Александр Вершинин, «Балтика»: «Мы — за прозрачность рынка»

«ДК» поговорил с новым топ-менеджером «Балтики» в Сибири об особенностях рынка по сравнению с Дальним Востоком, о неоднозначных законодательных инициативах, локдауне и ЗОЖ.

Пивная отрасль за последние 20 лет заметно изменилась — рынок наполнился разными игроками, которые расширили ассортимент, нашли новые способы приготовления и начали прививать культуру потребления пенного напитка. Но и законодатели не остались в стороне, также проявив изобретательность в регулировании работы отрасли.

Директор по операционной деятельности «Балтики» на территории Сибири и Дальнего Востока, включая завод «Балтика-Новосибирск», Александр Вершинин вступил в должность 1 ноября 2020 г. «ДК» поговорил с новым топ-менеджером об особенностях сибирского рынка по сравнению с Дальним Востоком, о неоднозначных законодательных инициативах, локдауне и ЗОЖ.

Что сейчас давит на рынок пива, как обстоят дела с регулированием, как адаптируетесь к нестабильной законодательной базе, которая меняется слишком часто?

— Это очень правильный и действительно болезненный вопрос для пивоваров. На уровне федерации законодатели обсуждают несколько инициатив, которые могут серьезно ударить по законопослушному пивному бизнесу. Например, введение маркировки — это миллиардные расходы для легального бизнеса, который и сегодня исправно платит акциз и фиксирует продукт в ЕГАИС. При этом именно пивной рынок в России — наиболее дисциплинированный по сравнению с рынками других категорий алкогольной продукции. Контрафактной и опасной для здоровья продукции нет в принципе, а нарушения в виде уклонения от налогов и фиксации продукции в ЕГАИС составляют, по разным оценкам, не более 1-5% от всего объема производимой продукции.

Введение маркировки пивоваренной продукции неизбежно повлечет за собой снижение скорости и мощности линий (из-за появления дополнительных технических операций, связанных с нанесением марок на каждую единицу упаковки), приведет к потере объемов производства в индустрии до 10% (с учетом фактора сезонности в производстве и потреблении).

Введение маркировки потребует значительных инвестиций и операционных расходов на закупку оборудования (стоимость импортного оборудования для нанесения маркировки может составлять от 200-300 тыс. до 1 млн евро и выше за одну линию розлива), марок, программного обеспечения, на изменение бизнес-операций и интеграцию информационных систем. Это приведет к снижению эффективности производства, росту себестоимости и существенному удорожанию продукции.

Инвестиции в производственные линии повысят амортизационную нагрузку на бизнес. К тому же, вложения потребуются не только производителям, но и складским и логистическим операторам. Помимо инвестиций, процесс маркировки приводит к существенному росту операционных расходов: стоимость марки, замедление логистической цепочки и пр. Дополнительные расходы превышают инфляцию и накладываются на рост других затрат: сырье, материалы, зарплата, логистические и энергетические тарифы и т.д. Рост себестоимости и расходов может привести к закрытию малых и средних предприятий, для которых такие затраты окажутся непосильными. Также это может оказать негативное влияние на весь рынок и смежные отрасли. В случае ожидаемого снижения эффективности производства минимум на 10% могут на 1 млрд руб. сократиться поступления акциза на пиво в бюджет Новосибирской области. Например, в 2019 г. бюджет получил от местных пивоваров порядка 10 млрд руб акцизов.

Мы понимаем, что так законодатели борются с злоупотреблением алкоголем. Если вспомнить развитые страны, то потребление пива на душу населения, например, в Чехии, составляет порядка 140 литров, а в России раньше это было около 80 литров на человека в год, сейчас этот показатель значительно ниже, примерно 50-60 литров в год.

