Как конкурентоспособность зависит от уникальных способностей организации

«Компании сегодня имеют равные шансы в возможностях обладать ресурсами. Поэтому уровень конкурентоспособности организации в большей степени зависит именно от уникальных способностей».

Консультант по управлению, эксперт КГ «Управленческая практика» Олег Руденко

Каждая компания ведет бизнес, опираясь на свои ресурсы и организационные способности. От них в том числе зависят результаты, к которым приходит организация в конкурентной борьбе. Но не всегда все ресурсы и способности очевидны для руководителей, поэтому они не используются во всем своем потенциале. Более того, не всегда и не все в организации одинаково понимают, что лежит в основе конкурентного преимущества, как его поддерживать и воспроизводить в долгосрочной перспективе. Это неведение особенно опасно сейчас, когда мы наблюдаем общемировые изменения потребительского поведения и бизнес-моделей. В чем причина такой «близорукости»? Давайте разбираться.

Ресурсы и способности. О чем речь?

Лучшее, на мой взгляд, исследование ресурсов и способностей организации провел Роберт Грант. Результаты он изложил в работе «Современный стратегический анализ», настольной книге для стратега. 

Ресурсы — это производственные активы фирмы. Экономисты выделяют три категории ресурсов: 

— материальные (физические и финансовые), 

— нематериальные (технологии и репутация),

— человеческие (ноу-хау, способность к сотрудничеству и коммуникациям). 

Материальные в современном мире достаточно легко и быстро нарастить, нематериальные – чуть медленнее. Сложнее всего — с человеческими ресурсами, так как уникальный потенциал каждого сотрудника можно раскрыть далеко не всегда. Для этого недостаточно просто принять человека в штат организации и начать платить зарплату.

С ресурсами для бизнеса все более-менее понятно: их можно явно посчитать и ощутить негативный эффект от их отсутствия. С организационными способностями — сложнее. Способности — это то, в какой комбинации находятся ресурсы, как взаимодействуют, как используются и управляются.

Когда у организации выдающиеся способности?

  1. Когда по-особому (не как у других компаний в этой отрасли) протекают процессы в одном из аспектов бизнеса: продажах, производстве, логистике, управлении персоналом, управлении финансами и т.д.
  2. Когда четко и гармонично выстроена цепочка создания ценности продукта для потребителя. Какой критерий четкости и гармоничности? Потребитель возвращается, рекомендует, покупает вновь, уходит от конкурентов.

На мой взгляд, первый вариант менее устойчив в долгосрочной перспективе, хотя и позволяет компании иногда «снимать сливки» в конкурентной борьбе.

Ресурсы и способности взаимосвязаны. В развитии третьей категории размывается граница: в какой-то момент человеческие ресурсы неумолимо начинают формировать организационные способности компании. И никакие способности не возникнут без человеческих ресурсов.

На мой взгляд, компании сегодня имеют равные шансы в возможностях обладать ресурсами. Поэтому уровень конкурентоспособности организации в большей степени зависит именно от уникальных способностей.

Как выяснить, является ли способность потенциально прибыльной?

Такую работу противопоказано проводить в одиночку. Собственнику или директору следует привлечь к обсуждению команду руководителей и ключевых специалистов компании. Во-первых, провести классический «мозговой штурм» с командой и определить пул способностей для дальнейшей оценки и обсуждения. 

Во-вторых, следует оценить, насколько способности уникальны и помогают достигать конкурентного преимущества. Эту оценку следует проводить с учетом прогноза динамики изменений. Например, для производителя стройматериалов не так давно была важна способность «договариваться» (выстраивать тесные выгодные контакты с лицами, принимающими решения) с дистрибьюторами и сетями. Потом стало важно умение «контролировать баланс» в управлении дебиторской задолженностью. Сейчас — способность снижать затраты и повышать удельную маржинальность единицы оборудования. Но при этом договороспособность и риск-менеджмент в продажах своей актуальности не потеряли.

В-третьих, команде необходимо оценить, как способности поддерживают конкурентное преимущество в длительной перспективе и помогают его воспроизводить. Это самая сложная часть квеста. Бывает так, что сколько людей участвуют в оценке, столько мнений в итоге. Важно избегать победы «сильного» и навязанного мнения. Все участники должны иметь возможность аргументировать  позицию, чтобы каждое мнение имело основание. В итоге команде необходимо договориться и прийти к единому пониманию.

