Павел Южаков: «Театр не спасет от бандита, но сделает так, чтобы бандит не вырос»

«ДК» поговорил с режиссером и доцентом Новосибирского государственного театрального института не только о башне из слоновой кости, но и о Путине, Навальном*, Собчак, коррупции и «Единой России».

Казалось бы, театр — особое пространство, в котором нет места политическим передрягам и несовершенствам современного мира. Но именно там и можно хоть сколько-нибудь безболезненно говорить о самом тревожащем и давать людям надежду. Посмотреть на ситуацию в разных плоскостях, взбодрить душу и расширить сознание — именно этому, по мнению художественного руководителя «Первого театра» Павла Южакова, учит театр. И именно культура способна в итоге выстроить тот дивный новый мир, о котором так все мечтают.

«ДК» поговорил с режиссером и доцентом Новосибирского государственного театрального института не только о башне из слоновой кости, но и о Путине, Навальном*, Собчак, коррупции и «Единой России» — куда без этого. Ведь без контекста нет смысла, без полноты чувств и широты кругозора нет режиссера, без рефлексии нет театра.

 В конце 2020 г. у вас состоялась премьера спектакля «Лунный эпизод» по мотивам «Незнайки» Николая Носова. Вы сделали антиутопию со своим смыслом, со своим хронотопом и особенным набором аллюзий. В спектакле звучит стихотворение Аркадия Кутилова «Вернется Бог»[1]. Строчка, которая сразу режет слух: «Бог отвернулся от России». Вы как считаете, Бог отвернулся от России?

—  Это же стихотворение — художественное произведение, к тому же, переданное через определенного персонажа. Это не я так считаю, так считает он. Часто люди думают, что автор разделяет мнение героев, но это не всегда так. Понятно, что какая-то часть героя отзывается в авторе/режиссере. Но очень важно понимать, что в театре слова героев не тождественны мыслям режиссера.

Мы все по-разному можем оценивать то, что сейчас происходит в стране. Есть оптимисты, есть пессимисты… Наверное, в какие-то моменты я бы ответил на этот вопрос: «Да». Но когда наступает утро, тучи развеиваются, весна наконец приходит, ты думаешь — вроде все нормально, как-нибудь проживем…

У меня после спектакля осталось впечатление, что там, скорее, не надежда на светлое будущее, а реквием по мечте.

— Здесь, наверное, каждый увидит свое. Для меня исход другой. У меня Незнайка, пройдя путь от абсолютного непонимания мира и собственного бахвальства, приходит к осознанию чего-то важного. Как и все мы. В молодости мы верим в себя, в государство, в правильное устройство мира. Я думаю, что в любой стране человек сталкивается с ситуацией, когда он, «земную жизнь пройдя до половины, очутился в сумрачном лесу». В определенном возрасте, на рубеже так или иначе возникает проблема, как жить дальше, как мириться с несправедливостью, с трудностью жизни, с ее неоднозначностью, с отсутствием черных и белых красок, с постоянным сопротивлением. Спектакль же про это — про взросление молодого человека, про то, как он приходит к какой-то очень важной мысли, про то, каким образом, пройдя через сложности нашего мира, он понимает, что нужно жить дальше. В нашем случае — выращивать условную картошку. Это, конечно, подано немного с юмором, это некая аллегория. Я родом из 90-х, как большая часть работающего населения возрастом 40+. Мы все помним, как картошка помогала нам выживать. Так как работы не было практически ни у кого, питались в основном тем, что вырастили. У нашей семьи, например, было 40 соток картошки, которые кормили не только нас, но еще несколько семей. Этой картошкой мы и жили.

Мне показалось, что очень уместно было бы ввести этот символ, потому что он очень читаемый. Дескать, споры спорами, проблемы проблемами, а картошку нужно выращивать.

Не могу не вернуться к стихотворению, которое считаю очень ярким пятном в этом спектакле. Фраза «войну бы надо, горе надо»… Считаете ли вы, что России сейчас поможет перезагрузиться какая-то новая встряска, революция?