Тенденции меняются. Раньше много говорили о том, что существует некий пивной алкоголизм, и пытались законодательным регулированием загнать пивную индустрию в определенные рамки. Мы как пивовары постоянно пытаемся оправдываться, и это не совсем здоровая история. Зависимость от алкоголя не делится на разновидности, она просто существует. Мы — за то, чтобы ее не было. И как раз законодательные ограничения должны ориентироваться на снижение уровня алкоголизма как такового, а не «пивного».

В случае принятия всех обсуждаемых законопроектов нелегальный сегмент получит дополнительный стимул для развития. А мы, как и законодатели — за прозрачность рынка. Мы — за то, чтобы был диалог между предпринимателями и властью. Но у нас есть положительный пример взаимодействия власти и бизнеса: сохранение ставки акциза на пиво на 2017–2019 гг. Очень важно, чтобы оно продолжалось. Это необходимо для развития бизнеса и получения максимального эффекта для государства в долгосрочной перспективе.

Вы возглавили завод «Балтика» в Новосибирске совсем недавно. Какие задачи перед собой видите, какую специфику регионального рынка можете отметить по сравнению с Дальним Востоком?

— Передо мной стоят амбициозные задачи. Филиал «Балтика-Новосибирск» сохраняет свои позиции в числе крупнейших предприятий региона и демонстрируют положительную динамику. Еще в 2015 г. я полгода проработал главным пивоваром на новосибирском заводе и с того времени филиал заметно развился: здесь проведена огромная работа по модернизации процессов и оборудования, развита культура промышленной безопасности, реализованы проекты стратегии устойчивого развития, запущены в работу очистные сооружения. Моя задача — закрепить позитивную динамику движения филиала к стратегическим целям компании.

Новосибирск — живой и активный город-миллионник, он мне очень близок по натуре. Здесь насыщенная конкурентная среда, регион активно развивается — это держит в тонусе. В 2020 г. «Балтика» приступила к реализации новой долгосрочной стратегии. При этом конкуренция на пивном рынке России остается по-прежнему очень тяжелой. Улучшение наших результатов — это многолетний проект, направленный на укрепление ключевых брендов и позиций в растущих сегментах и каналах. Для этого необходимо в том числе внедрение инноваций, эффективное исполнение и жесткий контроль расходов. Передо мной стоят серьезные задачи. В зоне моей ответственности — объединенная структура производства и логистики на всей территории Сибири и Дальнего Востока, куда в том числе входят заводы в Хабаровске и Новосибирске.  

Также, если говорить про региональные особенности, то я бы отметил, что в Новосибирске и Алтайском крае очень много мелких пивоварен, которые, по большому счету, «отъедают» долю рынка у крупных игроков, и наша задача — постоянно улучшаться в своем бизнесе, чтобы с ними конкурировать, чтобы мы, выпуская качественный продукт, тоже увеличивали свою долю. Это особенность Сибири. На Дальнем Востоке сильны позиции крупных местных компаний, и доля мелких пивоварен значительно меньше.

Кстати, да, мелкие пивоварни задают новые тренды. Как вы реагируете на них, как мониторите изменения на рынке, стараетесь ли опережать и сами задавать эти тренды, создавая что-то принципиально новое?

— Вообще мы говорим, что «Балтика» — это законодатель мод. И то крафтовое пиво, которое сейчас обсуждают на каждом углу, в 90-е годы выпустили впервые именно мы. Например, сорта, которые вошли в портфель крафтов и специалитетов компании: лицензионные Kronenbourg 1664 Blanc, Zatecky Gus Cerny, национальные «Балтика 4», «Балтика 6», «Балтика 8», некоторые разливные сорта, импортные Grimbergen Blonde, Grimbergen Double-ambree, Grimbergen Rouge и Grimbergen Blanche и др. В серии лагерных сортов мы до сих пор на шаг впереди.

