Будущее малого бизнеса в цифре и новых проектах
С экспертом в сфере малого бизнеса поговорили о том, как предприниматели пережили сложный период, какие новые тренды сформировались в этом году и какие перспективы ждут этот сектор в будущем.
На вопросы редакции ответила Мария Горенко, руководитель управления по работе с малым бизнесом Сибирско-Уральского макрорегиона Райффайзенбанка.
- Как изменились запросы малого бизнеса за этот год?
Этот год, действительно, многое изменил во взаимодействии бизнеса и банков. Из-за ограничений, связанных с коронавирусом, на первый план вышли дистанционные сервисы. Как показала наша аналитика, предприниматели стали активнее использовать мобильное приложение Райффайзен Бизнес Онлайн для заказа справок, открытия дополнительных счетов, ведения бухучета. Каждый пятый дополнительный счет предприниматели открывают в мобильном приложении. Доля клиентов онлайн-бухгалтерии, которые зарегистрировались через мобильное приложение Райффайзен Бизнес Онлайн, с начала года выросла вдвое и составила 50%.
Даже те предприниматели, которые традиционно выполняли многие операции через офисы банков, стали пользоваться онлайн-услугами. Кроме того, мы отмечаем, что клиенты, которые попробовали онлайн-сервисы в первые, готовы впредь получать услуги именно удаленно.
Райффайзенбанк, следуя за выбором клиентов, все больше услуг выводит на рынок именно в удобном онлайн-формате. За этот год в банке было разработано и внедрено множество решений, которые экономят время и деньги предпринимателей, автоматизируют рутинные процессы и, конечно, представляются полностью онлайн. В 2020 году мы добавили в наш онлайн-банк такие функции, как дистанционное открытие дополнительных счетов, получение КЭП и формирование декларации, уплата страховых взносов, налогов в бюджет и многое другое. Каждую новую функцию очень позитивно встречают наши клиенты.
Насколько было востребованного кредитование или были только программы господдержки?
Кредитная активность в этом году была неравномерной. Мы начали этого год с рекордных объемов по кредитованию малого бизнеса, но весной, естественно, активный рост прекратился. Большинство планов по развитию, расширению, инвестиционные проекты бизнесу пришлось отложить и переориентироваться на сохранение, оптимизацию собственного бизнеса.
К нам обращались по программам господдержки, за нашими собственными антикризисными предложениями. Райффайзенбанк участвовал как в федеральных, так в региональных программах поддержки малого бизнеса. Также мы выдавали кредиты на возобновление деятельности под 2% годовых. Это было важно для предпринимателей, которые перезапускали проекты после карантина или хотели открыть новое дело в другой области.
Однако летом мы вернулись к росту оборотного и инвестиционного кредитования, а на конец года объемы уже превышают показатели начала года.
- Какие новые тренды в этом году сформировались?
Первый и самый главный, на мой взгляд, тренд – это выход онлайн-форматов взаимодействия с банками на первый план. Большинство операций предприниматели могут выполнять полностью удаленно. Так, по итогам ноября 79% сервисных запросов предпринимателей были обработаны дистанционно. По сравнению с 2019 годом количество операций, которые предприниматели проводят без отделений, увеличилось на треть.
Еще один тренд – развитие дополнительных небанковских сервисов для бизнеса. Например, все более востребованной становится наша бесплатная онлайн-бухгалтерия. Этот сервис позволяет выпускать УКЭП, формировать и подписывать налоговые декларации, общаться с налоговой, следить за календарем обязательных платежей, оплачивать страховые взносы и многое другое.
Следующий растущий тренд – развитие цифровых сервисов не только в банках, но и в самом бизнесе. Например, в этом году стало особенно популярно новое решение – оплата по QR-кодам через Систему быстрых платежей (СБП). Оплата по QR-коду удобна как для владельцев бизнеса, так и для покупателей. Предприниматели смогут снизить издержки на онлайн-платежи благодаря фиксированной низкой комиссии (0,4% или 0,7%). А покупатели провести оплату буквально за секунды даже не имея карты под рукой. Можно предположить, что будущее платежного рынка за СБП, поэтому Райффайзенбанк как один из самых активных участников помогает бизнесу развивать это направление.
- Какие решения, сервисы, подходы, на ваш взгляд, помогли бизнесу устоять?
В этом году мы уделяли большое внимание сфере малого бизнеса и провели два больших исследования на тему влияния коронавируса на предпринимательство. Поделюсь основными выводами.
По результатам первого исследования, которое проходило весной, мы выяснили, что в период карантина 40% предпринимателей смогли перевести в онлайн многие процессы и сотрудников, и это помогло им сохранить бизнес. Но после снятия ограничений 65% собственников бизнеса планировали вернуться к привычной жизни и восстановить работу офлайн. В качестве мер поддержки бизнесу были нужны льготные ставки на аренду помещений и снижения бюрократической нагрузки.
Осенью мы подготовили новое исследование о ситуации в малом бизнесе и выяснили, что каждый пятый предприниматель назвал весну 2020 года самым сложным кризисом за последние 12 лет. Тем не менее бизнесу удалось пройти этот сложный период турбулентности. Кто-то смог сократить издержки, перевести процессы в цифру или оптимизировать обороты за счет собственной бизнес-модели. Другие создавали проекты, отвечающие на новые клиентские потребности. По данным нашего опроса, каждый третий предприниматель экономил с помощью цифровых решений. Чаще всего это электронный документооборот, онлайн-бухгалтерия и работа с банками, госорганами и контрагентами полностью онлайн.
- Какие направления бизнеса получили развитие, а какие находятся в стагнации?
Из-за долгого периода ограничительных мер в 2020 году кризис сильнее всего ощутили такие отрасли, как туризм, развлечения, красота и здоровье и общепит. В меньшей степени пострадал Food Retail. И практически не почувствовали изменений в экономике представители сферы ИТ.
Но несмотря на все сложности, бизнес быстро восстанавливается. Причем в Сибири динамика по восстановлению оборотов по счетам лучше, чем в целом по стране. Например, в Новосибирске рост за июнь составил 17%. Осенью этот показатель не только вернулся к докризисным значениям, но и превзошел их.
- Есть ли специфика именно Новосибирска?
Специфика малого бизнеса в Новосибирске, конечно, есть, но структура отличается от любого миллионника России незначительно. В Новосибирске малый бизнес сконцентрирован на работе с физическими лицами. Он представлен в сфере торговли, логистики и транспорта, общественного питания. Поэтому восстановление здесь шло чуть медленнее, чем, например, в соседнем Красноярске, где большое количество компаний, связанны с крупными градообразующими предприятиями, которые практически не останавливали работу.
- Ваши прогнозы развития предпринимательства в сл. году?
Если новых штормов в экономике не предвидится, можно предположить, что региональный малый бизнес продолжит расти и развиваться. По крайней мере, мы видим по своим клиентам, как растут их обороты, как увеличиваются объемы кредитования, как динамично открываются новые счета.
Для себя в работе с малым бизнесом мы видим два основных направления для развития. Во-первых, мы продолжим дальнейшую цифровизацию всех сервисов и продуктов, чтоб облегчить доступ к ним предпринимателям и сократить сроки предоставления услуг. Во-вторых, мы планируем развитие многофункциональных продуктов. Я имею в виду расширение набора инструментов для решения финансовых и нефинансовых задач в одном окне. Например, мобильное приложение дает доступ не только к данным о состоянии счета, но и позволяет сформировать декларацию, рассчитать страховые взносы, проверить контрагента, выставить счет и принять оплату от клиента с помощью QR-кода. Это уже существует. Но в будущем году функций будет больше.