Часто бывает так, что «поддерживающая» способность, о которой говорят участники, пока отсутствует в компании, ее надо создать или нарастить. Такой результат обсуждений тоже важен. Он определяет путь компании к созданию будущей конкурентоспособности.

И, наконец, в-четвертых, следует выяснить, каким образом способности помогают делать ликвидными и присваивать результаты деятельности компании. Красивый свежий пример: американские частные строители космических аппаратов собирают хорошие деньги на предзаказах полетов в космос. Они эксплуатируют две свои способности: действительно качественный НИОКР и очень качественный промоушен. На мой взгляд, вторая способность развита даже сильнее.

Что мешает управлять ключевыми способностями?

Способности можно оценивать по двум параметрам: по степени их проявления в компании и по степени их влияния на достижение конкурентного преимущества. Как правило, это сложный процесс оценки. Особенно непросто составлять единую матрицу способностей в «красных» организациях без сплоченной команды и культуры достижения общего результата. В таких компаниях каждый руководитель подразделения приписывает себе и своим подчиненным ключевой вклад в поддержание конкурентоспособности. Как результат — нет фокусировки на прорывных направлениях. Желание проникнуть в большее количество ниш распыляет ресурсы и усилия организации. В итоге не хватает рычага, чтобы количественные изменения перешли в качественные, и появилась или сохранилась способность.

На мой взгляд, в первую очередь руководителю и собственнику компании следует научиться распознавать и оценивать свои значимые способности. Это, кстати, тоже способность. Как понять, что делает руководитель, поддерживая «старый порядок» (существующие системы, структуры, способы коммуникации и т.п.): сохраняет и поддерживает ключевую способность или теряет возможность ее приобрести, догоняет «уходящий поезд» и снижает конкурентоспособность? Но иногда уверенность руководителей в нерушимости основы успеха организации приводит к проигрышу в конкурентной борьбе. Такие руководители не применяют новые способы организации работы, не используют технические новинки, не изучают психологию человека, а продолжают работать по старинке.

Как не потерять ключевые способности? Регулярно задавать себе и команде вопросы: на чем основан наш успех сегодня и будет основан в будущем? Что мы потеряли и приобрели?

Ключевые способности зависят от руководителей и сотрудников — их носителей. Если специалисты покидают организацию быстрее, чем новые успевают адаптироваться и начать вносить вклад — способность ослабевает. Важна вовлеченность сотрудников и их сфокусированность на результатах деятельности. Такие сильные команды могут успешно трансформировать способность в соответствии с изменением внешней среды.

Растущей компании необходим работающий институт наставничества и постоянный приток новых сотрудников. «Наставляемые» вносят свой вклад в развитие способностей, используя для этого новые технологии, правила и процедуры. В результате снижается зависимость от одного или нескольких сотрудников. Ключевые способности становятся более устойчивыми и адаптивными.

Компании на этапе зрелости необходимы горизонтальные перемещения сотрудников между разными подразделениями, что также развивает способности.

Что делать со слабостями и «не пригодившимися» сильными сторонами?

Слабо проявляемые способности, которые неважны для достижения поставленных организацией целей, следует отдавать на аутсорсинг. Развитые способности, которые не так важны для усиления конкурентоспособности компании в своей отрасли, можно выделять в отдельный бизнес.

Если ключевые способности нарастить не удается, компании следует пересмотреть бизнес-модель. Расширить или сузить границы отрасли своего присутствия и больше соответствовать запросам потребителей.

Как вы понимаете, принципиален в достижении успеха для предпринимателя вопрос: какие из способностей следует создавать, тиражировать и поддерживать, а какие изменять, отделять или не развивать? Если компания находит правильный ответ, то бизнес расширяется и приносит больше прибыли.

На мой взгляд, сейчас необходимо развивать умение создавать вовлеченные и мотивированные команды. Они способны чувствовать изменения внешней среды и быстро на них реагировать, адаптируя циклы в производстве товаров и услуг.  Именно это в первую очередь повышает конкурентоспособность организации.

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
  • Денис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплексаДенис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплекса
  • Фейк? В Екатеринбурге заговорили о закрытии «Пассажа»Фейк? В Екатеринбурге заговорили о закрытии «Пассажа»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.