Анатолий Дюбанов: «Проводить изменения можно только с новым мышлением»

Был ли готов регион к переходу важных систем в онлайн, насколько Новосибирск соответствует понятию «умный город», и как в этой новой реальности обеспечить информационную безопасность?

Когда какая-то сфера экономики требует динамики, власть включает в процессы, помимо своих ресурсов, еще и бизнес. Вместе они ставят цели и разрабатывают стратегии, разбивая все это на шаги и устанавливая сроки. Но порой в это вмешиваются непредвиденные обстоятельства, которые вынуждают адаптироваться и внедрять новые технологии не то что завтра, но уж вчера. Так пандемия коронавируса заставила даже самых консервативных россиян познакомиться с цифровым миром, а чиновников и бизнес — форсировать развитие цифровой экономики.

Министр цифрового развития и связи Новосибирской области Анатолий Дюбанов поделился с «ДК» мнением о том, был ли готов регион к переходу важных систем в онлайн, насколько Новосибирск соответствует понятию «умный город», и как в этой новой реальности обеспечить информационную безопасность.

Как вы лично понимаете определение «цифровая экономика», и как, с вашей точки зрения, следует подходить к ее построению?

— Формулировка «цифровая экономика» — это не про деньги через интернет, не про сервисы. Это про экономику, которая должна быть современной и цифровой. В основу реализации национальной программы впервые положен принцип национального приоритета. Цифровые методы и инструменты позволяют экономике развиваться быстрее, приносить экономические бонусы и двигать вперед регион и Россию в целом.

Цифровизация — это принципиальное изменение бизнес-процессов организации путем использования новых цифровых инструментов и технологий. Настоящая цель цифровизации — цифровая трансформация, изменение всей модели взаимодействия (стратегии, процессов, организационной структуры, принципов принятия решений, финансов, продаж, логистики) для наиболее эффективного использования возможностей цифровых технологий.

В рамках Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», практическая реализация которой началась с 2019 года, выделяется шесть основных направлений. Программа предполагает кардинальное изменение нормативного поля — как на федеральном уровне, так и на региональном, потому что многие цифровые инструменты при аналоговом бумажном законодательстве бессмысленны и не работают. Также программа проработала вопросы, связанные с информационной инфраструктурой, инфобезопасностью, переходом на новый качественный уровень государственного управления с применением цифровых технологий, усовершенствованием самих технологий, которые должны быть доступны пользователям и организациям всех направлений экономики.

Другой важный аспект — подготовка кадров для цифровой экономики. Проводить изменения можно только с новым мышлением, новыми подходами к организации работы. Работа по подготовке кадров нужно вести как с чиновниками — руководителями цифровой трансформации — так и с населением, которое также должно быть готово к изменениям — это школьники, студенты, взрослое трудоспособное население, пенсионеры.

Помимо базовых направлений нацпрограммы отдельно формируются отраслевые ведомственные проекты практически во всех областях экономики: «цифровой контур здравоохранения», «цифровой транспорт», «цифровая образовательная среда», «цифровая промышленность», «умный регион» и другие.

Отмечу, что важно использовать поэтапный комплексный подход. Цифровая экономика и стремительно распространяющиеся цифровые технологии преобразуют многие виды экономической и социальной деятельности. При этом, учитывая опережающую динамику развития отрасли инфокоммуникационных технологий в сравнении с другими отраслями экономики региона, на нее делается ставка как на значительный резерв роста валового регионального продукта Новосибирской области. Поэтому для грамотного построения цифровой экономики требуется тесное межведомственное взаимодействие всех уровней власти, укрепление государственно-частного партнерства и взаимодействия, стратегический подход к внедрению новых технологий.

В период пандемии коронавируса как никогда стал актуальным вопрос цифровой трансформации экономики. Как вы оцениваете готовность региона к переходу на дистанционное обучение, дистанционное оказание госуслуг, удаленную работу?

— Новосибирская область последние несколько лет входит в число субъектов-лидеров по уровню цифрового развития и доступности современных услуг связи. Так, например, регион лидирует по числу абонентов фиксированного широкополосного доступа к интернету в России.

В регионе за десять лет сформирована мощная базовая информационно-телекоммуникационная инфраструктура, заложившая основу для проведения масштабной цифровой трансформации экономики и социальной сферы.

