Подписаться
Курс ЦБ на 29.10
70,52
81,83

Как вырастить бизнес и продать его крупной компании

Как вырастить бизнес и продать его крупной компании
Иллюстрация: Предоставлено спикером

«Есть такой нехитрый секрет: если вы хотите продать свой бизнес, с самого начала стройте его так, как будто мысль о возможной продаже никогда не придет вам в голову».

Управляющий активами, предприниматель, инвестор Андрей Зенин

Продажа бизнеса явление в современном деловом мире нередкое. Причины, по которым это происходит, могут быть разными от переезда владельца в другой регион до желания сменить сферу деятельности. Покупатели бизнесов тоже могут разными, и для продавца очень важно найти на рынке самый выгодный вариант сделки. 

Идеальное решение — продать бизнес крупной компании, но сначала эту компанию нужно чем-то заинтересовать. Есть такой нехитрый секрет: если вы хотите продать свой бизнес, с самого начала стройте его так, как будто мысль о возможной продаже никогда не придет вам в голову. То, что вы строите и растите бизнес «как для себя», обязательно даст свои результаты и будет впоследствии оценено потенциальными покупателями.

Итак, вы должны болеть за идею и рваться вперед к новым достижениям. Но сначала вам потребуется эту идею сформулировать. Она не просто должна быть оригинальной, она должна решать реальные проблемы потребителей — без этого не выживет ни один, даже самый «продвинутый» в технологическом отношении проект. Но и это далеко не все. Даже если ваша идея исключительно перспективна, обязательно изучите рынок, на который вы планируете с ней выйти.  Постарайтесь найти ответы на самые важные вопросы: есть ли у вас конкуренты? Если есть, то кто они? Чем их продукт лучше или хуже вашего? Как и с помощью чего вы можете получить над ними преимущество?

Следующий этап соберите крутую команду. Бизнес, который может привлечь внимание крупной компании, чаще всего создается не одним человеком, так что вам понадобятся профессионалы, которые отлично разбираются в поставленных задачах. Это не только способствует росту бизнеса — наличие сильной команды может повлиять на положительное восприятие вашей компании со стороны. Хороший имидж при продаже наверняка сыграет немалую роль.

При создании и развитии бизнеса нужно учесть еще один, может быть, несколько неожиданный момент. Рост объема и базы вашего бизнеса на начальном этапе должен быть для вас важнее денег, которые вы можете заработать. Постарайтесь занять максимально возможную долю рынка. Если вам это удастся, вы в любой момент сможете приступить к наращиванию своих доходов. В первую очередь для гигантов интересны бизнесы с хорошей долей рынка и соответствующей выручкой. Ни одна крупная корпорация не купит маленький бизнес с небольшой прибылью — исключением могут быть случаи, если компания имеет очень высокие темпы роста или владеет уникальными компетенциями и технологиями. Корпорации заинтересованы в компаниях, которые соответствуют их профилю деятельности, отвечают запросам потенциальных клиентов и могут сократить расходы самих корпораций.

Кстати, если хотите создать и вырастить бизнес специально, чтобы его продать, то учтите, что для максимальной эффективности вам стоит изначально ориентироваться на интересы предполагаемого покупателя. Узнайте, какие требования он может выставлять к потенциальной покупке, и четко им следуйте.

Где найти и как выбрать покупателя

Найти крупного покупателя с помощью сайтов объявлений у вас, скорее всего, не получится. Можно обратиться к бизнес-брокерам, которые специализируются на продаже бизнесов. Они разбираются во всех нюансах подобных сделок, как правило, хорошо осведомлены о ситуации на рынке и имеют собственную клиентскую базу. Можно провести «фокусный поиск» среди тех, кто заинтересован в покупке бизнеса именно в вашем сегменте. И не забывайте о личных связях: старайтесь не пропускать отраслевые выставки, станьте членом профессиональной ассоциации. Иногда крупные покупатели приходят благодаря «сарафанному радио». 

Допустим, к вашему бизнесу проявила внимание какая-то компания. Постарайтесь узнать о ней как можно больше: чем она занимается, есть ли в ее «багаже» уже проведенные сделки по покупке. Такие случаи, когда переговоры о приобретении бизнеса ведутся только для того, чтобы узнать его внутреннюю «кухню», на рынке не редкость, и желательно еще на начальном этапе отсечь псевдопокупателей.

Если вы хотите продать бизнес крупной корпорации, то скорее всего не вы будете выбирать покупателя, а покупатель сам выберет вас. Но если повезет, то вашим бизнесом могут заинтересоваться сразу несколько компаний. Для вас это очень выгодно. Во-первых, из-за конкуренции растет интерес со стороны каждого потенциального покупателя, а во-вторых, благодаря этому интересу есть возможность заключить сделку на максимально выгодных для вас условиях. 

Как и когда нужно продаваться? 

Ответ зависит от вашей готовности расстаться с бизнесом. Но важно еще и не пропустить подходящий момент на рынке. Если незадолго перед решением о продаже крупная корпорация уже купила конкурента и вкладывает в него серьезные деньги, то ваша доля на рынке существенно уменьшится, и ваш бизнес просто потеряет свою привлекательность для потенциальных покупателей. Как показывает практика, самостоятельно провести полный анализ рынка достаточно сложно, для этого лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Покажите свой товар, как говорится, «лицом» — проведите предпродажную подготовку. В нее входит юридический аудит, оценка компании и создание презентации, которая подробно описывает состояние вашего бизнеса на момент продажи и его сильные стороны. Ваша задача — заинтересовать потенциального покупателя, но при этом все изложенное в презентации должно подтверждаться документами и фактами. Это одно из условий успешности сделки. 

Чтобы быстро и выгодно продать бизнес крупной компании, требуется время и соответствующие знания и навыки. Если вы не хотите или не можете заниматься этим самостоятельно, есть смысл поручить задачу специалистам, благо на рынке сегодня можно найти настоящих профессионалов.

Самое читаемое
  • Озвучили новые ограничения на период ковидных каникул в НовосибирскеОзвучили новые ограничения на период ковидных каникул в Новосибирске
  • S7 запускает новый заграничный рейс из НовосибирскаS7 запускает новый заграничный рейс из Новосибирска
  • Прошли рейды в сотнях новосибирских магазинов и заведений общепитаПрошли рейды в сотнях новосибирских магазинов и заведений общепита
  • Дополнительные ограничения из-за коронавируса могут ввести в регионеДополнительные ограничения из-за коронавируса могут ввести в регионе
  • Один из новосибирских брендов могут признать лучшим вкусом страныОдин из новосибирских брендов могут признать лучшим вкусом страны
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.