно невозможно. В этом возрасте дети еще не слишком самостоятельны в обращении с компьютером, то и дело приходилось вникать в образовательный процесс и помогать.

Кроме обычных школьных уроков, у нас были еще дополнительно английский по скайпу и дистанционные занятия в Школе творчества. Домашних заданий много, и все их надо было или сканировать и отправить на электронную почту, или выложить на Яндекс.Диск. Понятно, что это тоже делала я, а не ребенок. Безумное количество времени отнимал просмотр родительских чатов (класса, школы Творчества и английского языка), разбор домашних заданий и отправка.

Конечно, педагоги делали все, что могли, но как можно научить чему-то онлайн младшеклассников, не имея для этого ресурсов? Все темы дети изучали вместе с родителями, а функция учителя сводилась к выдаче заданий и их проверке. В итоге родителям приходилось все объяснять самим, если, конечно, у них хватало на это времени и сил. В сентябре дети вернулись в школу и сразу стало видно, насколько каждый класс просел в учебе из-за весенней дистанционки. Это не вина учителей.  Переход на дистанционное обучение был вынужденным и оправданным, но система образования оказалась к нему совсем не готова. Сейчас все повторяется у старшеклассников. Надеюсь, в этот раз все будет организовано лучше, и дистанционное обучение станет более эффективным.

Алексей Лузянин, директор ООО «МИАЛаудит»

«Это профанация, а не учеба». Новосибирские люди дела — о дистанционке  2У нас трое детей. Школьник пока только один. Сын учится в 5 классе. Понимаю, что в сложившейся ситуации дистанционное обучение — это единственный выход. Но то, как оно реализовано, меня совершенно не устраивает. Конечно, весной коронавирус свалился на нас как снег на голову. Все были в шоке и на онлайн-обучение переходили впопыхах. Не были к нему готовы ни технически, ни организационно, ни технологически. Качество дистанционного образования было очень низким. Некоторые предметы вообще очень сложно изучать дистанционно. Например, иностранный язык, когда вы учите его первый год.

На опыте своей организации знаю, что самое главное при переходе на дистанционку — обеспечить контроль за качеством работы. То же самое должно быть сделано и в школе. Власти должны в экстренном режиме продумать и реализовать систему контроля качества дистанционного обучения. Надо, чтобы педагоги могли оперативно оценить, насколько хорошо ученики усвоили новые знания.

В нынешнем виде дистанционное обучение детей расслабляет. Может быть, старшеклассники более ответственные, могут сами заниматься — не знаю. Но вот ученики средних классов к такой учебе совершенно не готовы. Для их родителей учеба стала второй работой. Многие мои друзья и знакомые говорят, что это просто кошмар. Они приходят с работы и тратят уйму времени на то, чтобы объяснять детям учебный материал. Нашу семью в этой ситуации пока спасает только то, что жена не работает и может уделять учебе сына больше времени.

Анна Христолюбова, директор типографии Андрея Христолюбова

«Это профанация, а не учеба». Новосибирские люди дела — о дистанционке  3Я смирилась с дистанционкой. Мне даже комфортнее, что дети дома, не надо их возить в школы, от которых мы живем достаточно далеко. У меня трое сыновей. Старший учится в восьмом классе обычной средней школы, средний — в четвертом классе музыкальной школы, а младший еще в садике.

С точки зрения результата учебы я, конечно, онлайн-школой недовольна. И дело даже не в оценках в дневнике. За них меньше всего переживаю. Считаю, что главное — это научить детей трудиться. А в этом плане онлайн-учеба сильно изменила привычные настройки. От детей требуется больше самоорганизованности, ответственности. А им, объективно, в силу возраста, этих качеств еще просто не хватает. Вот результат и страдает.

Во время дистанционной учебы мне пришлось чаще контролировать мальчишек, напоминать в какое время надо подключиться к онлайн-урокам. Средний еще рулится, а у старшего —переходный возраст, считает, что сам лучше знает, что ему делать. Сын увлечен спортивными танцами, даже пробует себя в роли тренера, и все мысли у него сейчас повернуты в эту сторону. Он, конечно, молодец, можно сказать, работу себе уже нашел. Но все-таки приоритеты ему иногда приходится подправлять.  

Честно сказать, мои мальчишки танцами и музыкой загружены так, что у них просто не остается свободного времени на бесцельные тусовки. Но ведь, к сожалению, не у всех так. Много вы видели во время дистанционки подростков, сидящих дома? Они все тусуются на улице или в торговых центрах. Заявленная цель перехода на онлайн-учебу — сократить общение — на практике совершенно не выполняется.

Александр Чернокульский, управляющий агентства недвижимости «Жилфонд»

«Это профанация, а не учеба». Новосибирские люди дела — о дистанционке  4У меня трое детей. Сын еще маленький, а дочки учатся в лицее № 9. Старшая — в девятом классе, младшая — в пятом. Нам очень повезло, что дистанционное обучение в лицее начали развивать задолго до эпидемии коронавируса. Причем на качественной и бесплатной онлайн-платформе, которая позволяет, в частности, отслеживать выполнение домашнего задания. Так что переход на дистанционное обучение у нас прошел очень гладко.

Старшая дочь весной активно пользовалась новыми возможностями онлайн-обучения.  Даже по электронной ссылке «ходила в гости» на урок в чужую школу послушать, как заданную тему объясняет другой преподаватель. И сейчас она даже рада, что возвращается дистанционка, поскольку не видит смысла ходить в лицей только ради учебы. Вот если бы там кипела обычная школьная жизнь с постановкой спектаклей, какими-то соревнованиями, сборами, которой не стало с введением карантинных мер.