Одним из базовых объектов информационной инфраструктуры и основой для работы всех государственных информационных систем выступает государственная информационная сеть передачи данных, которая представляет собой сеть волоконно-оптических линий связи протяженностью более 7000 км и объединяет все города и районные центры Новосибирской области. Свыше 1500 органов власти и социально значимых организаций (учреждений здравоохранения, МФЦ и другие) подключены через сеть к единой ведомственной точке доступа в интернет. Особенности такого подключения — наличие в сети систем контентной фильтрации, очистки трафика и защиты от вторжений. Таким образом, органы власти защищены от хакерских атак, а дети при использовании интернета в школах посещают только безопасные сайты.

Бесперебойное функционирование более 70 государственных информационных систем, в том числе «Системы 112», систем в сферах предоставления госуслуг, здравоохранения, образования, социальных сервисов обеспечивают основной и резервный центры обработки данных. Общая площадь машинных залов центров обработки данных составляет более 1200 кв. м. Оба центра оснащены современными системами охлаждения, гарантированного и бесперебойного электропитания, пожаротушения, видеонаблюдения, контроля и управления доступом к данным.

Благодаря такой мощной инфраструктуре в период пандемии мы успешно справились с основными задачами ИТ-сферы по поддержанию беспрерывного функционирования ключевых социально значимых систем.

Отдельный вопрос при построении цифровой экономики — информационная безопасность. Каким образом обеспечить защиту персональных данных и госструктурам, и бизнесу, и физическим лицам?

— Задача информационной безопасности — одна из самых актуальных в повестке не только России, но и всех передовых государств. Действительно, «Цифровая экономика» должна обеспечить новый уровень информационной безопасности. Защита персональных данных сегодня уже в числе социально значимых потребностей населения. Это регулируется федеральным законодательством, в частности предусмотрена ответственность за нарушение соответствующего закона. На федеральном уровне также утверждены подзаконные акты в сфере защиты персональных данных, устанавливающие в том числе требования к защите.

В соответствии с законом, любое лицо (физлицо, коммерческая организация, госорган или госучреждение), организующее или осуществляющее обработку персональных данных, обязано принимать все необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, от уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения и пр. Кроме этого, обеспечение конфиденциальности персональных данных —  обязательное требование для лица, получившего к ним доступ. Не допускается их распространения без согласия владельца — субъекта персональных данных.

Перечень организационных и технических мер также установлен на федеральном уровне, к ним относят, например, антивирусную защиту, защиту технических средств, защиту информационных систем, систем связи и передачи данных, ограничение программной среды и другие.

В Новосибирской области вопросам инфобезопасности уделяют особое внимание. Как показала последняя проверка в конце 2019 г., государственные сети передачи данных и государственные информационные системы региона полностью соответствуют установленным требованиям. Без ложной скромности могу сказать, что в Сибирском федеральном округе мы получили высшую оценку в части информационной безопасности государственных и муниципальных систем.

В регионе развернута защищенная сеть правительства Новосибирской области, обеспечивающая работу сотрудников областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления области, а также подведомственных им учреждений.

Для обеспечения защищенности персональных данных граждан и другой информации конфиденциального характера, обрабатываемой в государственных информационных системах, в центре обработки данных правительства Новосибирской области развернуты и функционируют система защиты информации от несанкционированного доступа, система обнаружения и предотвращения вторжений, система обнаружения целевых атак, система антивирусной защиты, система межсетевого экранирования и фильтрации трафика, система анализа защищенности.

Умные города. То, о чем говорят все больше, но пока в России к этому понятию едва ли подходит даже Москва. Что необходимо предпринять для того, чтобы ускорить процесс построения умных городов? И как вы оцениваете проникновение умных технологий в новосибирскую городскую среду?

— Для ускорения процесса построения умных городов в регионах прежде всего должна быть сформирована необходимая информационная инфраструктура, в том числе до уровня каждого поселения. Вы наверняка слышали, что практически все регионы уже много лет решают вопросы цифрового неравенства. И это одна из наиважнейших задач сегодня, потому что без повсеместного развития интернета, внедрение цифровых сервисов невозможно.

У Новосибирской области есть хорошие перспективы стать флагманом в развитии «умных» технологий для города и региона в Сибирском федеральном округе. Для этого подготовлена вся необходимая инфраструктура. В настоящее время доступ к интернету есть у 99,7% жителей (90,7% населенных пунктов) Новосибирской области.

На территории региона, начиная с 2010 г., на сельских территориях построено свыше 5,6 тыс. км волоконно-оптических линий связи. Около 26 тыс. граждан Новосибирской области получили дополнительную возможность доступа к услугам сотовой связи и мобильного доступа в интернет. В 2020 г. полностью выполнена программа по обеспечению широкополосным интернетом населенных пунктов с населением от 250 человек. Все они сейчас имеют возможность доступа к цифровым сервисам.

