Как сделать так, чтобы система мотивации сотрудников работала? Мнение консультанта

Хочешь получить от сотрудника результат — предложи что-то взамен. Речь идет о системе мотивации. Продумывать ее необходимо на этапе разработки стратегии, а корректировать — в процессе реализации.

Консультант по управлению, эксперт КГ «Управленческая практика» Олег Руденко

Во многих компаниях действующая материальная мотивация не согласована с разработанной стратегией и не учитывает новые решения. Если изменения и вносятся в систему, то они ограничиваются учетом достижения целей в КПЭ топ-менеджеров. Почему важно отражать новые цели и стратегию их достижения в системе мотивации? Давайте разбираться.

Представим ситуацию: компания поставила перед собой «амбициозные цели», разработала подробный план их достижения, который назвала стратегией; распланировала кто, что и к какому сроку должен сделать, к каким промежуточным результатам требуется прийти, и какие дополнительные ресурсы для этого необходимы. Но в этом плане никак или слабо отражено, что получают сотрудники и руководители при достижении новых целевых показателей. Этот вопрос уходит на второй план, не является приоритетным и зачастую решается «как-нибудь потом». Как следствие — спустя время энтузиазм участников стратпроцесса и лидеров изменений сходит на нет, уступая место «текучке». Команда в первую очередь решает оперативные задачи, потому что они, как правило, на строгом контроле у руководителей и напрямую связаны с системой материального вознаграждения.

Притом, так или иначе, все руководители признают, что отражать целевые стратегические показатели в системе мотивации необходимо. Но сделать так получается далеко не у всех. Я встречал две полярные точки зрения по этому вопросу: от «надо запланировать большой рост компании, перевести его в КПЭ и отразить в заработной плате всех сотрудников» до «амбициозные цели сами по себе вдохновляют амбициозных сотрудников и руководителей, больше никакой мотивации не требуется». Обе «крайние» стратегии, на мой взгляд, не очень эффективны. 

Рассмотрим первый вариант на практике: топ-менеджмент прописал для организации достаточно «амбициозные цели» и сложную стратегию их достижения. Затем первое лицо с помощниками просто и без особого согласования с командой поставили новые показатели в план и переделали КПЭ. Новые планки оказались с таким большим «сержантским запасом», что выполнить их было невозможно. Оставшись без премиальных выплат, руководители начали роптать, бунтовать и покидать компанию. Новую программу мотивации тихо прекратили и вернули старые показатели.

Второй вариант с «амбициозными руководителями» тоже не всегда результативен. Опыт показывает, что примерно 20% руководителей в компании могут сами себя мотивировать на коротком цикле реализации стратегии. Сильно напрягаться им приходится только в отношении тех самых амбициозных задач. В какой-то момент самомотивация перестает руководить поведением, и становится необходима внешняя подпитка, новый «психологический контракт» с новыми обязательствами сторон. Необходимо что-то получить извне в качестве компенсации за дополнительно затрачиваемые усилия.

Возникает вопрос: какие модели мотивации эффективны? Те, которые способны учитывать и новые стратегические цели, и желание сотрудников преодолевать сложности, и текущие показатели операционной деятельности фирмы, позволяющие ей быть устойчивой и генерировать прибыль. 

Кто отвечает за выработку актуальных показателей эффективности с учетом принятых стратегических решений?

Эта работа лежит всецело на плечах руководителя, но не может быть проведена им в одиночку. Необходим диалог с теми, от кого зависит результат как в текущей операционной деятельности, так и в процессе достижения стратегической цели. Бывает, что разработку поручают выполнить HR-директору и его службе или департаменту развития. Но я считаю, что они могут участвовать в процессе актуализации только как помощники, организуя встречи и фиксируя результаты. Сама разработка и создание новых договоренностей должны быть в зоне ответственности руководителей, отвечающих за реализацию стратегии.

Как должен выглядеть процесс актуализации системы мотивации?

После разработки стратегии необходимо пересчитать получившиеся планы компании в трех формах отчетов: БДР, БДДС и баланс. Принятые стратегические решения должны улучшить текущие показатели деятельности компании или заложить возможности роста и повышения эффективности в перспективе. Будущие преимущества и доходы не возникнут без дополнительных усилий, которые описаны в стратегических планах. Соответственно, целесообразно выделить часть вознаграждения от дополнительных доходов для распределения среди групп и команд, добившихся этого результата, либо выделить премиальный фонд из резервов.

Как только собственник или генеральный директор принял соответствующее решение («Да, я готов поделиться!»), необходимо оценить и просчитать, сколько можно потратить на дополнительную материальную и нематериальную мотивацию. Должен быть оценен и уменьшен разрыв потребностей и возможностей компании и сотрудников. Скорее всего, потребуется сделать несколько итераций расчета бюджетов и сбалансировать плановые значения доходов и расходов.

Следующий этап — выстраивание диалога с персоналом: перезаключение «психологических контрактов» с теми сотрудниками и руководителями, которые участвуют в реализации стратегии. Другими словами, руководитель и подчиненный должны подготовиться, выделить время, встретиться и обсудить, что нового необходимо будет сделать, и какие есть ожидания к вознаграждению за новую работу. Как новая часть работы соотносится с прежними обязанностями и задачами? Будем ли мы чем-то жертвовать и перераспределять зоны контроля и ответственности? В этом процессе важно, чтобы обе стороны имели возможность доверительно высказаться. И, как правило, если до чего-то договариваются, то перезаключают «психологический контракт». Зачастую в результате этих договоренностей и на основе принятых ранее стратегических решений меняется организационная структура компании. После чего вновь необходимо вернуться к бюджетам и отразить в них возможные изменения. Если достижение стратегической цели требует вклада всей команды, то такой диалог необходим со всеми ее членами.

Что необходимо учитывать в процессе актуализации? 

Не будет лишним познакомиться с успешными практиками других компаний: например, послушать руководителей и собственников, которым вы доверяете. Необходимо понимать текущие показатели в своей организации и историю их изменения, знать ожидания сотрудников и текущие/будущие тенденции рынка труда в части формирования вознаграждения.

В любом случае адаптированная система мотивации должна быть простой и понятной, легко рассчитываемой. Если сотрудники не понимают, как они могут повлиять на достижение КПЭ, система не будет работать. 

Адаптация системы мотивации позволит компании выполнить стратегический план с большей вероятностью, потому что повышение удовлетворенности участников процесса способствует достижению целей, заявленных организацией.

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
  • Денис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплексаДенис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплекса
  • Фейк? В Екатеринбурге заговорили о закрытии «Пассажа»Фейк? В Екатеринбурге заговорили о закрытии «Пассажа»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.