Экосистема координат. Николай Шилов — о трансформации в Сбер

«Тренд на переход в онлайн-плоскость сформировался еще до пандемии, режим самоизоляции повлиял на скорость и уверенность его становления».

Управляющий Новосибирским отделением Сбербанка Николай Шилов

— Осенью прошлого года Сбербанк пережил, пожалуй, самую масштабную трансформацию в своей истории. Мы стали Сбером — единым зонтичным брендом, собравшим под своим началом продукты, услуги и сервисы банка и компаний экосистемы. Стали помощником в решении не только финансовых, но и насущных задач.  

Однако прошлый год нельзя назвать годом появления экосистемы — мы взяли курс на ее создание намного раньше, в далеком 2017 г., когда этого термина, по большому счету, в нашей стране еще не было. И если тогда многие относились к нашей стратегии как минимум скептически, то сейчас зонтичный бренд имеет практически каждая уважающая себя большая компания. Всего за три года настоящий сдвиг массового сознания. Но почему? Я выделю две главные причины, пересекающиеся, как оси на системе координат.

Первая — это повестка. Пандемия и сопутствующие ей ограничения потребовали от всех кардинального пересмотра бизнес-модели и абсолютно каждого отдельно взятого процесса. В этом смысле мы оказались готовы к вызову именно благодаря уже существующей экосистеме и тренду на перевод наших возможностей в цифровой формат. Практически все операции сейчас можно совершать онлайн, вообще без посещения отделений, с соблюдением всех санитарных норм и без потерь в качестве или скорости обслуживания. Хотя тренд на переход в онлайн-плоскость сформировался еще до пандемии, режим самоизоляции повлиял на скорость и уверенность его становления. Для наглядности давайте разберем пару наших сервисов. Только в первые три месяца этого года жители Новосибирска сделали 182 тыс. заказов в СберМаркете, это в 4,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Пример Самоката еще более показателен, ведь этот сервис доставки, можно сказать, взорвал рынок: в день запуска сервиса в Новосибирске поступило около 1800 заказов! И на протяжении нескольких месяцев сервис остается одним из самых востребованных в городе. На примере этих двух разных сервисов доставки мы видим, как пандемия поменяла паттерн поведения людей и как благодаря экосистеме мы смогли отреагировать.

И вторая — целесообразность и эффективность экосистемного пути развития. В 2017 г. мы только начинали закладывать фундамент, к концу 2020 г. наша экосистема насчитывала 60 компаний, сейчас — 85. Сферы их деятельности совершенно разные, потому что разнообразны и желания людей. Не думаю, что Сбер с той же скоростью продолжит расти вширь: в целом мы вышли практически во все индустрии, в которые планировали. Из последнего — несколько месяцев назад вошли в индустрии образования и компьютерных игр. Сейчас ключевой фокус — на том, чтобы накопить пользовательский опыт и сделать имеющиеся сервисы максимально привлекательными для клиентов. Тем не менее 85 компаний — это уже немало, и это, по сути, 85 потребностей людей. И мы, и другие экосистемы, понимаем, что закрывать какую-то одну потребность, пусть и очень хорошо, уже недостаточно. Отсюда возникает жесткая, но добросовестная конкуренция, от которой на самом деле выигрывает и продавец, и покупатель. Конкуренция — драйвер развития, сам факт ее наличия будет подстегивать лидеров быть лучше для клиентов и постоянно повышать заданную планку.       

В заключение отмечу, что существуют два противоположных взгляда на экосистемы как явление. Многие эксперты считают, что они положительно влияют на экономику, другие видят в них определенные риски. Но как бы мы в конечном счете ни относились к экосистемам, они наша с вами реальность и существуют вне зависимости от точки зрения. По этому пути пошли многие западные корпорации, за последние несколько лет к ним присоединились и отечественные. Применительно к Сберу — мы верим в экосистему как эффективный способ общения бренда и клиента.

Материал подготовлен специально для эксклюзивного выпуска издания «Деловой квартал» — «Книга рейтингов», от 28.06.2021 г. 

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.