Работа со сложными клиентами и партнерами: как сделать взаимодействие проще?

Развивая бизнес или выступая наемным топ-менеджером, мы не всегда работаем только с теми, с кем легко и приятно. Как облегчить себе жизнь и максимально экологично выстроить отношения?

CEO компании Deal room Наталья Липкина

По роду деятельности я много работаю со спорами и конфликтными ситуациями, которые возникают между контрагентами или внутри компаний, и в процессе их урегулирования вижу причины, которые привели к конфликту. Вижу, как из обычного сложного клиента или партнера контрагент становится источником постоянного напряжения. И точно знаю, что многих проблем можно избежать, если поставить себе такую задачу.

Взаимодействие со сложным для нас контрагентом — дополнительный расход не только сил и нервов, но и рабочего времени, которое стоит совершенно конкретных денег. Искренне полюбить каждого бизнес-партнера — задача невыполнимая, но сделать процесс совместной работы комфортным можно.

Первое, что важно помнить: не бывает по определению сложных партнеров, бывают компании и конкретные люди, с которыми сложно работать именно нам. Наверняка, есть контрагенты, которые легко находят с этим партнером общий язык. И скорее всего, хотя это и не очень приятно осознавать, если клиент или партнер кажутся нам сложными, то это взаимно. Иными словами, это не вам сложно с работать с ними, это вам сложно работать друг с другом.

Сложным клиентом или партнером для нас будет тот, чьи действия, логика и мотивы кажутся нам непонятными, некорректными или и вовсе неприемлемыми. Иными словами — те клиенты, которые часто действуют не так, как мы ожидали, хотим или привыкли.

Причин для сложностей могут быть десятки: от вполне объективных (когда у второй стороны есть понятные основания для претензий к качеству результата совместной работы), ситуативных (отсутствие выстроенных между вами процессов или сбои в них), до очень личных, к которым относится и простое несовпадение стилей общения между представителями ваших компаний, и культурные различия.  

Например, очевидно сложно работать при заметной разнице корпоративных культур: в разных секторах и компаниях разного размера отличаются скорость принятия решений, отношение к иерархии, следование правилам, культура общения (вплоть до принятых каналов коммуникации).

Возможно, мы ожидаем, что важное решение будет принято в течение недели (и даже построили планы с учетом этого срока), а процессы партнера позволяют сделать это не раньше, чем через три месяца; мы привыкли к доверительным отношениям с партнерами и не составляем длинных контрактов, а вторая сторона старается прописать каждую мелочь, и договор приближается к пятидесяти страницам; мы работаем строго по часам и наш офис бурлит с 8:30, а сотрудники партнера выходят на связь не раньше 10.

Любое такое расхождение — потенциальный источник напряжения. И когда одновременно действует несколько подобных факторов, то тут и рождается то, что мы называем «сложным» партнером.

Как сделать ситуацию проще?

Проанализировать

Первое, что важно сделать для исправления ситуации — проанализировать ее. Для начала так, как ее видите вы. Задайте себе несколько вопросов:

Почему нам сложно с ними работать? На что влияет текущее положение дел? В чем корень проблем? Насколько это критично? Можем ли мы с чем-то смириться и адаптироваться? Есть ли то, что изменить обязательно нужно, почему именно это? Можем ли мы повлиять на партнера по этим аспектам? Как это сделать: в одностороннем порядке, в диалоге, через третью сторону? Как мы видим идеальную ситуацию?

Разобраться и понять

Второй важный шаг, который нужно сделать, чтобы ситуация стала проще, — постараться понять позицию и логику действий партнера.

Не бороться, не доказывать свою точку зрения или продавливать решение, а прояснить, что происходит, почему люди занимают ту позицию, которую занимают, и в чем она, собственно, состоит.

Чтобы изменить чье-то мнение по вопросу сначала нужно понять, в чем это мнение заключается.

Пока вы не знаете, в чем состоит позиция вашего контрагента и почему она такая, вы не сможете повлиять на нее. Поэтому проясняйте. Садитесь за стол переговоров, задавайте вопросы и выясняйте все, что можно.

Мысль кажется очевидной, но зачастую при попытке разрешить напряженную ситуацию мы начисто упускаем этот этап. Один из недавних клиентов на мой вопрос: «А что вы делаете, когда ваш партнер кричит в трубку?» ответил: «Ничего, я просто кладу ее на стол и жду, пока он закончит кричать. Я его не слушаю». «А потом?», — спрашиваю я. «А потом я беру трубку и начинаю ему объяснять».

Подобная логика нередко масштабируется на весь цикл взаимоотношений. «Мы не слушаем, а потом начинаем объяснять» — тупиковая ветка в общении с любым, не только сложным партнером, со сложным же это прямой путь к началу и эскалации конфликта.

Стать понятнее

Третье, что нужно сделать, — самим стать понятнее и прозрачнее для своего партнера. С большой долей вероятности вашему партнеру тоже непонятно, почему вы работаете ровно так, а не иначе.

Постарайтесь создать процесс, в котором ваши действия будут понятными, ожидаемыми и предсказуемыми для партнера. Пусть он знает, что вы делаете, когда и что произойдет, предупреждайте об изменениях в совместной работе. Расскажите, как именно вы работаете, почему именно так, и что из этого критически важно сохранять в неизменном виде для достижения качественного результата, а что в целом можно и изменить. Чем прозрачнее партнер видит ситуацию, тем меньше пространства у него будет для того, чтобы додумывать и делать выводы на основе неполной картины происходящего.

Удаление точек напряжения

Если вы проанализировали ситуацию, поговорили с партнером и понимаете, где именно возникают проблемы, то можно перейти к устранению узких мест. В зависимости от выявленных причин, процесс изменений может оказаться более или менее быстрым и при выборе того, с чего начать работу, я предлагаю работать в двух направлениях:

  1. Решение самых весомых проблем. Весомых — тех, которые затрагивают много сторон, процессов, сильно влияют на качество выполнения задач, потенциально дорого обходятся (в деньгах, времени или репутации).
  2. Снижение общего количества точек напряжения: иногда проблемы, которые удалось выявить, не такие уж и серьезные по отдельности, но все вместе дают неприглядную картину. При этом одни из них решаются легко, а на устранение других могут уйти месяцы. В такой ситуации полезно просто работать на уменьшение количества точек, где искрит, начав с самых простых.

Если свести к паре предложений все, что сказано выше, то ключевой мыслью будет следующее: в ситуации работы со сложным или конфликтным партнером главное — иметь привычку тратить силы и время на то, чтобы разобраться. Не додумывать, не строить планов, не принимать решений и не совершать действий на основе этих догадок, а именно разбираться: разговаривать, задавать вопросы, понимать и принимать решение исходя только из максимально полной картины происходящего. Такая привычка экономит много нервов, денег и отношений.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.