Возможно ли сделать Новосибирск «умным»? Итоги форума «Будущее города». ФОТО
«Деловой квартал» собрал на форуме «Будущее города» 200 бизнесменов, представителей власти и экспертов, чтобы поговорить об умных городах, кибербезопасности и профессиях будущего.
Форум «Будущее города» — ежегодный проект издания «Деловой квартал», призванный наладить диалог бизнеса и власти, обсудить актуальные проблемы и задачи на будущее, найти возможности сотрудничества и, возможно, инициировать новые проекты для региона.
В этом году форум был посвящен искусственному интеллекту, который выступает катализатором развития бизнеса, а также глобальной диджитализации бизнес-процессов и «осмарчиванию» городского пространства.
Мероприятие было поделено на четыре тематических блока. Первый был посвящен «умным» городам. Открыл его министр цифрового развития и связи Новосибирской области Анатолий Дюбанов.
Он представил модель цифрового региона. По словам министра, модель построения «умных» городов — многоуровневая.
Первый уровень — создание экосистемы приложений. Это предполагает развитие цифровых сервисов, создание новых бизнесов на основе данных (бизнес-сервисы, государственные сервисы и ИС, автоматизированные решения). Кто участвует? ИТ-компании, телеком-операторы, стартапы, университеты, интеграторы, государство.
Второй уровень — создание интеллектуальной цифровой модели. Предполагает интеграционную цифровую платформу (программная среда, агрегация данных, интеграционные интерфейсы, технологические сервисы, поддержка принятия решений). Кто участвует? ИТ-компании, университеты, интеграторы.
Третий уровень — разворачивание инфраструктуры хранения и передачи данных (инфраструктура интернета вещей, центры обработки больших данных). Это передача данных, хранение, обработка информационная безопасность. Кто участвует? Телеком-операторы, производители оборудования, интеграторы.
По словам Анатолия Дюбанова, в Новосибирской области сейчас действует два крупных центра обработки данных высокого уровня надежности.
Четвертый уровень — модернизация активов — внедрение сенсоров, систем автоматизации. Предполагает физический объект, подключенный к интернету (счетчики и датчики, средства мониторинга, протоколы, аппаратные системы автоматизации). Кто участвует? Телеком-операторы, производственные предприятия, интеграторы.
Государство сейчас очень внимательно и конструктивно смотрит на варианты государственно-частного партнерства — можно придумывать совместные проекты, которые полезны бизнесу, гражданам и государству, — заявил Анатолий Дюбанов.
Далее он привел в пример сервисы «умного» города, который, на взгляд минцифры, сейчас наиболее востребованы. Это «Умный дом» (энергоэффективность, автоматизация, качество ЖКХ), «Умная улица» (безопасная и комфортная среда, мобильность населения и эффективная логистика), «Умный город» (участие горожан в принятии решений, эффективная система управления).
Все это, как отметил Анатолий Дюбанов, нужно выстраивать и развивать в партнерстве государства и бизнеса. По его мнению, система будет работать гармонично тогда, когда все элементы будут в строю и будут взаимодействовать друг с другом. Решая общую задачу. Речь идет об «умных» сервисах, госуслугах, электронной демократии, городском мобильном приложении, мобильном приложении 112, государственных приложениях, сервисах на основе государственных открытых данных, приложениях, созданных бизнес-сообществом.
Министр привел пример такого взаимодействия в проекте «Пилотный «Умный дом»». Это жилой дом по ул. Демакова, 12/1 (9 этажей, 5 подъездов, 180 квартир, умные домофоны, уличные видеокамеры X5).
На объекте установлены общедомовые устройства: датчики открытия на подвалы, чердаки, электрощитовые; датчик температуры отопления в подвале; датчик дыма в электрощитовой; общедомовой счетчик электроэнергии; общедомовой датчик давления воды. Квартирные устройства: счетчики воды; счетчик электроэнергии; датчик протечки воды.
Еще один пример — проект «Умная школа».
Также министр представил компонентную модель развития системы АПК «Безопасный город».
Вторым спикером блока стал генеральный директор ООО «Сибирские Сети» Александр Шиляев, который рассказал о новых драйверах развития телеком-оператора в связи с N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в РФ».
