«Если бюджет один на всю компанию, то за его исполнение может отвечать только директор»

«Планируете изменить оргструктуру, открываете новое направление или, наоборот, объединили два бизнеса в один — не забудьте внести коррективы в систему бюджетирования предприятия».

Эксперт КГ «Управленческая практика», генеральный директор компании «ИнфоСофт» Михаил Пясковский

Собственник или топ-менеджер, как правило, владеет целой палитрой управленческих инструментов, с помощью которых достигает поставленных целей. Основные области управления всем известны: персонал, бизнес-процессы, маркетинг и продажи, финансы. Важно уделять внимание каждому аспекту. Но закрепление планов происходит именно в системе бюджетирования. И от того, как она будет выстроена, зависит в том числе, сможет ли ваша компания достичь намеченного. 

Как выглядит типовой процесс бюджетирования в компаниях

Компания ставит цели, разрабатывает стратегии их достижения, готовит оперативные планы и составляет бюджет. Вроде все просто и логично, но потом почему-то планы не выполняются. Давайте разбираться, почему так происходит, и какие факторы влияют на результат.

Одна компания один бюджет

Если в бизнесе один бюджет на всю компанию, то за его исполнение может отвечать только директор, который, кстати, больше всех и заинтересован в его выполнении. Но если компания не из 10 человек, то до всего дотянуться — времени в сутках не хватит. Да и при наличии оргструктуры полномочия делегированы руководителям подразделений. Неважно, закреплено это формально или нет, но именно руководители на местах каждый день принимают решения. И каждое такое решение выливается в исполнение или неисполнение общего бюджета компании.

Следовательно, нужна структура бюджетов: каждому, кто принимает решение, выделяем части общего бюджета компании в соответствии с его зоной ответственности. Самые простые примеры: руководителю отдела продаж — бюджет продаж, руководителю отдела маркетинга — маркетинговый бюджет, завскладом — бюджет на содержание складов, включая фонд оплаты труда сотрудников склада и так далее. И вот мы уже получаем структуру бюджетов, которые должны быть взаимосвязаны и в итоге собираться в общий бюджет компании.

Кто составляет бюджеты

Часто эту работу поручают плановому отделу. Логика проста: руководитель отдела продаж должен продавать, а завскладом — отгружать. Поэтому пусть бюджетами займутся экономисты. Но они  — профессионалы в своей области, и в их задачи не входит быть организаторами или исполнителями в операционной деятельности компании. Как экономисты могут оценить работу подразделения в деньгах? Оставим пока этот вопрос без ответа и посмотрим, что будет, если поручить составление бюджета руководителю подразделения. Руководитель — это тот, кто ставит цели внутри подразделения и планирует пути их достижения. Именно он может с высокой долей вероятности оценить планируемые действия в деньгах. Вот и еще один кирпичик в строительстве финансовой структуры — поручить составление бюджетов руководителям подразделений.

Ад электронных таблиц

Пожалуй, самое распространенное средство для работы с бюджетами — MS Excel. Основным преимуществом инструмента является гибкость. Здесь цифры записал, здесь формулы поставил, раз-два-три — бюджет готов. Но что делать, если у тебя, к примеру, семь разных бюджетов, которые нужно консолидировать в один общий по компании? Как смотреть исполнение, проводить план-фактный анализ? Зачастую решением этого вопроса становится прием в штат экономиста, который и будет сводить Excel, вытаскивать фактические данные из 1С и вбивать формулы. Такой подход жизнеспособен, пока компания маленькая. С ростом бизнеса множатся и «эксельки», связи между ними усложняются. Приглашенный специалист порой не может отследить, почему тут не идет, а там не сходится. Руководители начинают нервничать, а система бюджетного управления имеет все шансы сломаться. В таких случаях требуется хорошая автоматизация бюджетного управления. На рынке достаточно программного обеспечения, которое позволяет решить эту задачу.  

Система мотивации и бюджет — есть ли связь?

Периодически мы можем слышать, что сделка не состоялась, сроки перенесены, обязательства не выполнены. Такие формулировки, как правило, маркируют перенос ответственности. Сотрудник не говорит нам: «Я не сделал работу». Он сетует, что она как-то сама «не сделалась». Если для рядового сотрудника это критично, но допустимо, то для руководителя такие ответы неприемлемы.

Как избежать подобных ситуаций? Связать выполнение каждого бюджета подразделения с системой мотивации руководителя, за этот бюджет отвечающего. При условии, что собственник или директор подбирает в команду управленцев, которые готовы грамотно планировать работу и отвечать за результат. Такой подход позволяет делегировать часть финансовой ответственности, что гарантированно повышает вероятность исполнения бюджетов.

Сформулированные цели, четко выстроенная финансовая структура, связанная с системой мотивации руководителей, и хорошая автоматизация  — залог финансового здоровья компании. Важно, чтобы сам собственник вникал во все эти процессы: анализировал, действительно ли система работает на достижение целей, и при необходимости вносил коррективы.

Планируете изменить оргструктуру, открываете новое направление или, наоборот, объединили два бизнеса в один — не забудьте внести коррективы в систему бюджетирования вашего предприятия.

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
  • Денис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплексаДенис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплекса
  • Фейк? В Екатеринбурге заговорили о закрытии «Пассажа»Фейк? В Екатеринбурге заговорили о закрытии «Пассажа»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.