Богдан Григорьев, «РусАгроМаркет»: «Цифровизация уравнивает игроков рынка»

8,6 млрд руб. вложил «РусАгроМаркет» в открытие оптово-распределительного центра в Новосибирске. Что даст и холдингу, и региону такой крупный логистический объект, как он повлияет на местный бизнес?

Площадь первой очереди оптово-распределительного центра, который расположился в Промышленно-логистическом парке, составляет 103 тыс. кв. м. ОРЦ включает в себя два мультитемпературных и морозильный терминалы, а также павильоны для оптовой торговли.

Многофункциональная торгово-логистическая площадка предоставляет игрокам продовольственного рынка доступ к услугам хранения, доработки, фасовки, сбыта и комплексной логистики «фреш»-продукции. Цифровая инфраструктура и единая электронная платформа «маркетплейс» призваны помогать находить поставщиков и покупателей продуктов в режиме реального времени.

Это первый подобный объект «РусАгроМаркета» в России. По проекту, планируется строительство ОРЦ еще в пяти городах-миллионниках.

В Новосибирске площадка рассчитана на 250 тыс. кв. м мощностей, и до 2024 г. компания планирует расширить объект. Генеральный директор холдинга «РусАгроМаркет» Богдан Григорьев рассказал «ДК», как новый ОРЦ поменяет рынок логистики в Сибири, что будет происходить с отраслью в ближайшие пять лет, и какие возможности откроются для местных малых и средних предприятий.

Вы недавно запустили в Новосибирске первый для России оптово-распределительный центр. Расскажите, почему решили вложиться именно в Новосибирск, и как сейчас оцениваете рынок логистики в Сибири?

— Новосибирск мы выбрали по ряду факторов. С одной стороны, это уже сложившаяся логистическая точка, «бутылочное горлышко», которое снабжает весь Сибирский федеральный округ и частично Дальний Восток. Потоки продукции из Европейской части России и Центральной Азии, стекаясь в Новосибирск, распределяются дальше, во все точки СФО. Второй фактор: по сравнению с Европейской территорией, особенно Центральным федеральным округом и Югом, оснащенность современной распределительной инфраструктурой на Урале и в Сибири ниже. Конкуренции здесь заметно меньше, а потребность в инфраструктуре больше. Здесь, помимо федеральных сетей, заполонивших рынок, все еще остаются местные, маленькие и средние игроки, которые уступают федеральным сетям в части инфраструктуры, их поставщики тоже не располагают мощностями, и мы как раз можем им помочь в этом, поддержать местный бизнес. Вот это наша ниша здесь. Третий фактор: заходя в регион, мы получили поддержку от администрации Новосибирской области и регионального Агентства инвестиционного развития. Тот земельный участок, который мы взяли в Промышленно-логистическом парке в долгосрочную аренду, был сразу оформлен в нужной нам категории, к нему были подведены коммуникации, мы получили удобные условия аренды. В Новосибирске мы могли стартовать быстрее всего из тех регионов, которые планировали для своего развития, несмотря на то, что в некоторых регионах у нас даже есть земля в собственности. Но в Новосибирске мы увидели больший потенциал.

Какие перспективы открывает ОРЦ местному бизнесу?

— В первую очередь это доступ к современной логистике. Пока его не было, малый и средний бизнес заметно проигрывал крупным игрокам. Строительство современных распределительных центров и правильная цифровизованная логистика доступны только крупным федеральным сетям или агрохолдингам. Игроки поменьше не могут себе позволить подобную инфраструктуру, а получить в аренду или отдать на аутсорсинг сложно. Например, если говорить конкретно про склады, то их легко арендовать и воспользоваться сухой логистикой в любое время в любом объеме. Но что касается логистики свежих и скоропортящихся продуктов, то она крайне слабо развита, особенно массовый рынок. Потому что, опять же, крупные компании могут построить себе холодильники и морозильники, а у малых и средних никогда не получится это сделать, потому что это дорого. Соответственно, доступ к этой инфраструктуре — это первый формат нашего взаимодействия с МСБ.

Второй — это доступ к аутсорсингу. Наша компания может принимать на хранение объемы от одной палеты, и для этого не надо снимать сотни метров «мороза». Мы берем одну палету (стоимость хранения в сутки — 30-40 руб.) и по заданию клиента можем ее хранить или доработать, расфасовать, сформировать в заказы, развезти в несколько точек в городе или соседних городах. Сейчас у нас уже налажены ежедневные маршруты по Новосибирску в 15 складов, по Кемерово — в 10, по Томску — в 6. Планируем выход в Барнаул. Одним словом, мы даем доступ к полноценному аутсорсингу логистики любого формата. Если производитель или дистрибьютор обладает хорошим товаром, логистическое сопровождение мы берем на себя.  