Наверное, со временем система образования изменится в сторону совмещения очного и дистанционного обучения. Все старшеклассники будут смотреть онлайн-лекции лучших в стране учителей математики или географии, а в школе педагоги будут отрабатывать на практике полученные знания. А вот дети помладше к такому способу обучения психологически не готовы. Они непоседливы, легко отвлекаются, могут параллельно с лекцией смотреть мультик.

Конечно, я вижу и много минусов дистанционного обучения. Во-первых, дети слишком много времени проводят за компьютером, а это вредно для здоровья. Во-вторых, нет обратной связи. Преподаватель не видит глаза учеников, ему не ясно, поняли они тему или нет. В-третьих, нет живого общения со сверстниками. Очное обучение хорошо тем, что помогает сформировать коммуникативные навыки, учит находить выход из конфликтных ситуаций. В 12 лет это не менее важно, чем знания по какому-нибудь предмету. В-четвертых, хотя это можно назвать и первым, у многих дома просто нет нужного количества компьютеров.

Оправдан ли в принципе переход на дистанционное обучение из-за коронавируса? Думаю, когда вопрос стоит о жизни и здоровье людей, то лучше перестараться, чем приложить недостаточно усилий. Будь я губернатором, нашел бы какое-то другое решение? Наверное, нет. Ничего другого не придумаешь. Я сам переболел этой заразой. К счастью, в легкой форме. Так что понимаю, какой опасности подвергается старшее поколение, в том числе учителя.

Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting

«Это профанация, а не учеба». Новосибирские люди дела — о дистанционке  5У меня внук — третьеклассник, и моей жене, его бабушке, пришлось очень много заниматься с ним, поскольку его мама постоянно занята на работе. На мой взгляд, само по себе дистанционное образование при правильном его применении вполне неплохая вещь. Но беда состоит в том, что преподаватели школ (да и высших учебных заведений), на мой взгляд, оказались, мягко говоря, не очень готовыми к такой системе образования. Я и сам до сих пор, преподавая онлайн, испытываю сложности, и вот какие.

Первое. Ты не видишь и не слышишь аудиторию. Соответственно, не можешь адекватно понять, усвоили ли обучающиеся то, что ты им рассказываешь.

Второе. Нет уверенности в том, что по прохождении курса они вообще все это вспомнят. Я спрашиваю студентов, которые были у меня на обучении в прошлом учебном году, что они помнят из того курса. Результаты не радуют.

Говоря обобщенно, онлайн-образование пока не является суперэффективной формой обучения. Всему обществу — и в первую очередь преподавателям — нужно много учиться. Но даже при их супервысокой квалификации проблемы, конечно, останутся...

Повторю: онлайн-образование, как оно есть в России, необходимо еще не один год модернизировать. Ни средняя, ни высшая школа страны ко всему этому оказались не готовы. Но другого выхода у нас сейчас нет. Поэтому придется продолжать, наращивая навыки с обеих сторон — и у учителей, и у обучающихся. Се ля ви.

Константин Антонов, депутат Законодательного собрания Новосибирской области

«Это профанация, а не учеба». Новосибирские люди дела — о дистанционке  6Мой внук учится во 2 классе. Весенний опыт онлайн-обучения могу охарактеризовать одним словом — катастрофа. Но я недоволен дистанционным обучением не только из-за этого. Главное — это профанация, а не учеба.

Дистанционка выявила несколько проблем. Первая. Оказалось, что Россия не имеет собственных информационных платформ для онлайн-обучения. Хотя деньги на «Цифровую Россию» потрачены немалые, но почему-то учеба идет не в отечественных программах, а в иностранной Zoom. Российская «Электронная школа» — это «хижина дяди Тома» среди небоскребов.  Вторая проблема — нет методик дистанционных занятий, соответствующих федеральным государственным стандартам образования (ФГОС). И никто их разработкой пока не озадачился. Третья проблема — обучение стало самостоятельным и автономным, ребенок предоставлен сам себе, а роль учителя сводится к тьюторству. В результате проблема аттестации, проверки знаний превращается в полную профанацию. Я был свидетелем, как двоечник за пять минут «выполнил» задание на пятерку, просто найдя ответ в интернете.

Значит ли это, что надо прекратить дистанционное обучение и вернуть детей в школу? Нет. При всех минусах онлайн-обучение сейчас необходимо, поскольку помогает прервать цепочки заражения вирусом. Даже двухнедельные каникулы уже дали положительный результат. Главврачи ковидных госпиталей говорят, что в последние дни напряжение стало спадать. Что делать? Как решить те проблемы, которые перечислил? Все, что касается оснащения техникой, за короткий срок не исправить, надо время. А вот поиск и тиражирование лучших учительских практик — это то, что можно и нужно сделать быстро.

Впереди — празднование Нового года, новогодние каникулы. Не лишатся ли наши дети праздника из-за противоэпидемических мероприятий? Будут ли в городе горки, катки? Я считаю, их надо делать обязательно. Риск заражения на улице минимален. Но надо делать не только одну большую горку в центре города, а сотни маленьких. Чтобы они были в каждом дворе. И жители сами их сделают — только не мешайте.

Подготовил Лев Левин

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.