«Ментальность унылости». Как депрессивный пригород превращают в креативный кластер
Такое явление, как «креативная экономика» стало популярным относительно недавно. Но уже начали появляться примеры ее успешного построения. Что это такое и как с этим работать?
Изначально креативной экономикой назывался особый сектор, основанный на интеллектуальной деятельности, теперь он оброс смежными сферами и представляет собой отдельный большой пласт экономики. Но пока ее основная характеристика — это высокая степень неопределенности. Однако инвесторы больших городов все же смотрят в эту сторону и создают успешные проекты, вкладываясь в реновацию депрессивных территорий или возрастных пригородов.
Ярким примером стал уральский город Сысерть, находящийся в 45 км от Екатеринбурга. Глава Сысерти Дмитрий Нисковских в рамках форума Иннопром поделился необычным опытом возрождения заброшенных производственных территорий и старта проекта по превращению унылого городка в центр креативной индустрии.
Город, в котором сейчас проживает 26 000 человек, был основан в 1732 г. как город-завод. Это был железоделательный завод на реке Сысерть. Кстати, именно там родился известный сказочник Павел Бажов. Еще 200 лет после основания поселок так и назывался — Сысертский Завод (что и отражено в биографии Бажова). В 1932-м он стал поселком Сысерть, а в 1946-м — городом районного значения.
Сегодня промышленность в городе находится в упадке, есть заброшенные заводские территории, которые превратили город в унылый регион. Так и охарактеризовал Дмитрий Нисковских основную проблему маленьких промышленных городов, давно потерявших свой индустриальный шарм — там правит «ментальность унылости».
Что именно угнетало нового главу города, когда в 2017 г. он занял свой пост? Основными проблемами от назвал удручающий дизайн в городском пространстве (вывески, рекламные щиты и места их размещения); неразвитость сервисов; нехватку общественных пространств; отток энергичного населения.
Новый глава решил создать формулу антиунылости, для чего в городе было запущено «Агентство развития Сысерти». В коллаборации с партнерами администрация начала работу по реновации территории.
Задачи администрации виделись так: разработка «программы выживания», открытость к инициативам, предоставление базовой инфраструктуры, составление календаря событий, «продюсирование жизни», вовлечение людей.
Задачи Агентства развития — медиация и коннект между жителями, властью, бизнесом, креативным сообществом региона; инициирование проектов изменений; PR изменений; привлечение ресурсов на изменения; «арт-дирекшн» благоустройства; вовлечение.
Так решено было создать креативный кластер — когда не только завод, но и вся Сысерть становится площадкой коллаборации, новых проектов и изменений, местом созидания.
Наш город выглядит так же, как все малые города, у которых нет дизайн-кода, нет комфортной городской среды, нет общественных пространств, там примитивные и неинтересные сервисы. Соответственно, вся активная молодежь, которая хочет развиваться, переезжает в Екатеринбург и не хочет возвращаться, а если уезжает в Москву — тем более. В связи с этим — проблема: вымывается активное население, которое способно двигать вперед развитие муниципалитета. В 2017 г. я стал главой города, в 2018 г. мы создали Агентство развития Сысерти и начали делать жизнь в нашем городе менее унылой и даже придумали формулу, которая заключается в союзе между агентами позитивного изменения с людьми, которые хотят менять территорию и, конечно, роль администрации очень важна. Мы создали некую программу выживания, приняли определенные принципы открытости и диалога, стали продюсировать календарь событий. Агентство развития Сысрети стало вовлекать в свою орбиту всех людей, которые хотели бы менять жизнь, создавать интересные проекты, проводить мероприятия. У нас есть большая мечта — сделать Сысерть лучшим местом для жизни. Мы стали совершать меленькие шаги, и при широком вовлечении определенных людей и хорошем пиаре у нас потихоньку начало получаеться двигать Сысерть вперед и быть заметными уже в масштабах России, — рассказал Дмитрий Нисковских.
По его словам, креативный кластер — это не только территория завода, но вся Сысерть, это большая площадка для разных проектов, «свободный полигон», где можно протестировать что-то интересное:
Наша мечта — сделать масштабный креативный кластер и общественное культурное пространство на месте старого железоделательного завода, с которого основана Сысерть. Мы полностью прописали сценарий развития, определили все минимально необходимые наборы инфраструктуры, чтобы завод снова стало центром городской жизни, где можно проводить время — работать, отдыхать, получать образование, что-то производить. На это нужно очень много денег, и мы решили реализовывать проект поэтапно.
Придумали проект «Лето на заводе» — оживление и популяризация памятника федерального значения — исторического завода в центре Сысерти с помощью вовлечения молодежи. В итоге за 50 дней работы площадки на ней потрудились 150 волонтеров, было проведено 150 мероприятий, привлечен местный бизнес (появилось 5 постоянных резидентов, которые теперь там зарабатывают), почти 20 000 посетителей за месяц, 3 млн медиаконтактов и 20 партнеров, поддержавших проект.
Агентство развития Сысерти в прошлом году запустило проект «Лето на заводе». В его рамках была хорошая культурная программа, было три концерта симфонического оркестра, который в Сысерти, наверное, никогда не играл. Появилось много творческих союзов, которые существуют до сих пор. На базе трансформаторной подстанции появился фудкорт, местные предприниматели и производители благодаря креативным смогли создать бренды, прижившиеся в городе. Два резидента — кофейня и пиццерия — открыли потом свои точки уже в самой Сысерти, после проекта, — поделился глава города.
По подсчетам администрации Сысерти, результатом проекта стало то, что от 0 до 11 выросло количество бизнесменов, заинтересованных в реализации крупных инвестпроектов вокруг завода.
Мы формируем инвестклимат, потому что, развивая это пространство, мы создаем новую жизнь, которая будет вокруг завода, и сегодня мы уже видим вокруг него площадки, которые будут в дальнейшем развиваться как спортивное, туристическое направление. Сама территория завода породила новые проекты в сфере девелопмента. Мы создаем разные бизнес-коллаборации, обсудили с компанией СКБ Контур возможность создания загородного ИТ-офиса на заводе. Будем создавать мастерские, чтобы креативные предприниматели могли задержаться в Сысерти дольше. Мы планируем развивать пространство всего завода, в том числе для творческих направлений. Мы создаем инфраструктуру двойного назначения — которая нужна городу, людям и бизнесу. Будем расти в ширину, — заключил Дмитрий Нисковских.