Богдан Григорьев, «РусАгроМаркет»: «Цифровизация уравнивает игроков рынка»

8,6 млрд руб. вложил «РусАгроМаркет» в открытие оптово-распределительного центра в Новосибирске. Что даст и холдингу, и региону такой крупный логистический объект, как он повлияет на местный бизнес?

Площадь первой очереди оптово-распределительного центра, который расположился в Промышленно-логистическом парке, составляет 103 тыс. кв. м. ОРЦ включает в себя два мультитемпературных и морозильный терминалы, а также павильоны для оптовой торговли.

Многофункциональная торгово-логистическая площадка предоставляет игрокам продовольственного рынка доступ к услугам хранения, доработки, фасовки, сбыта и комплексной логистики «фреш»-продукции. Цифровая инфраструктура и единая электронная платформа «маркетплейс» призваны помогать находить поставщиков и покупателей продуктов в режиме реального времени.

Это первый подобный объект «РусАгроМаркета» в России. По проекту, планируется строительство ОРЦ еще в пяти городах-миллионниках.

В Новосибирске площадка рассчитана на 250 тыс. кв. м мощностей, и до 2024 г. компания планирует расширить объект. Генеральный директор холдинга «РусАгроМаркет» Богдан Григорьев рассказал «ДК», как новый ОРЦ поменяет рынок логистики в Сибири, что будет происходить с отраслью в ближайшие пять лет, и какие возможности откроются для местных малых и средних предприятий.

Вы недавно запустили в Новосибирске первый для России оптово-распределительный центр. Расскажите, почему решили вложиться именно в Новосибирск, и как сейчас оцениваете рынок логистики в Сибири?

— Новосибирск мы выбрали по ряду факторов. С одной стороны, это уже сложившаяся логистическая точка, «бутылочное горлышко», которое снабжает весь Сибирский федеральный округ и частично Дальний Восток. Потоки продукции из Европейской части России и Центральной Азии, стекаясь в Новосибирск, распределяются дальше, во все точки СФО. Второй фактор: по сравнению с Европейской территорией, особенно Центральным федеральным округом и Югом, оснащенность современной распределительной инфраструктурой на Урале и в Сибири ниже. Конкуренции здесь заметно меньше, а потребность в инфраструктуре больше. Здесь, помимо федеральных сетей, заполонивших рынок, все еще остаются местные, маленькие и средние игроки, которые уступают федеральным сетям в части инфраструктуры, их поставщики тоже не располагают мощностями, и мы как раз можем им помочь в этом, поддержать местный бизнес. Вот это наша ниша здесь. Третий фактор: заходя в регион, мы получили поддержку от администрации Новосибирской области и регионального Агентства инвестиционного развития. Тот земельный участок, который мы взяли в Промышленно-логистическом парке в долгосрочную аренду, был сразу оформлен в нужной нам категории, к нему были подведены коммуникации, мы получили удобные условия аренды. В Новосибирске мы могли стартовать быстрее всего из тех регионов, которые планировали для своего развития, несмотря на то, что в некоторых регионах у нас даже есть земля в собственности. Но в Новосибирске мы увидели больший потенциал.

Какие перспективы открывает ОРЦ местному бизнесу?

— В первую очередь это доступ к современной логистике. Пока его не было, малый и средний бизнес заметно проигрывал крупным игрокам. Строительство современных распределительных центров и правильная цифровизованная логистика доступны только крупным федеральным сетям или агрохолдингам. Игроки поменьше не могут себе позволить подобную инфраструктуру, а получить в аренду или отдать на аутсорсинг сложно. Например, если говорить конкретно про склады, то их легко арендовать и воспользоваться сухой логистикой в любое время в любом объеме. Но что касается логистики свежих и скоропортящихся продуктов, то она крайне слабо развита, особенно массовый рынок. Потому что, опять же, крупные компании могут построить себе холодильники и морозильники, а у малых и средних никогда не получится это сделать, потому что это дорого. Соответственно, доступ к этой инфраструктуре — это первый формат нашего взаимодействия с МСБ.

Второй — это доступ к аутсорсингу. Наша компания может принимать на хранение объемы от одной палеты, и для этого не надо снимать сотни метров «мороза». Мы берем одну палету (стоимость хранения в сутки — 30-40 руб.) и по заданию клиента можем ее хранить или доработать, расфасовать, сформировать в заказы, развезти в несколько точек в городе или соседних городах. Сейчас у нас уже налажены ежедневные маршруты по Новосибирску в 15 складов, по Кемерово — в 10, по Томску — в 6. Планируем выход в Барнаул. Одним словом, мы даем доступ к полноценному аутсорсингу логистики любого формата. Если производитель или дистрибьютор обладает хорошим товаром, логистическое сопровождение мы берем на себя.  

