Зачем бизнесу знать, что такое Человек?

Что надо понять в целостной концепции человека? Что отличает нас от искусственного интеллекта? Как связаны психология и бизнес? Об этом — мнение эксперта.

Виктория Рябухина

— Ученый. Философ. Психолог-антрополог. Театральный режиссер.  Специалист по человеческой коммуникации.

— Доцент в России. Профессор Психодинамического Лидерства в США.

— Автор 7 книг серии «Информация и человеческая коммуникация», на двух языках.

— Автор метода и Школы «Психодинамическая коммуникация».

— Член Союза Ученых Санкт-Петербурга.

— С 2018 г. Руководитель департаментов в Финляндии Международного Союза общественных объединений содействия сохранению и развитию социальных, культурных и духовно-нравственных традиций «Лидеры мирового сообщества».

Когда я спросила успешного американского бизнесмена Фрэнка Льюиса, который продает высокие технологии: «Фрэнк, что ты изучал в университете?» Он ответил: «Психологию и социологию как специальность, ну и немного экономики».

Разберем, что такое бизнес. Бизнес — это человеческая деятельность, взаимодействие и общение. Бизнес — это операционная среда в тени финансовых целей. Вы продаете или покупаете, ведете переговоры или дебаты — в любом случае это психологическое воздействие на другого. По сути, любая межличностная коммуникация включает в себя воздействие на другого. А воздействуете вы на другую сторону в соответствии с вашими навыками коммуникации, а значит, знаниями или незнаниями человека как вида. Вы измеряете и оцениваете другого — его открытость, правдивость — пытаетесь предвидеть его следующий шаг и т.д. Другая сторона в то же самое время наблюдает за вами и так же оценивает вас. Важно или не важно обезопасить себя от этого? Для бизнеса — важно.

На основании чего делаются выводы? Какое впечатление произвели вы, и какими знаниями о человеке обладает наблюдающий — на основании этого выявляются сильные и слабые стороны вашей личности. Если другая сторона обладает многими знаниями о человеке, вы можете подвергнуться незаметному психологическому убеждению.

Овладение такими навыками коммуникации чрезвычайно важно не только в бизнесе — важно везде, где возникают ситуации переговоров. Даже в семейной жизни. Способ обучиться навыкам коммуникации — это прежде всего познать и изучить человека на многих уровнях. Если глобально, то это вопрос взаимодействия разных уровней вашего разума, включая эмоциональный и социальный интеллект, которыми нужно уметь управлять.

Для этого прежде всего необходимо понимание целостной концепции обычного человека, как говорят философы. Имеется в виду системная структура человека, знание которой помогает понять, почему человек действует так, как он действует.

Что надо понять в целостной концепции человека?

1.Человек руководствуется генетической программой, унаследованной в результате развития человеческого вида — это «человеческая природа».

2. Человек руководствуется собственной генетической наследственностью.

3. Человек руководствуется поведенческой программой, которая заложена в его типе личности.

4. Человек руководствуется своими верованиями.

5. Человек и окружающая среда неделимы.

Все эти пять пунктов влияют на то, как он адаптируется к культуре, организации, группе, семье — влияют на его поведение.

Коммуникация как предмет включает в себя более 25 направлений науки, изучающей человека. Перечислю только несколько: социальная психология, эволюционная психология, меметика, философия, антропология, классическая психология, кибернетика, моральная философия, культурология, биология, нейробиология, нейрофизиология, генетика, этика и т.д.

Затрону этику. Этика — важная и суперактуальная тема, о которой последние десятилетия в нашей стране было принято умалчивать. Этика — это частично врожденный навык, данный нам природой — понимание того, что есть правильно, а что неправильно. Она имеет биологические корни. Культурная эволюция увеличила ее значение.

Этика, нехватка которой стала заметна как в политике, так и в бизнесе, в последние года два потихоньку стала поднимать многие вопросы. Ее пытались заменить словами «корректно», «некорректно», особенно популярно говорить «политически некорректно», если хочешь заткнуть своего противника. Но это не одно и то же.

Сегодня этические дебаты поднимаются в сфере бизнеса, и все больше и больше слышатся разговоры о выборе ценностей в суждениях бизнесменов. Это радует, так как этическое начало и этическое мышление напрямую связанны с эмпатией. А эмпатия — важный фактор отличия нас от Искусственного Интеллекта, на который надеется половина человечества.

В чем наше отличие от искусственного интеллекта? Сегодня, во времена развития Искусственного Интеллекта и роботов, надо четко понимать, что законы человеческой межличностной коммуникации остаются незыблемыми! Поэтому навыки эффективной коммуникации становятся еще более актуальными. Об этом заявили даже и на Всемирном экономическом форуме. Там выделили шесть продвинутых навыков, которые не сможет воспроизвести ИИ, и посоветовали развивать их тем, кто хочет сохранить свое место на рынке труда.

Вот эти шесть навыков:

1. Умение вести невербальную коммуникацию. Нужно улучшить нашу способность слышать клиентов, понимать, что они чувствуют, и научиться выражать теплые чувства, которые выходят за вербальные рамки.

2. Умение проявлять эмпатию к клиентам. Способность проявлять глубокое сочувствие к клиентам — это важный навык, который позволит использовать коммуникацию на более высоком уровне. Он предполагает развитие социального интеллекта, а также способность «читать» человека, предвидя его реакции и желания.

3. Способность управлять ростом. Менеджерам необходимо развивать «способность управлять ростом». Она выражается в том, что управленец умеет поддерживать членов команды и успешно развивает способности наставника. А это уже схоже с навыком лидерства, а не просто менеджмента.

4. Способность поддерживать других сотрудников. Необходимо уметь поддерживать участников команды, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

5. Способность «управлять коллективным интеллектом». Это способность управлять членами команды, и прежде всего уметь объединять их. Это способность выражать видение, которое волнует членов вашей команды. Это способность управлять своим Эго и создавать среду, в которой участники могут выйти за пределы личного я, научиться слышать и сотрудничать друг с другом.

6. Способность развивать и продвигать новые идеи. Креативность, которая требуется в корпоративной среде, подразумевает гораздо больше, чем просто предложение новых идей. Это и навыки ситуативного лидерства, и актерского мастерства.

Все это вместе называется навыками психодинамической коммуникации.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.