— Конечно, никакая революция не сделает мир лучше. Мир может сделать лучше только эволюция. И, конечно, здесь дело не в революционных идеях, а в том, что это некая позиция персонажа — он хочет этой встряски, он хочет действительно перезагрузиться, он хочет, чтобы слетел этот наплыв безразличия, непонимания, личной корысти. Конечно, это стихотворение очень эмоциональное, написанное в периоды передряг. У человека же периодически возникает желание обновления — стихотворение как раз про это. Да, оно написано «экстремально» и даже немного экстремистски, но в контексте спектакля вполне оправдано. Я «проверял» его на своих друзьях, многие не понимали. Если воспринимать его буквально, то возникает вопрос: ты что, хочешь войны?

В этом и есть смысл стихотворения — гипербола. Но в нем заложена серьезная суть. Ведь если вспомнить, — все великие империи рушились, когда наступала та самая усталость организма, усталость эпохи. Все катаклизмы происходили именно тогда, когда люди забывали основополагающие принципы. Как сейчас, например, забывают нормы морали и этики. Пример — интервью Ксении Собчак со скопинским маньяком.

Не скажу, что меня это напугало или возмутило, мне вообще кажется, что тех, кто пережил 90-е, трудно чем-то напугать. Однако я соглашусь, что это странный выпуск. Все, конечно, зависит от того, как ты говоришь о теме. Запретных тем нет. Когда говорят, что не надо вообще ничего про это рассказывать, я не соглашаюсь, мне кажется — надо. Но вот с какой точки зрения… У Ксении Анатольевны подача оказалась хайповая. Я, конечно, такую форму не приемлю и считаю, что это намного пошлее и страшнее, чем разговор на сложные темы.

Но эта тема сейчас возникла как раз потому, что происходит перелом во всем, в первую очередь, в сознании.

Да, сила действия равна силе противодействия: чем больше мы боремся за скрепы, тем сильнее у нас с другой стороны «протекает».

Я зацепилась за это стихотворение и за персонажа вообще, потому что сначала мне показалось, что Копеечка это хор, в лучших традициях древнегреческого театра. А потом я подумала: может быть, это вообще образ самой России такой вот нищей, блаженной и все равно верящей в светлое будущее, несмотря ни на что?

— Вы очень хорошо сказали. Но мы ее по-разному трактовали, не хотели делать кем-то конкретным. Она была и предсказательницей, и человеком, который соединяет прошлое и будущее, у нас ведь персонаж путешествует из прошлого, из 60-х, где была вера в коммунизм, где покоряли космос, в недалекое будущее — в наше время. И Копеечка как раз выступает этим мостиком. Она ждет, как и многие персонажи классической литературы, пришествия нового человека, который изменит что-то, сбросит налет ненужного, пошлого. Она его ждет и верит в Незнайку, и вера ее в конце оправдывается.

Честно говоря, было желание Незнайку в конце убить за его незнание. Но это было бы негуманно да и не жизненно, и неправильно. Потому что все равно человек, доходя до какой-то точки, покидает прошлую жизнь, он в ней как бы умирает, но наступает что-то новое, обязательно происходит «реинкарнация», и он идет дальше. Ведь если бы в человеке не была заложена функция выживания, мы бы, наверное, не доживали и до 30-ти.

Не просто же так говорят про кризис среднего возраста. Потому что к 30-40 годам первый слой снят с понимания мира — все попробовал, все сделал. Ты проходишь этот путь, по верхушкам собирая весь мир, и понимаешь, что больше ничего он тебе, кажется, не даст. И здесь нужны определенные усилия над собой, чтобы понять, что он сложнее, интереснее, чем тебе кажется, и что ты еще далеко не все понял, и нужно жить дальше и что-то делать.  

В спектакле очень много иронии и даже, как мне показалось, стеба. Я бы не назвала его сатирическим, но вот ирония кажется, что это уже один из немногих оставшихся «законными» инструментов выразить свою позицию, свое отношение к чему-то, один из немногих инструментов, за которым можно спрятаться. Как вы считаете, как долго он проживет, насколько театр будет свободным, сколько времени у него есть для этих высказываний? Потому что дело Кирилла Серебренникова говорит о том, что поползновения на театр уже есть.

— Я думаю, театр всегда будет свободен. Потому что у него в большей степени, чем у кино, есть возможность использовать иносказание. Например, в самые сложные времена, когда вообще ничего нельзя было говорить, на первое место выходили эпосы, сказки, в которых рассказывается правда, но иносказательно.

