Рестораторы — о QR-кодах в общепите: «Хвост у кошки режут по частям»

«Даже потеряв лишь половину выручки, ресторан попадает в точку, которая ниже уровня самоокупаемости. А если говорить о 80%, то это — существование месяц, а потом заплатить аренду и закрыться».

С 12 ноября в Новосибирской области вводится система QR-кодов при посещении всех заведений сферы общественного питания. Совладелец новосибирских ресторанов «Гриль и Бутыль» и New Mexico Даниил Прицкау (и не только он) рассказал, что ждет местный общепит, чем ситуация для рестораторов в 2021 г. отличается от 2020-го, и почему неправильно вводить QR-коды только в ресторанах.

Как развивается ситуация с QR-кодами в целом по России и в Новосибирске, в частности? Как вы считаете, будут ли заведения общепита пытаться нарушать/обходить закон?

— Наше дело телячье: ввели, значит, будем выполнять. Конечно, всегда есть какие-то нарушители любых законов, но мы так делать не будем. Ощущение, что эта практика надолго. При этом переговорное поле с нашими партнерами, контрагентами, поставщиками, арендодателями, налоговой не очень понятно. Налоги для среднего бизнеса только увеличили в период коронавируса. Мы предлагали местному правительству, у которого есть все полномочия, упрощенный налог рассчитывать более лояльно (по примеру некоторых областей, где проценты намного ниже), но нам сказали: «У нас нет такой возможности!»

К чему это все приведет? Через какое-то время начнется серьезное сокращение числа заведений. Потому что, как показывает практика той же Москвы, Калининграда и др., нас ждет падение оборотов в разы. Как рассказывают калининградские рестораторы, у них потери оборотов порядка 80-90%. Не на 5-10%, как обещают. Это по-другому работает. Например, собирается к нам семья праздновать чей-то день рождения — компания 5-15 человек. По записи. Спрашивают, мол, у вас QR будут проверять? Говорим, что да. Отвечают: «Ну, тогда мы не придем» и отменяют запись, потому что у них в компании из 10 человек, например, трое не привиты. В итоге самые пострадавшие сферы — это атмосферные, событийные рестораны, где вместе с едой продаются эмоции и настроение. А даже потеряв лишь половину выручки, попадаешь в точку, которая ниже уровня самоокупаемости. А если говорить о 80%, то это — существование месяц, а потом заплатить аренду и закрыться.

В прошлый локдаун пытались нам рассказывать про какие-то финансовые резервы... У малого бизнеса когда они были-то? Прошло чуть больше года с момента, когда мы четыре месяца не работали, и в 2020 году большинство заведений в принципе прибыль не видело. Только восстановление произошло, и опять — все снова.

То есть жертвы напрасны?

— Самое удручающее в этой ситуации то, что эти меры абсолютно бессмысленны в рамках одних только ресторанов. Всем же понятно, что источник заражения — это не мы. У нас намного лучше условия, по сравнению с общественным транспортом, магазинами, массовыми мероприятиями. Рестораны, за исключением совсем маленьких забегаловок, это — большие залы с потолками от трех метров, мощными системами вентиляции, рециркуляторами, обеззараживателями, гигиеной. Да и больные люди по ресторанам не ходят: ну кто попрется в ресторан с температурой и кашлем, чтобы потратить свои деньги и посидеть, поумирать в ресторане? А вот в транспорте и на работу нужно ехать, и в поликлинику и т.д. А еще в торговых центрах нет кодов, а куда на выходных жители пойдут отдыхать, раз все закрыто? Правильно — в ТЦ. А поедут они туда на автобусах и метро. Если есть система QR-кодов, то вводить ее нужно массово и везде. А у нас получается, что «хвост у кошки режут по частям», чтобы кошечке не так больно было.

А мы [рестораторы — прим. ДК] будем месяц сидеть умирать, чтобы потом выяснить, как в Калининграде, что этого недостаточно. У них за это время произошел рост заболеваемости в 1,5 раза несмотря на то, что были QR-коды и в ресторанах, и в торговых центрах. Это при том, что у них нет ни метро, ни забитых автобусов, т.е ситуация полегче, чем у нас. С 8 ноября они вводят коды везде, даже в продовольственных магазинах. Получается, местные рестораны за последний месяц свои последние резервы напрасно исчерпывали. Те, кто в центре города, на трафике, еще смогут как-то скомпенсировать потери, а те, кто в стороне, уже нет.