Также спикер представил стандарт «Умного города» минстроя РФ. В нем описаны решения, рекомендуемые к внедрению в городах с населением свыше 100 тыс. чел. Одно из самых популярных решений и одна из первых задач — это «Умное ЖКХ». К нему относятся внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов; сокращение потребления энергоресурсов в государственных и муниципальных учреждениях; внедрение автоматизированного контроля исполнения заявок потребителей и устранения аварий; внедрение цифровой модели управления объектами коммунального хозяйства; внедрение автоматических систем мониторинга состояния зданий, в том числе шума, температуры, работы лифтового оборудования, систем противопожарной безопасности и газового оборудования; внедрение возможности проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах посредством электронного голосования.
Спикер рассказал о вертикальном решении IoT платформы от «Сибирских сетей» для управления городской инфраструктурой с помощью отечественных телеметрических решений.
Решение универсальное и независимое. Когда мы говорим про интернет вещей, это и электроэнергетика, и контроль освещения, и обращение с ТКО, и безопасность, и энергетика и промышленность, и сельское хозяйство, и мониторинг экологии и инфраструктуры, — отметил Александр Шиляев.
В своем выступлении он сделал акцент на том, что при построении «умного города» в России все программное обеспечение, протоколы и чипы должны быть отечественными, для «Сибирских сетей», например, это приоритет.
Завершил блок об «умных» городах коммерческий директор компании AT Consulting Восток Евгений Крюков.
Я считаю, нет никакого смысла давать характеристику «умному» городу, так как к «умному городу» можно отнести любой IT-проект. С 2018 г. «Умный город» получил статус ведомственного проекта минстроя РФ, рассчитан он на шесть лет, до 2024 г. У нас есть стандарт, который задает какие-то рамки, есть концепция и есть несколько документов общего организационного характера. В паспорте проекта сохранились следы финансирования, которому не суждено было реализоваться. 13 млрд руб. — примерно такую помощь закладывал минстрой в помощь субъектам и муниципалитетам для реализации этого проекта. Но не случилось. Так как проект без финансирования, относиться с нему лучше, как к PR-проекту, который не содержит в себе конкретных целей и показателей, — отметил спикер.
Он представил свою версию итогов трех лет строительства проекта:
Использование бренда «Умный город» не помогает, а вредит. Например, для компаний и стартапов в УГ нет финансирования — делайте отраслевые проекты, у которых будет конкретная польза и пользователи. Для государства в словах «умный город» давно нет положительного хайпа, только признак профанации. В текущем положении «Умный город» Новосибирска — это гонка на дно, — заключил Евгений Крюков.
Второй блок был посвящен кибербезопасности. Как в условиях новой реальности защитить личные данные? Об этом рассказали эксперты компании «Ростелеком», которая стала генеральным партнером форума.
По данным специалистов компании, за 2020 г. центр мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC выявил и отразил свыше 1,9 млн атак на информационные ресурсы организаций. Наибольшее число инцидентов было выявлено в Москве, на втором месте — Сибирский федеральный округ, где зафиксировано более 250 тыс. атак.
Директор по развитию бизнеса по информационной безопасности МРФ «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Денис Поршин рассказал о том, как сегодня поменялся портрет кибермошенника, и какие преступления они совершают в зависимости от своего уровня.
Противостоять кибератакам можно по-разному: разбираться с ними самостоятельно или обратиться к экспертам. «Ростелеком» предлагает сервисную модель решения проблемы и берет на себя решение вопросов в части комлексной безопасности. Наша платформа Solar MSS включает технологии для предотвращения сетевых угроз и DDoS-атак, обеспечивает шифрование каналов связи, защищает веб-приложения и электронную почту, — рассказал Денис Поршин.
Также «Ростелеком» рассказал о возможностях и перспективах виртуальных центров обработки данных (ЦОД). Новый дата-центр мощностью 3 МВт начал работать в Новосибирске в январе этого года. Клиентам в нем доступны размещение серверного оборудования, облачная инфраструктура и сервисы, резервное копирование, администрирование и другие услуги.
Все элементы новосибирского ЦОД зарезервированы, вводы электропитания и телекоммуникационные трассы проходят отельными маршрутами, а каждый машинный зал расположен в защитном коробе. Это обеспечивает бесперебойную работу при обслуживании систем центра и гарантирует надежность хранения данных каждого клиента, — объяснил директор по продажам обособленного подразделения ПАО «Ростелеком» ООО «Центр хранения данных» Виктор Красноусов.