Конечно, у нас «корабль» большой, и мы выпускаем крафтовые сорта не в таких количествах, как мелкие пивоварни. Но мы учимся работать так же, как они. Учимся, потому что мы не можем выпускать новинку завтра, придумав ее сегодня — она должна пройти определенные стадии исследований, прогнозов на стойкость, проверки на качество. Нужно проделать целую исследовательскую работу. Всегда есть, над чем трудиться. Мы очень ответственно относимся к качеству на полке и хотим, чтобы через год качество пива было таким же, как и на выходе из линии.

Кажется, что портрет потребителя за последнее время значительно изменился — люди осознаннее подходят и к выбору, и к потреблению алкоголя. Расхожие пивные мифы все меньше воспринимаются всерьез (о порошковом пиве, гормонах, из-за которых толстеют, и так далее), но, например, скептическое отношение к российскому пиву среди категории граждан с заработком выше среднего все-таки пока встречается часто. Как вы думаете, почему это происходит, и как перевернуть это отношение?

— Думаю, здесь играет роль российский менталитет. Уважающий себя немец будет пить пиво из своей деревни и нахваливать его. Уважающий себя россиянин будет покупать пиво из соседнего города и хвалить его, а не то, что под боком. Российское пиво ничем не хуже импортного. Просто россияне почему-то не привыкли гордиться своим.

Но мы работаем в этом направлении и меняем восприятие потребителями российского продукта. Например, летом на заводе в Санкт-Петербурге компания запустила проект «Пивное Ателье», в рамках которого команда пивоваров начала создавать авторское пиво. Специалисты «Ателье» используют оборудование «Балтики» и работают в существующих цехах пивоваренной компании. Им предоставлена полная свобода действий. В рамках проекта Carlsberg Group уже начала производить два классических сорта разливного пива. Одновременно в Петербурге и на северо-западе России «Балтика» запустила в формате разливного пива уже известный бренд «Львы Невы Нефильтрованное».

Кроме того, на отношение к нашему пиву влияет и расширение знания потребителя о продукте. Только один завод в Новосибирске до введения карантинных ограничений ежегодно с экскурсиями в среднем посещали несколько тысяч человек, здесь потребители могут своими глазами наблюдать процесс производства, общаться с пивоварами, вместе с экспертами дегустировать сорта. На мой взгляд, эта работа помогает развитию культуры потребления пива в стране и постепенно меняет отношение скептиков.

Пивной бизнес сложен еще и тем, что он сезонный. А сейчас, когда случился весенний локдаун и падение экономических показателей, две волны заболеваний коронавирусом, сошлось воедино множество факторов, не способствующих потреблению пива. Заметили ли проседание в этом сезоне? Как вообще сказалась на вас ситуация?

—  Несмотря на негативное влияние пандемии Covid-19 на многие рынки, вырос экспорт наших брендов на ключевых экспортных направлениях: Узбекистан, Кыргызстан, Китай, Германия и США. Стартовали поставки новых сортов в Латвию, Литву, Мали, Афганистан.

Завод «Балтика» в Новосибирске наряду с другими производственными компаниями поддерживает круглосуточный технологический процесс и не приостанавливал свою деятельность. Обеспечение производственного цикла, непрерывной дистрибуции и выполнения обязательств перед торговыми объектами не дает остановить работу цехов предприятия, службы продаж и логистики. Но, безусловно, ковид внес коррективы в работу: по возможности, всех, кто не имеет отношения к производству, мы отправили на удаленку. Сотрудники службы продаж, контролирующие наличие продукции в розничных магазинах, прошли инструктаж по соблюдению мер безопасности и обеспечены всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты. Меры приняты в марте, но ситуация и сейчас требует пристального внимания.

