Подписаться
Курс ЦБ на 08.12
74,13
83,71

Предпринимателей сфер торговли и услуг будут оценивать по «индикаторами риска»

Предпринимателей сфер торговли и услуг будут оценивать по «индикаторами риска»
Иллюстрация: unsplash.com

Подготовлен проект Приказа об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований в области защиты потребителей. Он коснется юрлиц и ИП, продающих товары или оказывающих услуги.

Как уверены в компании Юсконсалт, создание перечня индикаторов риска — новый шаг на пути к защите прав потребителей. Младший юрист компании Вера Сорокина подробно рассказала ДК Новосибирск о предстоящих изменениях для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, усилении государственного контроля, а также о его последствиях.
 
— В последнее время мы часто можем наблюдать тенденцию к «маркированию»: водители и пассажиры такси присваивают друг другу определенный рейтинг, у каждого объекта в гугл-картах есть свой рейтинг и отзывы. QR-коды, введенные в связи с пандемией, тоже являются своеобразными социальными индикаторами. Идея с установлением индикаторов риска — закономерное продолжение тенденции к маркированию.
 
Индикаторы риска нарушения обязательных требований уже действуют в сфере земельного надзора (приказ Минэкономразвития РФ от 09.01.2018 №7), в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства (приказ Минтруда РФ от 24.09.2021), в сфере надзора за деятельностью аккредитованных лиц (приказ Минэкономразвития РФ от 28.05.2021 №300) и др. Что же такое индикаторы риска? Это «маркеры» для государственных органов, свидетельствующие о том, что организация нарушает права потребителя и допускает возможность причинения вреда.
 
Предлагается установить следующие индикаторы:
  • минимум три сообщения от потребителей об отсутствии ответа на претензию;
  • одно предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
  • обращения потребителей на контролируемое лицо, отказавшееся от проведения обязательного профилактического визита;
  • минимум три сообщения от потребителей об одностороннем отказе от договора купли-продажи, договора на выполнение работ или оказание услуг;
  • наличие в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений о выданных кодах маркировки, не нанесенных на товар более двух месяцев с даты эмиссии;
  • наличие в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений о возврате в оборот товара, раннее не выведенного из оборота и другие.
В защиту покупателей или магазинов?
 
Введение индикаторов риска свидетельствует об усилении государственного контроля за предпринимателями. Раннее основаниями для внеплановой проверки являлись:
  • наличие у Роспотребнадзора сведений о причинении вреда;
  • поручение президента или Правительства РФ;
  • требование прокурора о проведении внеплановой проверки.
После вступления приказа Роспотребнадзора в силу к указанным основаниям будут добавлены все перечисленные индикаторы риска. То есть с их введением перечень причин для внеплановой проверки существенно расширится. 
 
Последствия
 
При наличии хотя бы одного индикатора риска, контролирующие органы могут провести внеплановое контрольное мероприятие: например, выездную или документарную проверку. По его результатам продавец (изготовитель) может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.6 — 14.8 КоАП РФ. Максимальный штраф для юрлица за нарушение прав потребителя — 500 тыс. руб. (за каждое нарушение — отдельный штраф).
По нашему мнению, установление индикаторов риска нарушения прав потребителей в целом оправданно, учитывая, что количество таких дел постоянно возрастает. Безопасность товаров и услуг — это не вопрос денег. Это касается жизни и здоровья потребителей, поэтому превентивные меры особенно важны. Но есть и обратная сторона. Наше внимание особенно привлек один из индикаторов — три сообщения от потребителей об отсутствии ответа на претензию. Мы уверены, что этот индикатор может быть использован для злоупотребления прав и оказания давления на продавца (исполнителя, изготовителя). Три сообщения — это очень мало, особенно для крупной сетевой точки. К тому же обращения с претензиями могут быть созданы искусственно. Да и в последнее время все чаще потребители используют законные права с целью злоупотребления, т. е. с целью обогащения или причинения вреда продавцу. С учетом этих обстоятельств целесообразно исключить указанный индикатор, вместо него учитывать сообщения государственных органов, сделанные по результатам проверки заявлений потребителей, — прокомментировала младший юрист компании Юсконсалт Вера Сорокина.
Сейчас проект проходит независимую антикоррупционную экспертизу (можно оставить свое мнение о проекте). 
 
Самое читаемое
  • Человек года-2021 — как это было. ФОТО. ВидеотрансляцияЧеловек года-2021 — как это было. ФОТО. Видеотрансляция
  • Выбрали консультанта за 77 млн для проекта платного моста через ОбьВыбрали консультанта за 77 млн для проекта платного моста через Обь
  • Назначили нового представителя Российского Совета ТЦ в НовосибирскеНазначили нового представителя Российского Совета ТЦ в Новосибирске
  • Привить нельзя помиловать. Как мотивировать персонал в новых реалияхПривить нельзя помиловать. Как мотивировать персонал в новых реалиях
  • Новый гипермаркет томской «Ламы» открылся на Бердском шоссе в НовосибирскеНовый гипермаркет томской «Ламы» открылся на Бердском шоссе в Новосибирске
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.