«Первые 3 месяца ваш новый сотрудник эффективен только на 50%»

«Корпоративная культура компании начинается с самого руководителя, его поведения и его ценностей, которые он транслирует, а не только декларирует».

Эксперт школы бизнеса OUT BOX, эксперт в области управления персоналом Наталья Киларь

Далеко не во всех компаниях адаптация новых сотрудников развита как система. Об этом думают не в первую очередь, потому что есть более понятные вещи, которыми можно заниматься рекрутмент, система оплаты труда и т.д. Но новый сотрудник никогда не бывает на 100% эффективен сразу. Ускорить его выход на ожидаемую эффективность и закрепить в компании это задача, которая поможет компании эффективно и оптимально расходовать свои деньги.

Давайте посчитаем, сколько может стоить компании найм и адаптация сотрудника. Рекрутмент стоит денег, и это не просто стоимость объявления на сайте по поиску работы, это время рекрутеров, время линейных менеджеров или даже топ-менеджеров, которые проводят собеседование. Только этим не ограничивается.

Несколько лет назад мы запрашивали экспертное мнение руководителей в одной из компаний  насколько эффективен сотрудник в первые три месяца работы. По самым скромным оценкам,  только на 50%. Но вы начинаете платить ему полную заработную плату с первого дня. Значит, 50% его зарплаты в период адаптации это неэффективные расходы или расходы на адаптацию.

Еще один вопрос, который мы задавали руководителям, сколько времени они тратят, чтобы адаптировать нового сотрудника. И получили ответ, что порядка 10%. Возьмите зарплату руководителя или сотрудника, который отвечает за адаптацию, и умножьте на 0,1 это тоже расходы, которые несет компания на адаптацию. Если человек уходит все эти расходы непродуктивны. Мы также знаем наше законодательство и, например, просто уволить человека в связи с непрохождением испытательного срока не всегда просто. Зачастую мы платим еще и «парашют» при увольнении.

Многие компании вкладывают еще очень приличные средства в создание внутренних тренинг-центров, часть времени которых тратится на обучение новичков. В итоге первые три месяца на нового сотрудника уходит огромное количество времени, оплаченного работодателям. И если сотрудник спустя какое-то время уйдет, эти затраты будут непродуктивными.

Что сделать, чтобы он остался? Адаптация новых сотрудников это всегда святая обязанность руководителя. Компетентный руководитель может адаптировать новичка, даже если в компании нет никаких процессов и регламентов в этой области. Но наибольшей эффективности адаптации компания достигнет, выстроив систему.

Хорошая система адаптации это всегда сочетание двух факторов: выстроенный hr-процесс и компетентность непосредственного руководителя. Если нет ни того, ни другого понятно, что не будет никакой адаптации, люди будут случайным образом либо оставаться, либо нет. Если есть и то, и другое, то успех почти гарантирован. Если есть компетентность руководителя, но нет системы, он все равно будет адаптировать своих сотрудников.

Поэтому в первую очередь нужно повышать компетентность руководителей в этой области обеспечить их навыками адаптации и дать понимание важности этого этапа жизни сотрудника. Сначала тренингами, книгами, с помощью hr, который поможет в этом разобраться. А потом остается только практиковаться.

Корпоративная культура очень повышает шансы закрепления сотрудника в вашей компании. Она начинает играть огромную роль уже тогда, когда мы только подбираем людей в команду. Если по каким-то причинам мы вводим в компанию людей, которые не разделяют корпоративную культуру и ценности компании, адаптировать их будет очень сложно. Их эффективность и процент закрепления в компании будут очень низкими.

Например, в организации развита культура достижения, и вы вдруг нанимаете человека, который к достижениям равнодушен, и это не его ценность. Будет сложно приобщить его к такой культуре, потому что ценности формируются на протяжении всей жизни и за три месяца привить ему необходимое плохая идея.  

Еще на этапе собеседования нужно сделать две вещи: исследовать ценности человека (для этого есть инструменты) и честно, открыто донести, какие ценности есть в компании. Чтобы обе стороны могли осознанно принимать решение, подходят ли они друг другу. 

Уместно еще на этапе рекрутмента говорить о сложностях, с которыми человек может столкнуться в период адаптации. Чем больше соискатель будет знать о компании, тем больше вероятность, что его решение будет осознанным, и он придет именно в тот коллектив, который ему близок.

Один из важнейших инструментов адаптации обратная связь. Компания в лице руководителя, HR, коллег должна быть в режиме постоянного обмена информацией с новым сотрудником.

Есть очень хороший инструмент поддержки, с которым я познакомилась в компании «Филип Моррис». Помимо того, что сотрудника адаптирует непосредственный руководитель, каждому новому сотруднику определяют так называемого buddy (бадди). Он находится с новичком на одном уровне по иерархии и способен обеспечить неформальную поддержку. Ему можно просто позвонить и сказать, что что-то не получается, попросить совета, попросить познакомить с кем-то, сказать то, что, может быть, не всегда можешь сказать руководителю.

Поддержка это очень важная составляющая периода адаптации (да и в принципе работы всей компании) и формирование культуры взаимопомощи, позитивного отношения к новым членам команды, это мощный вклад в том числе и в систему адаптации персонала.

И не стоит забывать, что корпоративная культура компании начинается с самого руководителя, его поведения и его ценностей, которые он транслирует, а не только декларирует.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошлоВ Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошло
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • Законы июля: онлайн-суды, зарплата родителя, обязательная маркировка товаровЗаконы июля: онлайн-суды, зарплата родителя, обязательная маркировка товаров
  • Мусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построятМусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построят
  • Арестован экс-глава ВСМПО-Ависма Михаил ВоеводинАрестован экс-глава ВСМПО-Ависма Михаил Воеводин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.