​Помимо этого, мы даем доступ к вновь сформированному каналу продаж B2B (и частично B2C) как офлайн, так и онлайн. У нас на площадке можно либо выставить свой товар, либо снять торговую ячейку, либо выставиться на разовой основе в торговом павильоне, чтобы клиенты пришли, увидели товар, заключили контракт, и дальше уже можно переходить в онлайн-канал продаж. Через маркетплейс и мобильные приложения мы даем доступ к нашей площадке.

Конечно, по части IT еще многое предстоит сделать, пройти вместе с рынком долгий путь, но сейчас мы заканчиваем техническое тестирование площадки, и скоро наши приложения будут доступны для скачивания в App Store и Google Play. На наш взгляд, это сильно поможет, опять же, малым и средним предприятиям, которые имеют меньше доступа к онлайн-каналам, потому что разработать собственный сайт и онлайн-системы — трудно и дорого. Кроме того, влияет еще такой фактор: когда ты создаешь свой сайт или интернет-магазин, у тебя ограниченный ассортимент — туда не интересно заходить покупателю, а если на одной площадке объединяется тысяча поставщиков, то это уже другой интерес, и это очень хороший канал.  

Получается, что со всеми вашими опциями для вас здесь конкурентная среда была свободной?

— Безусловно, вопрос снабжения региона продовольствием вполне нормально решается текущими каналами, мы же создаем новые форматы, чтобы ускорять процессы оборота продовольствия. Чем быстрее продукт поступает на полки магазинов и к потребителям, тем он свежее, и тем он, с точки зрения удельных затрат, дешевле, потому меньше продукта испортилось за время хранения, потому что меньше перегрузок и итераций случилось по пути.

Цифровизация развивается стремительно насколько следующие объекты будут отличаться от новосибирского? Может быть, будет большее соотношение автоматизированных и ручных процессов, какие-то еще «фишки»?

— Тренд действительно ускорился. Если говорить про допандемийный год, то онлайн и e-commerce в части продовольствия развивались объективно более низкими темпами, чем те, которые мы увидели за 2020-2021 г. То, что происходило раньше, по сути, только в Москве — когда появлялась доставка любых продуктов из любого магазина до порога клиента за 15 минут — уже пришло в регионы, хотя мы ожидали передвижения этих услуг сюда только через два-три года. В этом году в Новосибирск вышел онлайн-ритейлер «Самокат», и мы уже работаем в логистической цепочке с его поставщиками. Эта тенденция заметна по всей России, активно работают и Яндекс.Лавка, и Ozon Express — сильно ускоряется онлайн-торговля. Соответственно, чем быстрее развиваются новые форматы, тем быстрее появляется потребность в автоматизации логистических процессов.   

Мы закладывали первично какие-то решения и ждали, чтобы рынок доразвился до них, а они стали востребованы уже сейчас. Происходит интеграция между меркетплейсами, между автоматизированными складскими системами учета: мы знаем, какой товар на какой полке лежит, и какой у него срок годности, чтобы при получении заказа подборщик мог сразу идти его собирать и ставить на нужные ворота, к которым сразу подъедет машина (водитель получает СМСку). Заказы грузятся в правильной очередности — чтобы последним стоял заказ, который нужно выгрузить первым. Машина едет по оптимизированному маршруту, за которым следят наши транспортные менеджеры, чтобы эффективность распределения была максимальной. Чем дальше, тем оптимальнее становится и скорость доставки, и ее стоимость.

Но все равно стоит отметить, что тотальная автоматизация складов пока недоступна и невозможна, потому что это упирается в том числе в платежеспособность конечного потребителя. Экономическая ситуация тоже влияет на скорость автоматизации, потому что это дополнительные косты — по крайней мере, на стадии запуска. Условно говоря, если на каком-то из рынков «серая» продукция, привезенная из соседних стран, торгуется без налогов и таможенных пошлин, то тяжело конкурировать с автоматизацией, которая видна налоговым службам и соответствует всем критериям. И в этой системе заложено дорогое оборудование, которое нужно окупать. Поэтому, чтобы прийти к полной автоматизации, экономика и госрегулирование должны идти в едином темпе с рынком.

В связи с возможностью значительно ускорять процессы сортировки и доставки, какие появляются тренды, как расширяется география, как меняется портрет партнеров?

