«Почта России» показала новый логистический центр в Новосибирске. ФОТО
Это первый и самый крупный сортировочный хаб, построенный в рамках проекта «Национальные логистические технологии», реализуемого совместно Почтой России и группой ВТБ.
Об этом в ходе пресс-тура рассказал заместитель директора МР Сибирь АО «Почта России» по логистике Сергей Аникин.
Инвестиции в строительство хаба составили 7,5 млрд руб. Строительство началось в апреле 2019 г, завершилось в 2020 г. В феврале 2021 г. объект был введен в эксплуатацию, осуществлен технический запуск. Площадь здания составляет 45 932 кв. м. Производственный блок занимает 33 370 кв. м
Центр рассчитан на обслуживание нескольких территорий Сибирского федерального округа: Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Республика Алтай, Алтайские край. Поскольку он базируется на территории международного аэропорта Толмачево, это позволит выгружать почтовые отправления с бортов прилетевших самолетов напрямую и сокращать сроки доставки, планируем, что они составят от 24 до 48 часов. Центр будет обслуживать около 11 млн жителей Сибири. Объект оснащен тремя сортировочными машинами, аналогов которым в России пока нет. В сутки мы сможем обрабатывать до 1,5 млн почтовых отправлений. Мы постарались сделать так, чтобы здесь было минимальное количество ручного труда. Вся цифровая подложка этого комплекса и вся система обмена данными между звеньями логистической сети — собственная разработка Почты России, — рассказал Сергей Аникин.
Производственные участки, цеха и объекты магистрального сортировочного центра Почты России в Новосибирске сейчас территориально разрознены и отдалены друг от друга. Новый логистический почтовый центр объединит их на одной территории. Это поможет улучшить координацию и взаимодействие логистических процессов, повысить качество и скорость обработки почтовых отправлений, сократить сроки сортировки и доставки, обеспечить более высокий уровень сохранности почты.
Новосибирский логистический центр включает несколько производственных зон: сортировки, загрузки, разгрузки, внутрироссийского авиационного обмена, место международного почтового обмена.
На участке разгрузки идет прием почты, поступающей наземным транспортом. С почтовых автомобилей разгружают посылки, ящики и мешки на телескопический конвейер.
Почта укладывается на ленту конвейера, проходит участки формирования потока, автоматического взвешивания и сканирования, далее направляется в модуль распределения. В процессе работы системы измеряется объем, вес отправлений, рассчитывается расстояние между ними. Объект проходит пяти стороннее сканирования, чтобы по результатам обработки данных информационная система приняла решение, куда направить объект.
Прямо по потоку отправления идут на сортировщик крупных посылок LPS, вправо — на сортировщик мелких пакетов SPS, налево — в отбраковку, если обнаружено расхождение в весе. Отправления, отсортированные на LPS, с каждой пары линий автоматически сливаются в единый поток и направляются на автоматический загрузчик сортировщика.
Сортировщик крупных посылок представляет собой замкнутый контур сортировочной ленты сложной конфигурации длиной 450 м с возможностью сортировки объектов на 152 направления. Его производительность составляет 12 000 отправлений в час.
После загрузки на сортировщик отправления снова проходят через пятисторонний сканер (всего в центре работает два сканера после каждой из зон загрузки). На основе полученной информация система принимает решение, в какой из контейнеров попадет отправление — контейнеры классифицированы в зависимости от географического направления.
Когда контейнер заполняется, оператор печатает на термопринтере ярлык и отправляет на заделку и печать сопроводительных документов. После этого контейнер перемещается в зону загрузки, откуда отправляется до пункта назначения автомобилем или самолетом. Центр оснащен сквозной системой разгрузки-отгрузки: 19 ворот на входе и выходе.
Помимо сортировщика крупных отправлений, в центре работает сортировщик мелких пакетов (SPS), который представляет собой замкнутый контур сортировочной ленты длиной 243 метра с возможностью сортировки на 295 направлений, производительностью 12 000 отправлений в час. Он оборудован двумя типами сортировочных выходов — 202 под мешки и 93 — под контейнеры.
Загружают отправления на сортировщик три автоматизированные и две ручные линии. На этой линии также установлен пятисторонний сканер, который, получив необходимые данные, подает сигнал, в какой контейнер или мешок должен отправиться объект.
После заполнения контейнера оператор закрывает выход, печатает ярлык на ближайшем термопринтере и передает контейнер для последующей заделки и печати сопроводительных документов на местах доформирования. Мешки укладывает на отводящий конвейер, по которому они поступают на сортировщик крупных посылок. Заделанные контейнеры перемещаются на участок загрузки.
Место международного почтового обмена предназначено для обработки импортных и экспортных международных почтовых отправлений, в том числе мелких пакетов, посылок и экспресс-отправлений (EMS). Производительность линий составляет 7500 отправлений в час. Импортные почтовые отправления поступают в ММПО из участков авиа-обмена и наземной доставки. После разгрузки и регистрации емкостей с МПО происходит их разделение по виду поступившей почты.
Также в центре оборудован письмосортировщик LFSM. Он предназначен для сортировки писем формата до С5 (примерно половина листа формата A4), толщиной до 8 мм и весом до 100 г., а также писем формата до С4 (Флэт, примерно лист формата A4), толщиной до 10 мм и весом до 350 г. на 252 направления. Производительность при сортировке стандартных писем составляет до 45 000 отправлений в час, при сортировке писем Флэт — до 25 000 отправлений в час.
Повернутые лицевой стороной почтовые отправления загружаются в укладчик вручную, партиями. Затем подающее устройство по одному направляет почтовые отправления из пачки почты на сортировку в машину. Далее письма проходят ряд механических проверок и сканер изображений, который сканирует поверхность каждого почтового отправления, на котором указан адрес. После обработки результатов распознавания и на основании плана сортировки почтовые отправления направляются в соответствующие укладчики.
По мере заполнения укладчиков, оператор перекладывает письма в ящики, распечатывает временный ярлык и укладывает его в ящик, затем отправляет ящик на отводящий конвейер. Заполненные ящики по отводящим конвейерам, расположенным с каждой стороны сортировщика, перемещаются к местам доформирования для так называемой заделки. Заделанные ящики укладываются дальше по потоку отводящего конвейера и по нему направляются на сортировщик крупных посылок (LPS) для последующей автоматизированной сортировки по направлениям отправки.
В 2018 г. на Восточном экономическом форуме Почта России и Группа ВТБ заключили договор о создании совместного предприятия «Национальные Логистические Технологии». Компании договорились создать по всей России сеть логистических центров, чтобы удовлетворить потребности российских и зарубежных игроков рынка дистанционной торговли и обеспечивать клиентам быструю, качественную и доступную доставку товаров. В 2021-2022 гг. в рамках проекта НЛТ планирует запустить еще восемь логистических центров: в Хабаровске, Краснодаре, Самаре, Уфе, Нижним Новгороде, Воронеже, Красноярске и Челябинске.
Фоторепортаж Егора Тиммермана