Под прицелом налоговой: риски оптовой и розничной торговли
Мы часто говорим о дроблении бизнеса с точки зрения существования этого феномена как такового.
Но сегодня хотелось бы разобрать более детально эту тему, рассказать о рисках и факторах возникновения дробления бизнеса. А в качестве примера возьмем оптовую и розничную торговли, так как судебная практика показывает, что чаще всего бизнес дробят те, кто занимается оптовой и розничной торговлями. Практически 50% судебных споров, посвященных дроблению бизнеса в 2021 году, касаются именно этих отраслей. Но вероятность выигрыша спора в суде по делам о дроблении бизнеса крайне мала и составляет всего 15%. Из этого вытекает вполне логичная задача у собственников бизнеса — не довести дело до суда, а если быть точнее, до самого факта назначения налоговой проверки
Ни для кого не секрет, что налоговой орган, прежде чем назначить выездную налоговую проверку проводит предпроверочный анализ для того, чтобы определить перспективы доначисления недоимки по налогам и способов ее взыскания.
При проведении такого анализа налоговый орган руководствуется признаками дробления, перечисленными в письме ФНС России от 11 августа 2017 г. N СА-4-7/15895@. Отправной точкой в раскрытии схем искусственного дробления бизнеса, как правило, служит взаимозависимость сторон. Взаимозависимость может прослеживаться через совпадение участников, директоров, адресов. Использование родственников в качестве участников формально независимых компаний может тоже сыграть злую шутку, не зря ведь налоговая занялась администрированием базы ЗАГС и провела её полную цифровизацию.
Типичная схема дробления розничного и оптового бизнеса, в котором отсутствуют покупатели, которым нужен НДС, выглядит следующим образом
Если совокупные доходы данных компаний превышает лимиты по дохадам или персоналу, установленные для применения УСН/ПСН, то такая схема работы может быть признана формальным дроблением. Построение бизнеса по такой модели может грозить риском доначисления общережимных налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество).
Бизнес, в котором есть как «НДСные» так и «безНДСные» покупатели строится чаще всего следующим образом
При такой модели работы налоговый эффект достигается за счет экономии НДС и НП с продаж в адрес покупателей, которым не нужны вычеты по НДС.
Сами по себе обозначенные схемы работы априори не являются противозаконными. Негативный окрас они приобретают в том случае, если налогоплательщик не может объяснить деловые цели построения такой структуры и когда каждая из компаний, входящих в группу, не обладает признаками самостоятельности и самодостаточными.
Признаки дробления бизнеса являются следствием искусственности его юридической структуры. Разберем несколько самых убойных признаков формального дробления.
Чаще всего взаимозависимость является ключевым признаком основного массива дел по дроблению бизнеса. Большинство собственников бизнеса не готово к децентрализации управления, и поэтому либо лично фигурирует в составе юридических лиц, либо через доверенных лиц, которыми чаще всего являются родственники. Номинальность участников-доверенных лиц налоговый орган доказывает путем допросов. На допросах выясняется, что они не ориентируются в бизнесе. Из показаний сотрудников следует, что они не воспринимают их в качестве руководителей или вообще не знают об их существовании.
При наличии единого собственника бизнеса, руководители и ИП входящие в структуру бизнеса выполняют номинальную функцию, не осуществляя реального управления. Очевидно, что реальный бенефициар не допускает таких лиц к управлению расчетными счетами и соответственно неминуемо появляется новый признак дробления совпадение IP адресов, с которых осуществляется управление расчетными счетами. С этого же IP адреса происходит сдача налоговой и бухгалтерской отчетности.
Справедливости ради хотелось бы отметить, что не всегда взаимозависимость является признаком дробления. Если бизнес разделен по видам деятельности, например, одна компания занимается строительством, а вторая ведет оптовую торговлю одеждой, то взаимозависимость уже роли не играет. Разделение бизнеса по видам деятельности признается судом в качестве деловой цели.
Если бизнес разделен по территориальному принципу, то взаимозависимости опять же не нужно бояться, даже в том случае если вид деятельности таких компаний совпадает.
Веским признаком дробления характерным для торговой деятельности является использование общего товарного знака. Отсутствие правого основания для его использования формально независимыми компаниями кратно понижает шансы налогоплательщика в споре с налоговой.
Использование франшизы как инструмента структурирования бизнеса позволяется исключить сразу несколько признаков дробления. Применение франшизной модели позволяет обосновать не только факты использования группой субъектов единого товарного знака, единого оформления магазинов, сайтов и контактных данных, но и также дает объяснение фактов контроля над деятельностью общества со стороны правообладателя, которым как раз и должен выступать бенефициар бизнеса.
Франшиза это лишь один из методов структурирования бизнеса.
Правильное структурирование основывается на трех базовых принципах: наличие деловой цели разделения (экономия на налогах деловой целью не является), самостоятельность и самодостаточность компаний входящих в структуру.
Важно! Если экономические показатели группы компаний не позволяют ей применять ОСНО (бизнес становится убыточным), то требуется либо обстоятельно подойти к структурированию бизнеса, возможно даже видоизменить существующие бизнес-процессы, либо частично снижать налоговые риски, путем сокрытия признаков дробления.
В итоге хотелось бы сказать: профессиональное структурирование бизнеса обеспечивает прозрачность управляемости бизнесом.
К разработке такой системы для вашего бизнеса юристы ГК Umbrella Group привлекают целую команду из налоговых консультантов, юристов по корпоративному и хозяйственному праву, а также аттестованных аудиторов. Вы можете не переживать за результат, ведь опыт наших экспертов говорит сам за себя. Более того, мы знаем все негласные правила со стороны контролирующих органов и можем найти выход из любой спорной ситуации.
Более подробнее о структурирование бизнеса с ГК Umbrella Group на нашем сайте
Автор: Никита Алексеевич Демиденко
Директор департамента юридических услуг ГК Umbrella Group
Наши адреса: Максима Горького, 34 | Площадь Труда, 1, офис 102
Телефон: +7 (383) 373-17-17
Почта: contact@taxlab.ru