Дмитрий Кравченко, Acer: «Быстрая цифровизация требует новых девайсов»
Пандемия, майнинг, смена потребностей — генеральный директор Acer в России Дмитрий Кравченко рассказал о том, как пандемия подстегнула рынок компьютеров и за счет чего он будет продолжать рост.
Удаленная работа и учеба в 2020 г. сильно подстегнули спрос на ПК. Как на это отреагировал рынок, смог ли ответить запросам и потребностям покупателей?
Действительно, многие изменения на рынке компьютерной техники сегодня продиктованы пандемией COVID-19. Спрос за последний год увеличился рекордно — это подтверждают продажи Acer. Но не все производители оказались готовы к такому бурному росту — многим потребовались масштабные трансформации бизнес-процессов. У нас все процессы уже были адаптированы под максимальную гибкость в цепочках поставок, в период пандемии мы всего лишь ускорили некоторые этапы и процедуры на уровнях производственной и транспортной логистики.
Смог ли рынок ответить на запросы и потребности покупателей — вопрос двоякий. Здесь интересна следующая тенденция: спрос стремительно растет, но также стремительно растет и дефицит ключевых компонентов: от процессоров до видеокарт. Сильнее всего это ударило по небольшим производителям, хотя и крупные игроки тоже пострадали, ведь цепочки поставок были нарушены в той или иной степени почти у всех.
Как изменились предпочтения покупателей (и в розничном, и в корпоративном сегменте), какой формат техники выходит на первый план, какие здесь наблюдаются тенденции?
— Многие пересмотрели свой взгляд на целесообразность поездок в офис, траты времени на дорогу и так далее — это повлияло и на требования, которые пользователь предъявляет к ноутбуку: сегодня устройства, с которого можно смотреть фильмы и пользоваться браузером, уже недостаточно. Клиенту нужен компьютер, который будет нормально работать и с требовательными приложениями, и с бизнес-программами, чтобы не покупать отдельный ноутбук для дома и отдельный — для работы. Нельзя не отметить и рост продаж игровых устройств: они растут везде, и Россия — не исключение. Правда, здесь есть локальная специфика: спрос движется в сторону гейминга базового уровня, это объясняется невысокой покупательской способностью российского клиента. Производители отвечают на этот запрос, выпуская геймерские устройства бюджетного и более высокого сегмента: к примеру, у Acer за базовый гейминг отвечает бренд Nitro, за продвинутый — Predator.
Не только сотрудники и студенты переходят на удаленку — в онлайн движутся целые секторы экономики: развлечения, услуги, торговля. И чтобы перевести работу в онлайн, очевидно, требуются компьютеры. Все это не может не влиять на общую ситуацию на рынке — спрос сегодня рекордно велик.
Нельзя не отметить и влияние криптовалют на компьютерный рынок: для майнинга нужна высокая производительность. И если раньше мы слышали только о биткоине и, может быть, об Ethereum, то сегодня количество разных криптовалют исчисляется десятками, если не сотнями. Значит, растет спрос и на их добычу, что неизбежно сказывается на потребностях клиентов в компьютерах и комплектующих с высокой производительностью.
Конкурентная среда: китайский рынок из года в год выдает новых игроков и новые продукты, которые пытаются заместить давних и именитых европейских и американских участников отрасли — портит ли это как-то картину на рынке, сложнее ли конкурировать, когда есть те, кто постоянно сбивает цену, заметны ли скачки спроса за последние 10 лет?
— Новые игроки на рынке ПК появлялись и не только из Китая, но и, например, из Кореи. Особенность китайских поставщиков в некоторых случаях — пренебрежение к авторскому праву и патентам на технологии, что выражается в несанкционированном и безвозмездном, вопреки законам, использовании последних в своих изделиях. Тем не менее, по мере экспансии на развитые рынки глобальные поставщики из Китая вынуждены соблюдать международное право.
Почему российский рынок слабее европейского и американского, и есть ли у него шансы когда-нибудь встать на один уровень с мировыми игроками?
— Шансы есть всегда, но все зависит от того, в какой экономической ситуации находится страна в тот или иной момент. Покупательская способность российского клиента сегодня сравнительно невысока, однако требования к технике мало отличаются от американских или европейских. Иными словами — запросы у нас схожие, а денег меньше, и состояние российского рынка компьютерной техники будет напрямую зависеть от благосостояния россиян.
Продолжится ли на рынке тот рост, который он продемонстрировал в 2020 г., и что может этому способствовать? Как не откатываться назад после «случайного» скачка, не связанного со стратегиями рынков и компаний?
— Рост рынка компьютеров будет за счет продолжающегося обновления парка устройств. Поясню. Пиковых значений объем рынка ПК в нашей стране достигал в 2012 г., а затем его отчасти канибализировали планшеты и/или смартфоны. Планшеты и смартфоны преимущественно используются для потребления контента и не очень удобны для его создания, поэтому часто не подходят для продуктивной работы или учебы. Поэтому государственные, образовательные организации, компании и индивидуальные потребители в 2020 г. массово осознали незаменимую роль современного производительного компьютера для решения своих повседневных задач. Текущий объем рынка ПК в России в разы меньше уровней 2012 г. Таким образом в России существует значительный отложенный спрос на обновление настольных компьютеров и ноутбуков, который будет поддерживать рост в ближайшие годы. Кроме того, быстрое проникновение процессов цифровизации во все сферы жизни также требует все новых дополнительных устройств.