Безусловно, основным проблемным вопросом остается обеспечение интернетом малочисленных населенных пунктов (с численностью менее 250 человек). Работа по обеспечению равного доступа к услугам связи продолжается, ежегодно запускаются новые проекты. Так, в 2019 г. в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» в Новосибирской области началась работа по подключению к высокоскоростному интернету социально значимых объектов в населенных пунктах от 100 жителей. До конца 2021 г. 49 из 144 населенных пунктов, в которых сейчас полностью отсутствует доступ к современным услугам связи, будут обеспечены широкополосным доступом к интернету. Создаваемая инфраструктура открывает для сельских жителей возможность использования государственных и негосударственных цифровых сервисов.

Для построения «умного региона» и «умных городов» мы выбрали, я считаю, правильное направление взаимодействия субъекта с муниципалитетами. Субъект на базе существующей инфраструктуры центров обработки данных формирует сложное программное обеспечение и дает бесплатный доступ муниципалитетам. А они при строительстве объектов просто обеспечивают их датчиками, чтобы все находились под непрерывным онлайн-мониторингом.

В первую очередь реализуются проекты, которые способны облегчить жизнь жителей региона, сделать ее более комфортной и безопасной. К таким относятся проекты в сфере учета электроэнергии, горячей, холодной воды и тепла. Также в областном центре открыты несколько «умных» остановок, оборудованных камерами видеонаблюдения, голосовыми сервисами, возможностью вызова такси, «Системой-112», Wi-Fi.

В одном из скверов Новосибирска установлены интеллектуальные опоры освещения —универсальное многомодульное решение, включающее умную систему видеонаблюдения, которая распознает нарушителей, замечает оставленные без присмотра вещи и оповещает полицию; интеллектуальная система освещения, которая реагирует на погоду и экономит электричество; а также терминалы экстренной связи.

Как, по вашему мнению, можно решить вопрос цифровой безграмотности населения? За финансовую грамотность уже взялись активно, а вот сфера цифровых технологий пока проседает. Как организовать массовый ликбез, чтобы ускорить процесс построения цифровой экономики?

— На самом деле вопрос цифровой безграмотности населения уже решается, и очень активно. Ведь сегодня темпы цифровой трансформации экономики и социальной сферы поставили цифровую грамотность в один ряд с базовыми необходимыми навыками — умением читать и писать. Неотъемлемая составляющая цифровой грамотности — владение навыками безопасного поведения в интернете.

Масштаб поставленной задачи по обеспечению всеобщей цифровой грамотности населения предопределил необходимость объединения усилий органов власти всех уровней, граждан и организаций. В первую очередь политика повышения цифровой грамотности нацелена на подрастающее поколение: увеличиваются контрольные цифры приема на бюджетные места по направлениям в сфере информационных технологий, связи и цифровизации; организуются мероприятия по цифровизации; разрабатываются ресурсы для повышения цифровой грамотности.

Мероприятия по повышению цифровой грамотности всех категорий граждан, в том числе детей и старшего поколения, реализуются на территории Новосибирской области в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» программы «Цифровая экономика». Новосибирская область принимает участие в мероприятиях по цифровизации, осуществляя всестороннюю их поддержку и привлечение граждан к участию.

Это и ежегодная Всероссийская образовательная акция по определению уровня цифровой грамотности «Цифровой диктант», и Всероссийский конкурс «Цифровой прорыв», и проект для школьников «Урок Цифры».

Кроме того, в Новосибирске организованы три постоянно действующие «Точки кипения» —пространства коллективной работы, призванные способствовать реализации Национальной технологической инициативы и развитию экономики будущего — в Академпарке, НГТУ и НГУЭУ. Также в Новосибирске реализуется проект по построению IT-кубов — инновационных площадок дополнительного образования детей, направленных на развитие знаний и навыков в области программирования.

Обучение граждан старшего возраста основам цифровой грамотности в течение последних лет осуществлялось в рамках региональных программных мероприятий министерства труда и социального развития Новосибирской области.

Помимо вышесказанного, для цифровой трансформации государства, в том числе нашего региона, необходимо повышение уровня цифровой грамотности людей, реализующих переход к современным технологиям госуправления и цифровизации общества. Для достижения этой цели с 2018 г. реализуется обучение госслужащих по программам переподготовки специалистов и руководителей по цифровой трансформации. Также активную работу по обучению граждан цифровой грамотности ведут организации, прежде всего операторы связи.

Материал подготовлен специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» к премии «Человек года» от 23.11.2020 г. 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
  • Поколение Искра: 30 лет на связиПоколение Искра: 30 лет на связи
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.