В «Незнайке» вы же находите только отсылки к сегодняшним событиям, но там нет прямых высказываний или критики. Поэтому чисто формально там нет стеба над чем-либо, нет черного и белого, нет указаний на то, что хорошо, а что плохо. Вообще я считаю — не власть виновата в наших бедах, а человек. Не прилетели же инопланетяне и не сделали наш мир таким, каким он стал. Это все делаем мы сами. Поэтому делить мир на, условно, «глубинный народ» и «олигархическую власть» — это то же самое, что говорить: «Мир состоит из черного и белого». Это не так.

Для чего нужен театр умным людям? Для того, чтобы уметь смотреть на события с разных сторон, а не так, как принято. Люди в основной массе, как правило, принимают точку зрения либо пропагандистскую, либо оппозиционную. Потому что смотрят либо телевизор, либо интернет. Так смешно разделяется общество: по тому, как человек высказывается, можно сразу понять, что он смотрит. Но ни телевизор, ни интернет не транслируют правду.

Люди привыкли к такому формату общения и не могут понять, что у события всегда несколько сторон, и, прежде чем сделать свой вывод и ненавидеть Навального*, Путина или кого-то еще, неплохо бы посмотреть с разных сторон, а не доверять огульно тому, что слышишь.

Нет никакой теории заговора или масонов, которые хотят всем управлять. Есть многогранность мнений и желаний, в которых мы живем. Театр учит анализировать жизнь, понимать, что она намного сложнее, многограннее, и в ней есть разные цвета.

Мне бы хотелось, чтобы театр, воспитывая молодежь, давал возможность научиться понимать другого человека. Потому что многие наши проблемы возникают именно из-за того, что мы отказываемся понимать друг друга. У нас есть наша правда и неправда другого, и ни на что среднее мы не способны. А театр как раз научает молодого человека принимать другую точку зрения, договариваться. Чтобы научиться договариваться, надо сначала научиться понимать и принимать.

Что касается формы существования театра: во время пандемии, весной прошлого года, режиссер Дмитрий Крымов в одном из своих интервью говорил о том, что пребывает в депрессии, потому что театр умер. Он говорил, что переживает глубокий ужас, потому что театра онлайн быть не может. Тем не менее жизнь диктует свои правила, подкидывает разные предлагаемые обстоятельства, в которых как раз театр-то и учит существовать. А сам вот не всегда может под них подстроиться. Сейчас все меняет форму, и неизвестно, придется ли еще как-то трансформироваться. Как вы считаете, в какой форме может существовать театр, а в какой — нет?

— Мне кажется, что любой способ существования театра, где человек не общается с человеком, — проигрышный. Есть же кино и телевидение, которые уже заняли эту нишу коммуникации, театру переходить туда абсолютно бессмысленно. Я не верю, что люди хотя бы в ближайшие сто лет перестанут друг с другом общаться. Да, это может ограничиваться, может меняться форма, но то, что желание людей говорить глаза в глаза и энергетически обмениваться никуда не уйдет, — это точно. Конечно, временные трудности, которые мы переживаем из-за пандемии, могут продолжаться и повторяться, но человек их преодолеет, потому что он в принципе существо, которое призвано выживать в этом мире. И театр существует столько, сколько существует сам человек. Театр ведь родился не тогда, когда начал описываться в книгах, а, думаю, еще до появления письменности. Даже когда одна обезьяна перед другой показывала свои умения, это уже был своего рода театр. Поэтому ничего не произойдет с ним.

Конечно, мы все переживали из-за того, что нас заперли в интернете, это было чудовищно. Многие пытались делать театр онлайн, но, как правило, все это было печально, потому что мы для другого созданы.

Очень хорошо, что все это наконец-то прошло, и мы соединились со зрителями. То, с каким энтузиазмом к нам пошел зритель после пандемии, говорит о том, что все соскучились по этой энергетике.

А как вы оцениваете театральную среду Новосибирска, конкурентоспособность театров на российском поле, что еще вам хотелось бы видеть в наших театрах?

— Если говорить про творческие силы и возможности, то Новосибирск один из ведущих театральных городов страны. Хотя бы потому, что у нас есть театральный институт, который постоянно пополняет среду молодыми инициативными кадрами. И отношения между театрами сложились конкурентные и дружелюбные. Мы все друг с другом общаемся, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где очень много театров, и дружить со всеми трудно.

Конечно, мы ревнуем, по-белому завидуем успехам товарищей, но это все, несмотря на конкурентность среды, проходит довольно доброжелательно. Другое дело — отношение города к развитию театральной среды. Я имею в виду отсутствие площадок, где можно размещать театр. В нашем городе очень большая проблема с площадками, где можно ставить спектакли независимым профессиональным коллективам, которых у нас много.  

