Эксперты: «Ситуация на рынке труда в 2021 году — идеальный шторм»
Постковидный мир стал новой реальностью, в которой поиск сотрудников превратился в борьбу за них, считают эксперты HeadHunter.
Настоящим стрессом для многих бизнесов в нынешнем году стал кадровый голод, и коснулся он практически всех профсфер. Нельзя сказать, что проблема случилась внезапно, рынок довольно давно начал двигался в сторону соискательского, но именно постковидный мир стал новой реальностью, в которой поиск сотрудников превратился в борьбу за них.
В этом году совпали сразу несколько негативных факторов, которые привели к изменениям на рынке труда.
Во-первых, наиболее заметно проявились последствия демографической ямы: по данным Росстата, в 2021 г. на рынок труда выходит самая малочисленная когорта людей в возрасте 20-24 лет, меньше 7 млн человек. Молодежь не перекрывает даже выходящее на пенсию поколение, которых у нас 8,3 млн человек. Возрастная группа от 25 до 29 лет тоже сокращается год от года. Объективно, молодых специалистов на рынке труда становится меньше.
Ситуация с демографией у нас выглядит очень трагично. Самое плохое, что даже на горизонте в десять лет она не улучшится (а вот еще ухудшиться, увы, может, но об этом даже думать не хочется). К 2020 г. численность людей в самой привлекательной (будем честны) для любого работодателя когорте 20-24 года — молодежи с пылким сердцем, незамутненным разумом, физически сильных — сократилась за эти десять лет почти в два раза. То есть, если вы, например, последние 10 лет подбирали операторов на склад, и поток кандидатов из года в год сокращался, то сейчас, с учетом высокой работодательской активности и несоответствующей соискательской активности, этот поток превратился в жидкий ручеек, — написала в своем посте на Facebook директор департамента аналитических решений компании HeadHunter Наталья Данина.
Второй фактор — миграционный. Трудовые мигранты с началом локдауна вернулись к себе на родину и далеко не все из них вернулись, помимо этого, продолжился отток трудоспособного населения из большинства регионов России (Сибирь в их числе), и на это наложилась естественная убыль населения, в том числе вследствие пандемии коронавируса.
Кроме того, существенный вклад в сокращение соискательской активности внес стресс, пережитый людьми во время пандемии, многие из них сейчас предпочитают держаться за ту работу, которая у них есть, особенно если устраивает уровень заработной платы. До тех пор, пока эпидемиологическая ситуация остается непредсказуемой, стабильность будет перевешивать новые профессиональные и карьерные возможности для значительной части трудоспособного населения. Итого все эти факторы отрицательно повлияли на динамику активности соискателей: в этом году она ниже, чем в предыдущие два года.
Как отреагировали на это работодатели? Уже во втором полугодии прошлого года аналитики отмечали необычный рост их активности, но в этом году динамика вакансий превысила не только кризисный 20-й год, но и предыдущий благополучный 2019-й. Например, в Новосибирской области за первое полугодие объем предложений работы вырос на 83% относительно прошлого года, и это выше, чем в среднем по стране (по России рост составил +72%).
Самыми емкими по спросу на кадры в Новосибирской области стали профсферы: продажи (23% от всего объема вакансий в регионе), информационные технологии (15%), производство (11%), рабочий персонал, транспорт и логистика, строительство и недвижимость (по 10%). Если сравнивать с картиной по России, то она выглядит чуть иначе: в лидерах также продажи (27%), далее — рабочий персонал (12%), IT-сфера (12%), начинающие специалисты и производство (по 11%), логистика и транспорт, а также строительство и недвижимость (по 10%).
А если посмотреть, какие профсферы особенно заметно вырвались вперед по спросу на кадры относительно прошлого года, то тут абсолютным чемпионом стала «индустрия гостеприимства» — потребность в кадрах здесь выросла почти в три раза (298% в Новосибирской области), а по России в целом еще больше — на 330%. Сказался рост спроса на внутренний туризм и быстрое оживление в общепите после снятия ограничений. Самыми востребованными специалистами в этом направлении стали повара, официанты, бармены, хостес. Конкуренцию за них вели в этом году не только локальные работодатели, но и компании из других регионов России, прежде всего из Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края.
При этом если посмотреть на соотношение количества вакансий к количеству резюме, — а именно этот коэффициент показывает конкуренцию за рабочие места — то в нынешнем году он стабильно снижается от месяца к месяцу. Если в январе коэффициент конкуренции составлял 4,9 резюме на вакансию (что считается комфортным значением для рынка труда), то в июне он достиг минимума за текущий год — 3,1 резюме на вакансию. А если смотреть по отдельным профсферам, то этот показатель снизился еще больше: медицина (0,8), страхование (0,9), рабочий персонал (0,9). Это значит, что на одно предложение работы приходится меньше одного потенциального кандидата.
В ситуации, когда выбор ограничен, работодатели стали значительно лояльнее по отношению к кандидатам без профильного опыта работы. Формулировки «мы всему вас научим, опыт не обязателен» перестали быть редкостью в вакансиях. Но этот интерес адресован в первую очередь к молодым кадрам, которых — вспомним данные по демографии — не так много на рынке труда. Сейчас работодателям имеет смысл внимательнее отнестись к возрастным кандидатам и научиться с ними работать, поскольку это наиболее многочисленные когорты среди соискателей.
Что будет меняться в ближайший год на рынке труда?
Изменится подход компаний к найму и мотивации персонала, которые позволят им в условиях обострившейся конкуренции привлекать и удерживать высококлассных и амбициозных специалистов.
Возрастет роль бренда работодателя. Соискателям интересны успешные компании, которых знают и уважают в обществе, у которых сформирована корпоративная культура и ценности. При этом понятие успешности включает в себя не только экономическую эффективность бизнеса, но и социальную ответственность компании.
Новым трендом на рынке труда станет well-being, это комплексный подход по улучшению уровня благополучия и удержанию сотрудников в компании. После «пандемийного» 2020 г. развитие подобных программ вышло на новый уровень.
Опросы службы исследований hh.ru говорят о том, что первое место в топ-3 ключевых направлений для программ well-being занимает развитие рабочей среды — на этом планируют сфокусироваться половина опрошенных компаний (52%). Второе место по выбору компаний-респондентов заняла поддержка психологического состояния сотрудников, 36% ответов. И третье важное направление — совершенствование программ физического здоровья сотрудников (32%).
Сохранится интерес соискателей и работодателей к удаленному формату работы. Дистанционная занятость открыла людям много преимуществ, о которых они раньше просто не думали. Речь не только об экономии на транспорте или домашней еде, но и о возможности сочетать деловые задачи с личными, не теряя в эффективности. По данным hh.ru, наибольшую популярность удаленка получила среди молодых соискателей.