Малый бизнес боится снижения доходов населения и новых ограничений в 2021 году
Банковские аналитики провели исследование и выяснили, каких рисков больше всего опасаются российские предприниматели считают в 2021 г.
По данным исследования Райффайзенбанка «Антихрупкость 2021: как строить бизнес, когда всё рушится»,40% предпринимателей рассчитывают восстановить обороты до докризисного уровня уже в 2021 г. Однако большинство боится снижения доходов населения и падения потребительского спроса (45%). На втором месте — страх перед ограничениями на работу предприятий или повторением весеннего локдауна (28%). Снижение курса рубля или появление новых налогов волнует по 11% бизнесменов. Меньше всего бизнес беспокоят цифровизация и переход клиентской базы к более сильным в цифровом поле конкурентам и монополизация сегмента — 1% и 2% соответственно.
Обычно кризис затрагивает большинство секторов одновременно. Текущая ситуация пандемии и изоляции четко разделила тех, кто достиг успеха в цифровизации и автоматизации, и тех, кто меньше был готов к ситуации, считает президент международной организации инвесторов INVESTORO, ведущий преподаватель инвестиционного режима Стартап Академии СКОЛКОВО Виталий Полехин.
Кто-то случайно оказался подготовлен, так как вкладывал в цифровизацию и автоматизацию для повышения эффективности и снижения затрат в долгосрочной перспективе, кто-то быстро адаптировался, не стал надеяться, что все скоро закончится, и смог быстрее восстановиться и сейчас пожинает плоды своих решений в момент новой волны пандемии и связанных с ней ограничений, пояснил эксперт.
Весной 2020 г. автоматизация процессов стала также способом сократить издержки. Как показало исследование, активнее всего с помощью цифровых каналов экономили компании из таких сегментов, как медицина, образование, туризм и ИТ. Меньше все это помогло кафе и ресторанам, а также туристическим и спортивным организациям, отметили аналитики.
По данным исследования Райффайзенбанка, каждый пятый предприниматель воспользовался мерами господдержки. Еще 25% планировали, но по разным причинам не смогли этого сделать, и большинство из них работали в отраслях, которым поддержка не полагалась. Активнее всего программы помощи использовали рестораны, кафе и другие предприятия общепита, а также спорт, туризм и медицина.
На наш взгляд, больше всего бизнес нуждается в кредитной поддержке. Это и отсрочки по платежам, и льготное финансирование для восстановления деятельности, и кредиты на дальнейшее развитие. Мы обсуждали сложившуюся ситуацию с клиентами, изучали их планы по восстановлению работы. Для многих крайне важно было сохранить команду, внедрить цифровые решения в повседневный бизнес, — пояснил руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Денис Скоков.
Самыми популярными продуктами из государственного пакета поддержки для бизнеса стали отсрочка по налогам, кредитные каникулы и займы на восстановление деятельности после карантина.
Как показало исследование, 66% предпринимателей вернулись к привычному графику платежей после отсрочки. Еще 30% пока пользуются «каникулами». Проблемы с платежами есть примерно у 6%, и столько же компаний смогли вернуться в график досрочно, отметили аналитики.