Если говорить статистически, то обеспеченность зрительским местом на 100 жителей катастрофически мала, и на эту проблему, к сожалению, не обращают внимания. В приоритете — другое. Я понимаю, что больницы, школы, другие бюджетные учреждения, бизнес — это очень важно. Но надо понимать: театр, конечно, не полиция, он не спасет непосредственно сейчас от бандита, но он сделает так, чтобы этот бандит не вырос.

Это как в медицине: можно лечить результат, а можно — причину. Когда лечат следствие — это же плохо. Человек избавляется от прыщей, а болит у него печень. Мне кажется, что здесь глубинная проблема: если бы творчеству уделялось больше внимания, то и «прыщи» бы появлялись реже.

Мир, к сожалению, поделился на тех, кто нарушает закон, и тех, кто карает за это. А я — за то, чтобы этих нарушений в принципе не происходило. И от этого нас спасают как раз культура и искусство.

У вас уже несколько лет нет своей площадки. Театр при этом востребован. Почему нет реакции со стороны властей?

Потому что, к сожалению, так получилось у нас в регионе, что в управление культурой идут люди, которые не хотят продвигать эту историю. Они считают, что у нас достаточно театров. Хотя я знаю, что минкульт тратит много энергии. Но она вся уходит мимо нас. Я не знаю, почему это происходит, я задаю вопросы, но не получаю ответов. Очень тяжело работать так неконструктивно. Я предлагаю составить план действий, но у нас то пандемия, то кризис.

Я повторюсь — пока люди во власти не поймут, что нужно лечить причину, а не следствие, пока больше денег будет тратиться на вооружение и карательные методы, а не на методы воспитания и развития, прогрессировать к лучшему будет очень тяжело. Мы будем прогрессировать в сторону запретов, а тем самым — идти к нарушениям этих запретов.

Поляризация общества будет расти все больше между нарушителями и карателями. Это вроде бы очевидно, но, когда ты находишься во власти, это становится очень тяжело понять. Они даже могут соглашаться с нами, но, когда доходим до конкретных вопросов и дел, возникают неразрешимые противоречия.

Я давно перестал кого-либо в чем-либо обвинять. Мы «выращиваем «картошку». Может быть, наступит время — придет человек, который возьмет на себя эту ответственность. Площадка для нас есть. Мы семь лет строили ее в КТЦ «Евразия», она была достроена, осталось вложить 1,5 млн руб., чтобы ее доделать и запустить туда зрителей. Но было принято решение, чтобы мы переехали в «Пулю». Это место нам нравится, но оно требует очередных вложений. Около 25 млн руб. уже было вложено в «Первый театр», а теперь нужно начинать все сначала.

Бывает, что приходит руководитель, который пытается что-то делать, но один в поле не воин — менять нужно массовое сознание. Я никого не обвиняю, мы просто делаем свое дело и надеемся, что все будет хорошо.

Но если не получается с властью, может быть, попробовать с бизнесом? Тем более, театр открывался на спонсорские деньги.

— К сожалению, у нас нет таких традиций меценатства, как, например, в США или Европе. Там есть законы, которые ведут к послаблению налоговых сборов, если предприниматель помогает культурному или, например, спортивному учреждению. У нас в стране, если ты хочешь помогать театру, просто бери свои деньги, приноси и все. И понятно, что мало кто хочет тратить деньги просто на театр. Вообще у нас налогообложение — тема сложная. Все решают силовые структуры и делают это так, как они считают нужным. В других странах есть обязательные налоги, а есть часть, которую предприниматель может направить туда, куда он захочет. Это рассчитано на сознательных граждан. А у нас, мне кажется, гражданское сознание пока находится в колыбели. Поэтому на него так легко влиять. Поэтому всякие чудовищные передачи наших федеральных каналов могут воздействовать на эти «детские» умы.

Но, возвращаясь к теме финансовой поддержки: иногда театру помогают гранты от государства. И, кстати, «Лунный эпизод» поставлен на грант «Единой России».

