Снижение административной нагрузки на бизнес обсудили в Новосибирске
Аппарат регионального бизнес-омбудсмена зафиксировал уменьшение жалоб на контрольно-надзорные ведомства по сравнению с предыдущим годом: стали чаще применять предупреждения вместо штрафов.
Новосибирский бизнес-омбудсмен Николай Мамулат обсудил итоги Индекса «Административное давление» с представителями профильных министерств, прокуратуры, территориальных управлений федеральных органов государственного контроля, предпринимательских объединений.
Этот индекс учитывает показатели ключевых контрольных ведомств: Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС России, Росздравнадзор, Ространснадзор — порядка 60% контрольных и надзорных мероприятий в России. В нем анализируются четыре показателя:
— доля предупреждений от общего числа наказаний (снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности);
— доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору (эффективность внедрения риск-ориентированного подхода);
— доля штрафов, наложенных без проведения плановых и внеплановых проверок;
— административный «налог» (фискальная ориентированность контрольно-надзорной деятельности).
Вопросы снижения давления на бизнес находятся на постоянном контроле института бизнес-омбудсмена. Одной из основных рекомендаций прошлых индексов было создание единого реестра всех контрольно-надзорных мероприятий. Также был введен жесткий контроль прокуратуры за проведением плановых и внеплановых проверок; принят федеральный закон, в соответствии с которым при первом обнаружении нарушений в ходе проведения проверок малого и среднего бизнеса вместо штрафа применяется предупреждение; продлен мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Сейчас работа аппарата регионального уполномоченного активизирована по ряду направлений, в том числе расширение функций «горячей линии» (можно задать любой вопрос по проверкам), участие в проверочных мероприятиях на стороне предпринимателя, а также проведение совместных совещаний с бизнес-сообществом для выработки единой позиции, — говорится в сообщении аппарата уполномоченного.
По данным ведомства, по сравнению с предыдущим годом часть контрольно-надзорных органов смогли улучшить результаты, аппарат регионального уполномоченного зафиксировал уменьшение числа жалоб на контрольно-надзорные ведомства, которые все чаще применяют предупреждения вместо штрафов. Например, Роспотребнадзор увеличил долю предупреждений с 16,1% до 29,1%, Ростехнадзор улучшил аналогичный показатель с 3,66% до 24,3%. По показателю «Доля штрафов, наложенных без проведения проверок» Ростехнадзор в Новосибирской области вообще показал лучший по стране результат — 0,3%.
Участники заседания обсудили показатели индекса и позицию бизнеса к надзорным мероприятиям. Самый важный вывод исследования заключается в том, что снижение числа проверок не привело к росту опасных инцидентов. Это подтверждает, что контрольно-надзорную деятельность можно и нужно осуществлять более бережно, отметили в аппарате уполномоченого.
С 2022 г. Индекс «Административное давление» будет интегрирован в Национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах России Агентства стратегических инициатив. Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил контрольно-надзорным органам рассмотреть возможность принятия дополнительных мер:
Мы не говорим о том, что необходимо отказаться от проверок, но сделать процесс проведения контрольно-надзорных мероприятий прозрачным и открытым, и обеспечить соблюдение прав предпринимателей — наша совместная задача. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, и правительство Новосибирской области, и Законодательное собрание прилагают все силы к улучшению делового климата в регионе. Мы видим, что за последние пять лет область достигла исторического максимума по объему инвестиций. Так, в 2020 г. освоено 263,9 млрд руб. в основной капитал, что на 1,4% больше, чем в 2019 г. По итогам 2021 г. ожидается рост на 3%. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства после снижения на фоне пандемии с июля 2020 г. показывает уверенный рост.
Основное мнение среднего и крупного бизнеса высказал президент Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Сергей Карпекин, который отметил, что в последние годы административное давление на бизнес существенно снизилось: благодаря реформе контрольно-надзорной деятельности, применению риск-ориентированного подхода и регуляторной гильотине вектор контрольно-надзорных мероприятий изменился и теперь направлен на профилактическую работу. При этом удалось сохранить баланс общественных и частных интересов.
Представители контрольно-надзорных органов рассказали о результатах правоприменительной практики своих ведомств. Начальник отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Наталия Самохвалова рассказала о реализации принципа «стимулирования добросовестности» при осуществлении государственного контроля — приоритете профилактических мероприятий над контрольными.
Представители Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» отметили что, последовательная работа позволила сократить количество плановых контрольных мероприятий, однако обратили внимание на то, что количество внеплановых проверок все еще остается существенным. Причем большое число проверочных мероприятий проводится по заявлениям физлиц. Известны ситуации, когда в жалобах указываются недостоверные данные. Зачастую такой инструмент используется как средство недобросовестной конкурентной борьбы. Подобные случаи необходимо профилактировать, любые заявления должны идти только через личную идентификацию, например, через портал Госуслуг — такие меры обеспечат честную конкуренцию и равные условия ведения бизнеса, считают в «ОПОРЕ». Кроме того, они уверены: важно исключить из практики наложение штрафных санкций одновременно и на организацию, и на должностное лицо, поскольку это несет двойную нагрузку на малый бизнес, где зачастую один человек выступает и работником, и руководителем.
По итогам совещания решено обобщить и направить федеральному бизнес-омбудсмену предложения по расчету показателей индекса; рекомендовать контрольно-надзорным органам для ослабления административного давления на бизнес усилить профилактическую работу, направленную на сокращение правонарушений со стороны подконтрольных лиц; реализовать мероприятия, направленные на повышение общего уровня правовой грамотности предпринимателей и разъяснение обязательных требований. А также увеличить долю предупреждений от общего числа наказаний в тех органах контроля, где этот показатель был низким, и уделить пристальное внимание штрафам, наложенным без проведения плановых и внеплановых проверок. Важно, чтобы была налажена совместная работа между предпринимательским сообществом, контрольными ведомствами и органами власти, заключили участники обсуждения.