«Если врачи будут только защищаться, им попросту некогда будет лечить»
Защита прав медиков является одной из самых острых потребностей в условиях современного российского законодательства. Ведь врачи зачастую становятся объектом нападок совершенно необоснованно.
Врач — одна из наиболее древних профессий. В истории навсегда останутся имена первых выдающихся медиков древности — Гиппократа и Асклепида). Их знания и искусство лечить людей не только спасли многие жизни, но и обусловили развитие медицины. В нашей стране медицинская школа всегда была одной из лучших. Даже в нелёгкие времена врачи не отворачивались от своего дела. Несмотря на все трудности, они помогали людям. Чем заслужили искреннее уважение.
Профессию до сих пор уважают в обществе, но, так случилось, что именно медики стали одной из самых уязвимых групп в обществе. Каждое их действие рассматривается буквально под микроскопом и производит социальный эффект. В СМИ чередой появляются публикации с обвинениями в адрес медицинских работников. При этом в публикациях зачастую звучит неверная терминология (например, в СМИ не отличают ошибки от проступков и преступлений, термин «врачебная ошибка» употребляется в смысле «медицинская ошибка»). Это способствует распространению в обществе не совсем верного восприятия медицины и значения работы врача. Все чаще медики становятся жертвами жалобщиков перед которыми стоит единственная задача — получить деньги. А это уже потребительский экстремизм.
Как следствие, медицинские организации и врачи оказываются в сфере внимания правоохранительных органов, а количество уголовных дел против врачей и случаев привлечения медицинских организаций к гражданско-правовой ответственности растет.
«Современный этап развития российской правовой системы характеризуется значительным увеличением количества законодательных актов, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья и осуществления медицинской деятельности. Их анализ показывает, что регламентация прав пациентов и прав медицинских работников в них не согласована, нет корреляции прав врачей и обязанностей пациентов, налицо асимметричность связи прав пациентов и прав медицинских работников. Все это позволяет говорить о низком уровне правовой защищенности врачей», — отмечает ведущий юрист ЮФ «Бизнес и право» Иван Кашарин.
Традиционно, защитой прав врачей занимались профсоюзы. Первые из них зародились еще в начале XIX столетия и действительно помогали медикам. Сейчас к деятельности профсоюзов относятся более критически. По данным ВЦИОМ, большая часть россиян считает, что профсоюзы лишь в редких случаях способны действительно помочь работнику.
Второй вариант — профессиональные организации. Практика защиты прав врачей подобными отраслевыми компаниями распространена в западных странах. У нас же механизм защиты прав врачей медицинскими ассоциациями разработан пока недостаточно: их заключения не имеют юридической силы в судах, они не признаются партнерами в выработке экономической стратегии здравоохранения. Отсюда следует логичный вывод: защищаться врачам придется либо самим, либо привлекать профессионалов из юридического сообщества.
«На сегодняшний день, область медицинской юриспруденции в России набирает обороты. Развитие частной медицинской практики, повышение правового самосознания пациентов, частые судебные разбирательства в отношении врачей и клиник свидетельствуют об острой необходимости в юристах особого типа, которые бы обладали компетенциями из двух сфер — юридической и медицинской. Мы защищаем права медицинского бизнеса в корпоративной сфере уже 20 лет и дальше будем оказывать правовую поддержку врачам и отстаивать их интересы при возникновении конфликтов в иных сферах, ведь если врачи только и будут делать, что защищаться, им попросту некогда будет лечить», — продолжает Иван Кашарин.
В медицине конфликты практически всегда переходят из сферы деловых отношений в сферу личностную. Пусковым моментом в развитии конфликта нередко служит отсутствие должного контакта с больным, чем глубже недоверие (имеющее разные основания) к врачу, тем чаще проявляются действия в виде сутяжничества или агрессии по отношению к врачам. Но практически любую конфликтную ситуацию можно решить путем диалога. Согласно международной статистике, 40-60% жалоб пациентов могут быть полностью удовлетворены простым объяснением со стороны врачей.
В ситуации, когда развитие конфликта неизбежно, должен быть задействован защитный механизм.
«Механизмом профессиональной защиты врача выступает комплаенс (риск-менеджмент) внутри медицинской организации. Так можно защитить медицинского работника от непредвиденных обстоятельств практической деятельности. Консолидация медицинского и юридического сообщества с целью защиты прав врачей проблем с последующей выработкой практических предложений способствует развитию и фундаментальному становлению в Российской Федерации правовой медицины — медицины, которая безоговорочно соответствует действующим законам, принятым стандартам оказания медицинской помощи, в которой врач защищен», — резюмирует Иван Кашарин.