А если сравнить с прошлым годом, когда все это впервые началось?

— По сравнению с 2020 г. в чем-то лучше ситуация, а в чем-то хуже. С одной стороны, психологически чуть легче, потому что сейчас нет этого ужаса и неопределенности, как было в 2020 г. Есть, конечно, страх от того, что люди умирают, но нет такой паники, когда люди побежали макароны скупать. С точки зрения бизнеса, во время локдауна многие арендодатели пошли навстречу, были каникулы, делали большие скидки. Это продолжалось четыре месяца. И мы выжили во многом благодаря этому. А сейчас такого не будет с QR-кодами. Нам скажут, мол, вы же работаете, значит, выкручивайтесь, платите. Арендодатели уже готовы менять рестораны в своих помещениях на какой-то другой вид бизнеса, чтобы арендную плату регулярно получать, а не вместе с ними страдать. Владельцев помещений тоже можно понять — сколько они должны ждать доходов?

Еще момент: последние две недели идет активное обучение в ресторанном сообществе по участию в двух крупных международных событиях (МЧМ-2023 и волейбольного чемпионата), как гостей принимать. А кто будет их принимать? На ситуацию в общепите закрывают глаза — вы как-нибудь выживите. А помимо проблем с арендодателями у нас еще и беда с персоналом. Когда открывались в августе, был жуткий адище: часть людей, которым нужно было как-то выживать, просто осталась работать в другой сфере, а те, кто вернулись к нам, сейчас опять попали в ситуацию, когда заработки резко снизились, а еще они могут попасть под сокращение. В итоге эти люди окончательно уйдут из сферы общепита. Лучшие из них, например, примут решение окончательно уехать в Москву, потому что там нет ограничений. Москва и Питер посидели неделю на ограничениях и вышли — без QR-кодов. Потому что в столице думают о предпринимателях, о публике. А мы обескровливаем отрасль в преддверии крупных событий. А потом, как говорят мои коллеги, будем работать с официантами, которые на посетителей тарелки роняют.

Получается, в нашей ситуации это не борьба с эпидемией, а демонстрация вышестоящим инстанциям собственных телодвижений.

Другой новосибирский ресторатор Андрей Коротышев (владелец ресторана итальянской кухни Trattoria La Trenta) тоже высказался на своей странице в Facebook:

Мне просто интересно, чем руководствуются губернатор и Роспотребнадзор <...>? Давайте я попробую разложить на пальцах:  в среднестатистическом ресторане за день проходит примерно 150-200 человек за 12 часов, ну то есть 20 человек в час. В метро 200 человек — это примерно 1 минута, в торговом центре — минут 15-20, в одном автобусе — час. В каждом ресторане на данный момент 80%  вакцинированного персонала, санитайзеры, рециркуляционные лампы и куча внутренних регламентов по чистоте и дезинфекции, что отсутствует как в общественном транспорте, так и в торговых центрах. Каждый ресторан — это 25-50 человек, которых вы заставили поставить вакцину, у которых есть дети, ипотеки, кредиты, съемные квартиры, но именно этих людей вы сейчас лишаете дохода, потому что статистика введения QR-кодов в общепите показывает падение выручки на 70-80%. Логика и здравый смысл, как всегда, отсутствуют, и, похоже, что с нами опять никто разговаривать не будет...

Комментируя для ДК Новосибирск, ресторатор отметил, что те рестораны, которые работают в ночное время, возможно, будут пытаться обходить закон, так как ночью нет никаких проверок:

А вот тем, у кого дневной график, такой обход будет стоить очень дорого — до 500 тыс. руб. Поэтому и мы будем все соблюдать.

Читайте также: Новые ковид-ограничения вводят в Новосибирской области

Самое читаемое
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • Бывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонииБывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонии
  • «Не могу больше»: почему выгоревшие сотрудники уходят, а работодатели снижают объемы найма«Не могу больше»: почему выгоревшие сотрудники уходят, а работодатели снижают объемы найма
  • В «Корпорации СТС» рассказали, где построят мусоросортировочный завод вместо СысертиВ «Корпорации СТС» рассказали, где построят мусоросортировочный завод вместо Сысерти
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.