Как отдельно отметили эксперты «Ростелекома», вопросы кибербезопасности и надежного хранения информации лучше решать до того, как случится проблема. Справляться с последствиями хакерских атак или аварий в ИТ-структуре в итоге будет гораздо сложнее.
Также Виктор Красноусов дал советы, как защитить свои данные:
Перед третьим блоком начальник отдела технологий искусственного интеллекта ГБУ НСО «Центр цифровой трансформации Новосибирской области» Мария Антонова рассказала об использовании современных технологий искусственного интеллекта при создании голосовых помощников.
По ее словам, на сегодня уже 10 регионов успешно внедрили виртуальных голосовых помощников и чат-ботов (Новосибирская, Кемеровская, Нижегородская, Ульяновская, Тульская и Сахалинская области, Приморский, Камчатский и Пермский края, а также Республика Мордовия).
В декабре 2020 г. была создана горячая линия 122. Впервые в России утвердили стандарты обслуживания, которые были направлены на эффективное обслуживание клиентов. Это было сделано на фоне инцидента недоступности медицинских линий, что подтолкнуло госсектор к эффективному решению, чтобы не только бизнесовые линии — МТС, Ростелеком, Сбербанк, например, — обслуживали граждан. Результаты уже есть почти в каждом регионе: снижение длительности ожидания, уменьшение продолжительности разговора и оценка увеличения удовлетворенности и лояльности, — отметила Мария Антонова.
Она рассказала, что в Новосибирске создан Региональный центр компетенций, который направлен на то, чтобы делать обслуживание максимально эффективным.
Мы не тратим силы на то, чтобы сделать робота, который бы «развлекал» людей, у нас серьезная система, которую мы хотим максимально интегрировать с государственными информационными системами, чтобы он был как карманный помощник. То есть, чтобы было больше интеграции с важными полезными системами, где хранятся наши данные, чтобы мы могли воспользоваться этим. И чем интуитивно понятнее мы будем делать эти сервисы, тем проще будет жителям города. Это с использованием тех технологий, которые есть, но здесь уже не про технологии, а про методолгию, чтобы продумать именно такие модели, которые достигнут целей по повышению уровня цифрового взаимодействия. И мы готовим именно технологические процессы цифровой трансформации. Это тяжело, — заявила эксперт.
Она также рассказала, какие конкретные задачи призван выполнять Региональный центр компетенций в области искусственного интеллекта:
— Разработка и создание сервисов для системы голосового самообслуживания (СГС);
— Организация и проведение экспертизы, мониторинга и аналитических исследований;
— Интеграция СГС с государственными информационными системами;
— Внедрение, сопровождение и эксплуатация СГС;
— Обеспечение бесперебойного функционирования;
— Предоставление решений в области искусственного интеллекта для государственных нужд.
Темой третьего блока стала «Телемедицина». Он представлял собой дискуссионную площадку, на которой проблемы телемедицины обсудили основатель маркетингового медицинского агентства «MED» Ирина Овдина, заместитель главного врача по организационному развитию и внебольничной помощи, заведующая консультативно-диагностической поликлиники, врач акушер-гинеколог Олеся Науменко, учредитель «Клиники 1+1» Татьяна Тищенко и начальник отдела технологий искусственного интеллекта ГБУ НСО «Центр цифровой трансформации Новосибирской области» Мария Антонова.
Олеся Науменко привела статистику по телемедицинским консультациям в Новосибирской области.
Ирина Овдина рассказала о том, что ожидания от телемедицины и реальность пока заметно расходятся:
По мнению эксперта, развитию телемедицины мешает то, что 1) пока нет готовых полных решений, применение которых было бы экономически целесообразным для частного сектора; 2) прямые инвестиции прямой отдачи не дают; 3) прямые инвестиции в то, чтобы завтра быть на рынке и иметь возможность зарабатывать.
Основатель Клиники 1+1 Татьяна Тищенко
Участники дискуссии сошлись на том, что у Новосибирской области очень хороший потенциал по развитию телемедицины, частные клиники отметили, что готовы ею заниматься, но необходима понятная законодательная база.
Четвертый блок был посвящен рынку труда.