В целом 2020 год для большинства рынков был высоко волатильным: тут тебе и рост цен на нефть, и падение рубля, и как следствие — снижение доходов населения. Весной, с начала пандемии Covid-19, ситуация усугубилась. И без того зарегулированный пивной рынок столкнулся с ограничениями, которые зачастую хаотично и необдуманно вводились в связи с эпидемиологической ситуацией, и, конечно, влияли на покупательский трафик. Где-то распоряжениями закрывались специализированные магазины (Кемерово), где-то значительно ограничивалось время продажи алкоголя (Красноярск, Иркутск и др.), где-то и вовсе вводился «сухой закон» (Тыва, Забайкалье). При этом завод Балтика-Новосибирск, как и семь других заводов группы в России, обслуживает не только домашний регион, но и соседние. В Новосибирской области дополнительных ограничений сверх рекомендованных федеральными властями не вводилось, что вкупе с теплым летом способствовало развитию рынка пива.

Потерь продаж мы не заметили, они остались на уровне прошлого года. Объемы продаж компании в III квартале и за 9 месяцев 2020 г. увеличились на 19% и 8% соответственно по сравнению с аналогичными периодами 2019 г. Весной мы только зафиксировали переток из канала в канал. Когда из-за ограничительных мер закрыли все кафе, то фактически произошло перераспределение потребительского спроса: покупатель из кафе пошел в супермаркет, чтобы приобретать пиво там.

— Помимо регулирования алкогольного рынка и особенностей пищепрома вообще, есть еще общий тренд для всех производителей — экологичность. Теперь нужны дополнительные инвестиции в создание безотходных производств, строительство очистных сооружений и пр. К тому же, вы еще и работаете с упаковкой, которая тоже должна быть экологичной, а она стоит дороже. Что на сегодня удалось реализовать в Новосибирске?

Да, вы правы, экологичность — самый актуальный тренд. В 2017 г. Carlsberg Group разработала новую программу устойчивого развития «Цель 4НОЛЯ: вместе для будущего». Программа отражает наше видение будущего, связанного с решением глобальных вызовов, с которыми сталкивается мир: изменение климата, нехватка воды, проблемы здравоохранения.

Она включает четыре стратегических цели: НОЛЬ углеродного следа, НОЛЬ потери воды, НОЛЬ безответственного потребления и НОЛЬ несчастных случаев на предприятии. Каждая из целей содержит промежуточные показатели, которые должны быть достигнуты к 2022 и 2030 гг.

В конце прошлого года мы ввели в эксплуатацию на новосибирском заводе биологические очистные сооружения с эффективной многоступенчатой системой очистки сточных вод. Биогаз, который образуется на этом этапе, компания планирует использовать как альтернативный источник энергии на котельной завода, что сократит потребление природного газа. В это строительство «Балтика» вложила 519 млн руб.

Мы отслеживаем и снижаем потребление воды, электроэнергии, тепловой энергии. Ищем возможности, чтобы использовать и другие возобновляемые источники. Например, на заводах в Новосибирске, Хабаровске, Самаре и Ярославле работают охладительные системы, забирающие холодный воздух с улицы в зимнее время для охлаждения готовой продукции. В Новосибирске зимой холодильно-компрессорное оборудование практически отключается.

Активно работаем над повышением экологичности упаковки: вместе с партнерами ищем и разрабатываем решения по снижению ее веса, развиваем раздельный сбор отходов, чтобы обеспечить переработку упаковки после ее использования. «Балтика» продолжает проект по развитию системы раздельного сбора и переработки отходов «Принеси пользу своему городу». Контейнеры компании и партнеров установлены в 52 городах России. Всего за 5 лет по всей России установлено более 7 тыс. контейнеров, а общие инвестиции в проект превысили 50 млн руб. В Новосибирской области установлено около 170 контейнеров, всего по Сибири — более 300. В рамках проекта за 2019 г. в Сибири на переработку было направлено более 1500 тонн ПЭТ и более 2000 тонн картона.