​Помимо этого, мы даем доступ к вновь сформированному каналу продаж B2B (и частично B2C) как офлайн, так и онлайн. У нас на площадке можно либо выставить свой товар, либо снять торговую ячейку, либо выставиться на разовой основе в торговом павильоне, чтобы клиенты пришли, увидели товар, заключили контракт, и дальше уже можно переходить в онлайн-канал продаж. Через маркетплейс и мобильные приложения мы даем доступ к нашей площадке.

Конечно, по части IT еще многое предстоит сделать, пройти вместе с рынком долгий путь, но сейчас мы заканчиваем техническое тестирование площадки, и скоро наши приложения будут доступны для скачивания в App Store и Google Play. На наш взгляд, это сильно поможет, опять же, малым и средним предприятиям, которые имеют меньше доступа к онлайн-каналам, потому что разработать собственный сайт и онлайн-системы — трудно и дорого. Кроме того, влияет еще такой фактор: когда ты создаешь свой сайт или интернет-магазин, у тебя ограниченный ассортимент — туда не интересно заходить покупателю, а если на одной площадке объединяется тысяча поставщиков, то это уже другой интерес, и это очень хороший канал.  

Получается, что со всеми вашими опциями для вас здесь конкурентная среда была свободной?

— Безусловно, вопрос снабжения региона продовольствием вполне нормально решается текущими каналами, мы же создаем новые форматы, чтобы ускорять процессы оборота продовольствия. Чем быстрее продукт поступает на полки магазинов и к потребителям, тем он свежее, и тем он, с точки зрения удельных затрат, дешевле, потому меньше продукта испортилось за время хранения, потому что меньше перегрузок и итераций случилось по пути.

Цифровизация развивается стремительно насколько следующие объекты будут отличаться от новосибирского? Может быть, будет большее соотношение автоматизированных и ручных процессов, какие-то еще «фишки»?

— Тренд действительно ускорился. Если говорить про допандемийный год, то онлайн и e-commerce в части продовольствия развивались объективно более низкими темпами, чем те, которые мы увидели за 2020-2021 г. То, что происходило раньше, по сути, только в Москве — когда появлялась доставка любых продуктов из любого магазина до порога клиента за 15 минут — уже пришло в регионы, хотя мы ожидали передвижения этих услуг сюда только через два-три года. В этом году в Новосибирск вышел онлайн-ритейлер «Самокат», и мы уже работаем в логистической цепочке с его поставщиками. Эта тенденция заметна по всей России, активно работают и Яндекс.Лавка, и Ozon Express — сильно ускоряется онлайн-торговля. Соответственно, чем быстрее развиваются новые форматы, тем быстрее появляется потребность в автоматизации логистических процессов.   

Мы закладывали первично какие-то решения и ждали, чтобы рынок доразвился до них, а они стали востребованы уже сейчас. Происходит интеграция между меркетплейсами, между автоматизированными складскими системами учета: мы знаем, какой товар на какой полке лежит, и какой у него срок годности, чтобы при получении заказа подборщик мог сразу идти его собирать и ставить на нужные ворота, к которым сразу подъедет машина (водитель получает СМСку). Заказы грузятся в правильной очередности — чтобы последним стоял заказ, который нужно выгрузить первым. Машина едет по оптимизированному маршруту, за которым следят наши транспортные менеджеры, чтобы эффективность распределения была максимальной. Чем дальше, тем оптимальнее становится и скорость доставки, и ее стоимость.

Но все равно стоит отметить, что тотальная автоматизация складов пока недоступна и невозможна, потому что это упирается в том числе в платежеспособность конечного потребителя. Экономическая ситуация тоже влияет на скорость автоматизации, потому что это дополнительные косты — по крайней мере, на стадии запуска. Условно говоря, если на каком-то из рынков «серая» продукция, привезенная из соседних стран, торгуется без налогов и таможенных пошлин, то тяжело конкурировать с автоматизацией, которая видна налоговым службам и соответствует всем критериям. И в этой системе заложено дорогое оборудование, которое нужно окупать. Поэтому, чтобы прийти к полной автоматизации, экономика и госрегулирование должны идти в едином темпе с рынком.

В связи с возможностью значительно ускорять процессы сортировки и доставки, какие появляются тренды, как расширяется география, как меняется портрет партнеров?