Эксперт направления Customer Experience, архитектор решений, Orange Business Services Алексей Ставицкий рассказал об офисах без сотрудников, магазинах без покупателей и о том, как при таком раскладе как организовать эффективный клиентский сервис.
Одним из самых эффективных инструментов эксперт назвал создание омниканального контактного центра. Это, по определению Алексея Ставицкого, — инструмент, позволяющий бизнесу взаимодействовать с клиентом по любому удобному для клиента каналу коммуникаций с бесшовным переключением с одного канала на другой. Это ведет к росту прибыли, сокращению расходов, росту удовлетворенности клиентов.
Спикер также привел в пример инструменты взаимодействия с клиентом: отслеживание упоминаний в социальных сетях; взаимодействие в соцсетях; прием обращений через мессенджеры; звонки с сайта; видеозвонки; Co-browse-агент помогает клиентам оформить заказ на сайте; продажи в контактном центре; автоматические маркетинговые и информационные уведомления.
Также важным эксперт считает единое окно: оператор работает только в одном окне; любые обращения поступают в одно место; доступ в CRM из окна оператора; передача истории взаимодействия клиента между сотрудниками; автоматические подсказки из Базы Знаний.
Третий инструмент — интеллектуальная платформа: интеллектуальная очередь и распределение обращений; снижение времени нахождения в очереди; внедрение роботов для решения типовых задач; выбор наиболее компетентного сотрудника.
Завершающим спикером форума стал основатель компании BGStaff Антон Дурнецов, который рассказал о том, что ждет рынок труда в ближайшие годы — какие профессии будут уходить в небытие, кого заменят роботы:
«По нашим подсчетам, в ближайшие лет пять, примерно треть или четверть работоспособного населения России потеряет работу, если брать пессимистический прогноз. И вот почему. На самом деле наше будущее зависит только от двух компаний. Первая — это Яндекс. По нашей грубой оценке, если компания Яндекс запускает что-то типа беспилотного такси, то порядка 9 млн человек по всей стране резко теряет работу. Куда пойдут эти люди? Курьерами? Но, опять же, уже сейчас Яндекс тестирует роботов, которые на шести колесах развозят заказы Яндекс.Еды. И мы думаем, что это тоже достаточно оперативно внедрится.
Другая сфера. Например, HR-менеджеры. Есть компания iVoice, которая уже три года внедряет в компании голосовых помощников — технология сводится вот к чему. К примеру, вы крупная компания, у вас 300 магазинов по стране, и вам нужно единовременно набрать 300 продавцов. С помощью технологий этой компании вы спокойно собираете базу откликов, нажимаете кнопку, и за 15 минут совершается порядка пары тысяч звонков, по определенному алгоритму опрашиваются все эти люди, и нужные люди могут напрямую обратиться уже в те магазины, которые нужны. Соответственно, потребность в рекрутменте начинает постепенно отпадать. Есть тренд на то, что HR-ы будут развиваться либо в сторону образования, либо в сторону нейропсихологии.
Вторая компания, от которой можно ждать «сюрприза» — это Сбер, которая скупила уже множество крупных компаний, да еще и выступает самым большим обладателем контрагентов. Соответственно, как только Сбер принимает решение, что с завтрашнего дня в компании работает только электронный документооборот, то потребность в бухгалтерах начинает пропадать.
По нашим подсчетам, порядка 9 млн водителей, порядка миллиона HR-ов, плюс около миллиона бухгалтеров останутся без работы. Таким образом, начнет умирать и автомобильный бизнес, и все, что связано с автострахованием, и без работы будет оставаться все больше людей. Но это произойдет только в том случае, если технологическая революция случится по одному щелчку. Но я уверен, что хотя бы в рамках Москвы сейчас этот тренд уже понимают, и с ним начинают работать. Я верю в некую позитивную историю: как только все это начнет внедряться, скорее всего, те же самые таксисты будут покупать те же самые автомобили и будут сдавать их частным лицам. Новые технологии уже есть, мы с ними уже живем, просто многие про них пока не знают».
Выводы по итогам форума гости и читатели сделают сами, а «Деловой квартал» благодарит за участие всех спикеров и партнеров и ждет новых продуктивных встреч.
Партнеры мероприятия
Фоторепортаж Романа Барникова
Фоторепортаж Егора Тиммермана
При использовании фотоконтента упоминание фотографов обязательно.