«Из-за регулирования цен на продукты рынок могут ожидать неприятные сюрпризы»
Цены на продтовары в январе 2021 г. (по сравнению с январем 2020 г.) выросли на 7%, обогнав инфляцию. Это максимальный рост цен на продукты в годовом выражении с 2016 г.
Продукты в целом дорожали сильнее в бедных регионах с низкими доходами населения и большой долей личных трат домохозяйств на еду, пишет аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. А вот в благополучных регионах продовольственная инфляция, наоборот, была ниже.
Лидерами роста цен стали Дагестан, Саратовская область, Адыгея, Рязанская область, Кабардино-Балкария, Хакасия, Калмыкия, Калужская область, Брянская область и Северная Осетия.
Подорожание продовольствия в пандемическом году было обусловлено ростом мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, снижением урожая плодоовощных и падением курса рубля. Повышение экспортных цен на пшеницу и зерновые привело к их удорожанию на внутреннем рынке, что отразилось не только на стоимости муки и круп, но и <...> мяса, молока и другой продукции животноводства. Невысокая урожайность из-за неблагоприятных погодных условий привела к росту цен на овощи, дополнительно этому способствовали импортные ограничения, в частности — на ввоз томатов. А из-за ослабления курса рубля подорожали все импортируемые товары и сырье, в том числе используемое в пищевой промышленности оборудование, — говорится в исследовании FinExpertiza.
Особенно сильно, по подсчетам аналитиков, за год подорожали сахар-песок и подсолнечное масло, крупы и бобовые, куриные яйца, плодоовощная продукция и макароны. Цены на еду увеличились во всех российских регионах: в зависимости от территории рост цен варьировался от 3% до 10,9%.
Сильнее всего продукты подорожали в Дагестане (+10,85%), в Саратовской области (+10,2%), Адыгее (+9,7%), Рязанской области (+9,24%), Кабардино-Балкарии (+9,06%), Хакасии (+9,04%), Калмыкии (+8,96%), Калужской области (+8,9%), Брянской области (+8,78%) и Северной Осетии (+8,77%).
Менее всего продукты подорожали в Чукотском автономном округе (+3%), Ненецком автономном округе (+4,5%), Томской области (+4,7%), Якутии (+5%), Камчатском крае и Москве (+5,1%), Мурманской области (+5,2%), Новосибирской области (+5,3%), Ямало-Ненецком автономном округе (+5,75%) и Ленинградской области (+5,77%).
Шесть из этих регионов являются лидерами по доходам населения, в двух — Ленинградской области и Новосибирской области — благосостояние жителей находится несколько ниже среднероссийского уровня и лишь в Якутии и Томской области доходы населения значительно отстают от средних значений, —
По мнению президента FinExpertiza Елены Трубниковой, во многом такая закономерность объясняется эффектом низкой базы: в небогатых регионах абсолютные цены на продукты зачастую были изначально ниже. Поэтому общее подорожание, связанное с мировыми тенденциями и коронавирусным кризисом, в процентах оказалось выше в менее благополучных субъектах.
При этом в небогатых регионах уровень потребления значительной части жителей и до пандемии был крайне низким, а в структуре приобретаемой еды преобладала доля недорогих товаров. Поэтому люди едва ли могли дополнительно снизить потребление или переориентироваться на еще более дешевые товары. С другой стороны, население получило антикризисные выплаты от государства, и малообеспеченные слои как раз использовали эти деньги для увеличения потребления, в первую очередь продуктов питания, что сказалось на росте цен на продовольствие.
Во время первой волны пандемии многие поставщики не стали существенно повышать ценники, несмотря на удорожание товаров на внешних рынках. Однако впоследствии рыночная конъюнктура и ослабление курса рубля стали постепенно отражаться на ценах внутри страны — и этот эффект еще не исчерпан, поэтому стоимость продовольственных товаров может продолжить расти. Кроме того, из-за госрегулирования цен на отдельные продукты рынок могут ожидать неприятные сюрпризы, такие как разбалансировка спроса и предложения, дефицит и ценовые всплески, — отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.