— Несмотря на то, что еще весной мы начинали доставку только по Новосибирску, сегодня благодаря автоматизации и оптимизации маршрутов быстро открываются новые города. Жители получают доступ к новому формату услуг, когда не нужно выходить в магазины, и это очень удобно с учетом текущей эпидемиологической обстановки. Да и в принципе многим нравится, когда за них уже делают практически все, на что жалко времени и сил. Это объективно высвобождает много времени для всех — и для покупателей, и для поставщиков, которым не нужно содержать офлайн-магазины. Чем выше уровень автоматизации, тем больше каждый из игроков рынка (особенно малый и средний бизнес) может сосредоточиться на своем непосредственном бизнесе — на выращивании правильной продукции, на закупке импортной продукции у нужного поставщика и т.д. По сути, цель нашего ОРЦ — собрать на одной площадке наиболее качественных первичных производителей и поставщиков продукции и дать им возможность спокойно работать. Это тоже своего рода шеринг-экономика: наша цель — чтобы две сотни предприятий на нашей площадке пользовались одним и тем же оборудованием, и чтобы им это было в разы дешевле, чем создавать нужную инфраструктуру самостоятельно. 

Какие еще тренды сейчас вы видите на рынке продовольственной логистики в Сибири? Есть ли какие-то региональные особенности?

— Первая особенность, если сравнивать с Европейской территорией, — в том, что Сибирь двигается догоняющим темпом с точки зрения развития новых форматов. Однако пандемия Covid-19 помогла ускорить эти процессы.

Вторая — это то, что та же Европейская часть России в большей степени находится на самообеспечении, чем Сибирь, с точки зрения некоторых категорий продукции, и здесь более универсальный доступ к импорту (Новороссийский порт, в который приходит продукция из Турции, Израиля, Марокко, весь Черноморский и Средиземноморский бассейны). В Сибирь все-таки не всю продукцию можно довозить из портов. Но у нее более тесное взаимодействие с Центральной Азией — Узбекистаном, Киргизией, Казахстаном. Поэтому, например, с точки зрения овощей и фруктов, Сибирь отличается от Европейской части, но в этом есть и плюс: себестоимость и качество, которые может дать Центральная Азия, могут быть лучше, чем у более далеких стран. С другой стороны, логистика и форматы торговли, выстроенные с этими странами, пока еще устаревшие, и с ними есть некоторые сложности, которые нужно устранять: некоторым поставщикам кажутся слишком современными те форматы, которые мы предлагаем, поэтому мы выстраиваем мостик — нанимаем менеджеров, которые помогают заказчикам работать с маркетплейсами.  

Что еще интересно: на Европейской территории уже все более или менее унифицировано, и крупные игроки давно правят бал, а в Сибири сохранилось больше местных производителей и сетей, поэтому здесь даже больше возможностей для развития — таким игрокам мы можем принести больше пользы, чем крупным федералам, у которых и так с логистикой все хорошо, хотя и они тоже возвращаются за услугами.

Как изменится рынок через пять лет?

— Для современных темпов развития пять лет — немалый срок. Я взял бы на себя смелость сказать, что через пять лет в России, и в Сибири в частности, у всех покупателей точно будет возможность иметь онлайн-доступ к абсолютно любому продукту в любом количестве и качестве по разумным ценам. Потому что большой плюс цифровизации в том, что она фактически подсвечивает весь рынок и дает возможность всем поставщикам играть на одних условиях, уравнивает игроков. Когда поставщик работает через маркетплейс, он фактически напрямую имеет доступ к конечному звену, без множества посредников по дороге. Это оптимизирует качество, срок доставки и ее цену. Поэтому за пять лет, на мой взгляд, себестоимость продукта должна стать более честной, а продовольственная инфляция — снизиться. Ценовая конъюнктура станет более стабильной, ассортимент будет шире. Многие продукты и маркетплейсы дойдут до Сибири. Я думаю, за пять лет есть возможность сделать тот рывок, который мы пока откладывали по разным причинам.

Например, в части оптовой торговли крайне мало было сделано за последние 20 лет. Оптовые рынки почти не развивались, плодовоовощной сегмент до сих пор существует в «сером» формате. Но за пять лет и в части онлайн-торговли, и с точки зрения госрегулирования, эти сегменты точно выйдут в более прозрачный режим, и на этом выиграет и население, и сами производители, первичные поставщики, которые генерируют ценность. Конечно, нельзя говорить, что все посредники должны уйти с рынка — наиболее крепкие и разумные, которые развивают рынок, останутся. Уйдут те, кто манипулирует информацией и объемами, кто монополизирует рынок — вот эта неэффективность должна схлопнуться. И конечный потребитель, конечно, выиграет с точки зрения ассортимента, качества и цены продуктов. Выиграют малые и средние компании, у которых нет больше возможностей для новых каналов сбыта и для фокусирования на товаре. И само государство выиграет — рынок станет прозрачнее.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.