«Якори во франшизе»: что делать, если партнер решил создать собственный бренд
Франчайзинг как инструмент масштабирования внес существенные изменения в мышление российских предпринимателей. Но как защититься от недобросовестных партнеров, знают не все.
Основатель аудиторско-консалтинговой группы компаний «Бизнес Эксперт» Марина Дяченко
— Франчайзинг как инструмент масштабирования внес существенные изменения в мышление российских предпринимателей. При качественном обороте одной точки владельцы бизнеса начинают искать партнеров для его развития, но сталкиваются с одной и той же проблемой — недобросовестностью последних.
Введенные весной 2020 г. ограничения в связи с пандемией коронавируса существенно отразились на рынке российского франчайзинга. По данным портала franshiza.ru, бизнес потерял порядка 19% франчайзинговых точек (условно, каждого пятого партнера). Но благодаря государственным мерам поддержки и стабилизации инвестиционного поля к 2021 г. число франчайзеров выросло на 7% и достигло числовых значений в 2780 франшиз.
Кроме того, сместился фокус предложения: если в 2015 г. франчайзинг активно развивался в сфере розницы непродовольственных товаров, то к 2021 г. первенство на рынке франшиз заняли услуги бизнесу и населению. Такие изменения привели к росту числа мошенничества среди предполагаемых партнеров. Участились преступления, связанные с кражей интеллектуальной собственности.
Рассмотрим ситуацию на примере сети студий маникюра и педикюра. Предположим, вы создали бренд nail-студии «Ноготки», активно развиваетесь (открыли уже три филиала в спальных районах родного города) и решили выходить на российский рынок. Франчайзинг — самый простой путь к расширению бизнеса за счет партнерства с предпринимателями из других городов. Вы нанимаете специалиста, он упаковывает ваш салон маникюра во франшизу и начинает активно ее продавать.
Проходит время, салоны красоты под вашим брендом открылись еще в пяти городах России, все франчайзи вовремя оплачивают проценты и кажется, что все в порядке. Но при очередном анализе конкурентов ваш помощник заметил, что в соседнем городе появилась студия маникюра «Пилочки», которая буквально копирует ваш бренд «Ноготки». Вы едете в командировку, чтобы разобраться со сложившейся ситуацией. На месте выясняется, что «Пилочки» открыл ваш франчайзи, который уже владеет двумя nail-студиями вашего бренда и хотел открыть третью, но вместо сотрудничества с вами предпочел открыть свой бизнес, используя вашу бизнес-модель. Ваши первые мысли? Конечно, вывести мошенника на чистую воду и подать на него в суд.
Как выиграть суд
Чтобы решить эту проблему, необходимо связаться с подрядчиками и провести контрольную закупку с помощью тайных покупателей, а также доказать аффилированность — этот момент можно отследить через государственный реестр юридических лиц. Далее собираем необходимые документы, подтверждающие исключительные права на ваши бренд, бизнес-модели, ноу-хау и т.п., рассчитываем размер ущерба, договариваемся с тайными покупателями о даче показаний в суде и смело подаем исковое заявление для привлечения недобросовестного партнера к ответственности (лучше с помощью квалифицированного адвоката).
Защититься от решения партнера создать собственный бренд практически невозможно. Другой вопрос — для чего он решил это сделать. Если у вас общий бизнес под зарегистрированным товарным знаком, то в договоре нужно прописать обязанности и права каждой стороны, какую информацию они могут разглашать, кого они могут пригласить (третью сторону), что называется третьей стороной. Это делается для того, чтобы один из партнеров не имел права (в зависимости от того, вкладывает он деньги или нет) взять технологию, назвать ее под другим именем и выйти из бизнеса.
Частая ошибка франчайзеров заключается в том, что в соглашении не прописывают все необходимые условия, либо вносят только права и обязанности. Чаще всего не закрепляют сведения о действии самого бренда (миссию, бизнес-модель, ноу-хау и т.д.), а также забывают обозначить целевую аудиторию проекта (портрет клиента, какие услуги будут ему предоставлены).
Основными условиями партнерского соглашения при создании бизнеса должны быть:
Подробное описание и порядок работы создаваемого проекта.
- Бренд, под которым будет существовать создаваемый бизнес.
- Вложения каждого из партнеров.
- Права и обязанности партнеров, в том числе, у кого будет решающий голос при принятии решений, порядок выхода одного или нескольких партнеров.
- Распределение прибыли между партнерами, как в денежном выражении, так и в виде материальных результатов деятельности (например, кто-то из партнеров может получать часть производимой продукции).
- Порядок действия при ликвидации бизнеса (здесь имеется в виду продажа, прекращение деятельности и т.д.), необходимо сразу определить, с чем остается каждый партнеров в этом случае.
Еще один момент. Не забывайте отразить в соглашении, кто собственник франшизы, и под каким видом интеллектуальной собственности зарегистрирован бизнес (товарный знак, ноу-хау и др.). Постфактум предъявить что-то невозможно, если у вас нет разграничений и юридически закрепленных оснований.
При заключении договора о продаже франшизы (договор коммерческой концессии) обязательно отразить в договоре:
- Подробное описание и объем интеллектуальных прав, которые подлежат передаче (переход права на товарный знак подлежит обязательной регистрации в Роспатенте).
- Требования к работе по франшизе (здесь отражается все: необходимое количество работников; оформление рекламных буклетов; оформление офиса, в том числе площадь, этаж размещения, цветовая гамма и др.), работа должна быть организована точно так же, как и у продавца франшизы.
- Цена договора, порядок оплаты вознаграждения (роялти).
- Срок действия договора, условия для досрочного расторжения договора.
- Территория деятельности на основании заключенного договора (район города, город, регион, страна).
- Обязательные требования к качеству производимой и/или реализуемой продукции или оказываемых услуг.
- Права и обязанности сторон, меры ответственности за допущенные нарушения.
Как поступить владельцу франшизы «Ноготочки», когда партнер запустил свой бренд, если предварительных соглашений подписано не было или в договоре не были прописаны все необходимые условия для оспаривания прав в суде? В России доказать кражу интеллектуальной собственности без юридических оснований очень сложно, почти невозможно. Поэтому не стоит пренебрегать советами и наймом профессионалов как на этапе упаковки бизнеса во франшизу, так и на этапе составления договоров коммерческой концессии.