— Несмотря на то, что еще весной мы начинали доставку только по Новосибирску, сегодня благодаря автоматизации и оптимизации маршрутов быстро открываются новые города. Жители получают доступ к новому формату услуг, когда не нужно выходить в магазины, и это очень удобно с учетом текущей эпидемиологической обстановки. Да и в принципе многим нравится, когда за них уже делают практически все, на что жалко времени и сил. Это объективно высвобождает много времени для всех — и для покупателей, и для поставщиков, которым не нужно содержать офлайн-магазины. Чем выше уровень автоматизации, тем больше каждый из игроков рынка (особенно малый и средний бизнес) может сосредоточиться на своем непосредственном бизнесе — на выращивании правильной продукции, на закупке импортной продукции у нужного поставщика и т.д. По сути, цель нашего ОРЦ — собрать на одной площадке наиболее качественных первичных производителей и поставщиков продукции и дать им возможность спокойно работать. Это тоже своего рода шеринг-экономика: наша цель — чтобы две сотни предприятий на нашей площадке пользовались одним и тем же оборудованием, и чтобы им это было в разы дешевле, чем создавать нужную инфраструктуру самостоятельно. 

Какие еще тренды сейчас вы видите на рынке продовольственной логистики в Сибири? Есть ли какие-то региональные особенности?

— Первая особенность, если сравнивать с Европейской территорией, — в том, что Сибирь двигается догоняющим темпом с точки зрения развития новых форматов. Однако пандемия Covid-19 помогла ускорить эти процессы.

Вторая — это то, что та же Европейская часть России в большей степени находится на самообеспечении, чем Сибирь, с точки зрения некоторых категорий продукции, и здесь более универсальный доступ к импорту (Новороссийский порт, в который приходит продукция из Турции, Израиля, Марокко, весь Черноморский и Средиземноморский бассейны). В Сибирь все-таки не всю продукцию можно довозить из портов. Но у нее более тесное взаимодействие с Центральной Азией — Узбекистаном, Киргизией, Казахстаном. Поэтому, например, с точки зрения овощей и фруктов, Сибирь отличается от Европейской части, но в этом есть и плюс: себестоимость и качество, которые может дать Центральная Азия, могут быть лучше, чем у более далеких стран. С другой стороны, логистика и форматы торговли, выстроенные с этими странами, пока еще устаревшие, и с ними есть некоторые сложности, которые нужно устранять: некоторым поставщикам кажутся слишком современными те форматы, которые мы предлагаем, поэтому мы выстраиваем мостик — нанимаем менеджеров, которые помогают заказчикам работать с маркетплейсами.  

Что еще интересно: на Европейской территории уже все более или менее унифицировано, и крупные игроки давно правят бал, а в Сибири сохранилось больше местных производителей и сетей, поэтому здесь даже больше возможностей для развития — таким игрокам мы можем принести больше пользы, чем крупным федералам, у которых и так с логистикой все хорошо, хотя и они тоже возвращаются за услугами.

Как изменится рынок через пять лет?

— Для современных темпов развития пять лет — немалый срок. Я взял бы на себя смелость сказать, что через пять лет в России, и в Сибири в частности, у всех покупателей точно будет возможность иметь онлайн-доступ к абсолютно любому продукту в любом количестве и качестве по разумным ценам. Потому что большой плюс цифровизации в том, что она фактически подсвечивает весь рынок и дает возможность всем поставщикам играть на одних условиях, уравнивает игроков. Когда поставщик работает через маркетплейс, он фактически напрямую имеет доступ к конечному звену, без множества посредников по дороге. Это оптимизирует качество, срок доставки и ее цену. Поэтому за пять лет, на мой взгляд, себестоимость продукта должна стать более честной, а продовольственная инфляция — снизиться. Ценовая конъюнктура станет более стабильной, ассортимент будет шире. Многие продукты и маркетплейсы дойдут до Сибири. Я думаю, за пять лет есть возможность сделать тот рывок, который мы пока откладывали по разным причинам.

Например, в части оптовой торговли крайне мало было сделано за последние 20 лет. Оптовые рынки почти не развивались, плодовоовощной сегмент до сих пор существует в «сером» формате. Но за пять лет и в части онлайн-торговли, и с точки зрения госрегулирования, эти сегменты точно выйдут в более прозрачный режим, и на этом выиграет и население, и сами производители, первичные поставщики, которые генерируют ценность. Конечно, нельзя говорить, что все посредники должны уйти с рынка — наиболее крепкие и разумные, которые развивают рынок, останутся. Уйдут те, кто манипулирует информацией и объемами, кто монополизирует рынок — вот эта неэффективность должна схлопнуться. И конечный потребитель, конечно, выиграет с точки зрения ассортимента, качества и цены продуктов. Выиграют малые и средние компании, у которых нет больше возможностей для новых каналов сбыта и для фокусирования на товаре. И само государство выиграет — рынок станет прозрачнее.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.