Александр Вершинин, «Балтика»: «Мы — за прозрачность рынка» 1

На фото — Александр Вершинин, министр ЖКХ Хабаровского края и местные предприятия-переработчики упаковки сразу после подписания соглашения о развитии программы раздельного сбора отходов с министерством ЖКХ края. «Балтика» спроектирует и изготовит контейнеры для раздельного приема вторсырья для отраслевых операторов — партнеров проекта компании «Принеси пользу своему городу».

На дистрибуцию нашей продукции приходится порядка 15% углеродного следа «Балтики». Поэтому мы уделяем особое внимание повышению экологичности логистики за счет обновления автопарка и оптимизации маршрутов перевозок. В грузовых и легковых автомобилях компании установлены датчики для контроля расхода топлива. А в 2020 г. в филиале внедрено решение кросс-докинга по ускорению процесса доставки продукции. Система предполагает быстрое распределение товаров на разгрузочной площадке и их доставку заказчикам, минуя этап долговременного хранения. Пилотный проект реализован в Кемерове. Внедрение кросс-докинга позволяет экономить на топливе и на затратах на хранение продукции.

Продолжим тему ЗОЖ и вернемся к предпочтениям потребителей: сейчас наблюдается ощутимый рост рынка безалкогольного пива. Как будет меняться соотношение потребления и производства алкогольного и безалкогольного пива, чего это потребует от вас как от производителя?

— За последние пять лет рынок безалкогольного пива в России и мире вырос в пять раз больше, чем категория пива с содержанием алкоголя. Например, в 2018 г. объем продаж безалкогольного пива вырос на 33% в объемном выражении в сравнении с предыдущим периодом, в 2019 г. — на 7%, а за первое полугодие 2020 г. — уже на 8%. К слову, в Польше за 6 месяцев 2020 года сегмент б\а вырос на 34% в объемном выражении, а в Швеции на 20%. В России рынок б\а пива пока мал (всего 2% по результатам 1 полугодия 2020 года, по данным ритейл-аудита Nielsen Россия), а, например, в Швеции доля б\а пива на рынке составляет 12,7%, а в Германии 5,6%. Ожидается, что к 2025 году глобальная рыночная стоимость сегмента б/а пива превысит 27 миллиардов евро. С 12,3 миллиарда евро в 2016 году, то есть + 9% cовокупный среднегодовой темп роста с 2016 по 2025 год (по данным Global Non-Alcoholic Beer Market , Global Market Insights, Inc., 2019)

Инвестиции «Балтики» в производство безалкогольного пива с 2016 г. составили более 195 млн руб. Тренд на ЗОЖ становится все более ощутимым и, следуя международному опыту, «Балтика 0» уже несколько лет активно выступает спонсором крупнейших марафонов и лайфстайл-мероприятий.

Производство безалкогольного пива — более дорогостоящий и трудоемкий процесс по сравнению с выпуском обычного пива. Тем не менее, в связи с ростом сегмента «Балтика» продолжает инвестировать в оборудование для производства безалкогольного пива. В мае 2019 г. в Новосибирске запущена линия производства безалкогольных сортов. Инвестиции составили более 40 млн руб.

Наша задача — к 2022 г. обеспечить присутствие безалкогольного пива везде, где продаются наши алкогольные бренды.

Балтика в цифрах

3,6 млрд руб. — налоги и акцизы «Балтики» в бюджет Новосибирской области по итогам 9 мес. 2020 г.

5+ млрд руб. — объем инвестиций в строительство и развитие завода «Балтика-Новосибирск» с 2007 г.

195 млн руб. — инвестиции «Балтики» в производство безалкогольного пива с 2016 г. 

519 млн руб. — вложения в очистные сооружения с эффективной многоступенчатой системой очистки сточных вод на новосибирском заводе.

50 млн руб. — инвестиции в установку более 7 тыс. контейнеров для раздельного сбора отходов по всей России за 5 лет.

40 млн руб. — вложения в запуск безалкогольной линии в Новосибирске.

Материал подготовлен специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» к премии «Человек года» от 23.11.2020 г. 

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.