Да, и здесь возникают вопросы. Потому что я в спектакле увидела иронию против действующей власти…

— Нет, она против действующего мышления — косного, убогого, штампованного, причем не только мышления власти, но и народа, и не только власти правящей, но и тех, кто пытается ее свергнуть. Вообще против человеческой косности. Это спектакль о взрослении человека. Понятно, когда ты говоришь о человеке, о мире, в котором он существует, нельзя не говорить про те идиотские события и ужасы, которые сейчас происходят. Во многом они исходят от власти, но во многом и от самих людей, которые даже не входят ни в какие партии, но совершают безумные поступки. Они и не оппозиционеры, и не провластные, а просто люди — на всякий случай боятся, на всякий случай делают ерунду, на всякий случай поддерживают дурацкие законы, ограничения и так далее — «как бы чего не вышло», как говорил герой Чехова. Многие люди сейчас, даже позиционирующие себя аполитичными, настолько запуганы всем происходящим, что попрятались в «футляры», коммуникация нарушена, они боятся высказываться, договариваться. Это сильно тормозит прогресс. Вот против этого направлена ирония.

А гранты — это же деньги налогоплательщиков, это не средства конкретных людей из власти. Нас не просят и не просили сделать что-то, что противоречило бы моим убеждениям, никто не вмешивался, претензий не было.  

Я, например, выпускал в театре спектакль «Доходное место» — там откровенно про коррупцию, про то, идти ли человеку за своими идеалами и быть нищим, либо жить, как принято в России, по схеме «я — тебе, ты — мне», где законы — это одно, а личные договоренности — это другое. Мир двуполярный: с одной стороны — жесткие законы, с другой — они все нарушаются по личной договоренности.

Это, опять же, оттого, что душа не воспитана, ум не воспитан. Потому что в сознании мы уже поделены на правонарушителей и карателей. И с этим тяжело жить, особенно творческим людям, которые смотрят на мир по-другому.

Вы сказали, что вам не поступали предложения что-то поменять в спектакле. А если когда-то поступят?

— У меня один раз в жизни была такая история, причем с детским спектаклем, и это было так чудовищно провинциально. Я ставил спектакль в барнаульском театре, его смотрела некая комиссия по приемке —какие-то женщины из министерства образования. В спектакле не было ничего особенного, он был абсолютно «травоядный». Был такой эпизод: Емеля спит на печи, к нему подходит богатырь и бьет по печке мечом — будит. Дети смеются. После спектакля мне написали пожелания — что поменять: «Пусть богатырь будит Емелю более гуманным способом». У меня было много вопросов, конечно… А главный — почему женщины из минобра лучше знают, что нужно делать режиссеру?

Это, к счастью, было единственный раз. Потому что я не говорю ничего плохого. Я вообще никогда не был человеком, который огульно кого-то хает, неважно, о власти речь или о ком-то еще. Просто так наезжать — это бессмысленная и неинтересная история, нужно относиться требовательно к человеку вообще.

Чего вы хотите для Первого театра?

— Нам, конечно, тяжело, потому что нет в Новосибирске такого прецедента, чтобы театр жил совсем без своей площадки. У нас около 14-16 гастролей в месяц. Трудно в таком графике и ритме сохранять эту структуру. Потому что люди устают, денег на большое количество переездов нет, постоянно идет ротация. Поэтому хотелось бы, чтобы нашлись финансы достроить нашу площадку в «Пуле». Мы туда могли бы привести нашего доброго зрителя, который ходит за нами по всему городу. Ведь все-таки, как правило, зритель привыкает к месту. Чтобы вести просветительскую деятельность, нужно, чтобы вас видело как можно больше зрителей. Ведь театр делает человека человеком, а не закон, запрещающий ему быть человеком.


[1] Лишь пулеметы откосили,
победу справила Москва —
Бог отвернулся от России
и смотрит вдаль, на острова...

Там негры воют: «Боже, тонем!..
Спаси от тысячи смертей!..»

А мы родителей хороним
и скучно делаем детей.

Сапожный нож летит мне в руки,
по-древнекиевски звеня!..
В безбожье, серости и скуке
я ем тебя, Ты ешь меня.

Работа, пьянка и эстрада
(станок-сивуха-«Песняры»)...

Войну бы надо! Горе надо!
И хлеб из липовой коры...

Пусть вновь «Катюша» запоется,
пусть нищий вьется у крыльца,
пусть тятька с фронта не вернется —
вернется Бог — взамен отца!

Фото Егора Тиммермана

Материал подготовлен для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» от 19.04.2021 г. специально к форуму «Будущее города». 

* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.
Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.