На 36,2% вырос внешнеторговый оборот в Сибири
Внешнеторговый оборот участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) СФО за 9 месяцев 2021 г. составил $38,8 млрд. Это на $10,3 млрд больше, чем в прошлом году.
По данным таможенной статистики, экспорт СФО увеличился на $8,8 млрд (на 40,3%) и составил $30,6 млрд, импорт — на $1,5 млрд (на 22,7%), составив $8,2 млрд.
Внешняя торговля СФО за девять месяцев 2021 г. традиционно имела экспортную направленность. Доля экспорта в стоимостном объеме внешнеторгового оборота составила 79%, импорта — 21%.Сальдо внешнеторгового баланса СФО сложилось положительное. Стоимостной объем экспорта превысил объем импорта на $22,5 млрд, — сообщают в Сибирском таможенном управлении Федеральной таможенной службы.
По подсчетам ведомства, в десятку стран — основных торговых партнеров СФО вошли Китай (21,9% от общего стоимостного объема товарооборота СФО), Казахстан (6,1%), Тайвань (Китай), Япония и Турция (по 5,7%), Нидерланды (5,5%), США (4,9%), Республика Корея (4,8%), Германия (4,6%) и Украина (2,9%).
Как сообщают специалисты, в товарной структуре экспорта СФО преобладали минеральные продукты с удельным весом в общем стоимостном объеме экспорта 40,5%. Второе место занимают металлы и изделия из них (35,5%): за 9 месяцев вывезено 6,9 млн тонн металлов стоимостью $10,9 млрд. Доля экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий составила 10,9%. По сравнению с прошлым годом, физический объем этого вида экспорта уменьшился на 6,1% (и составил 10,5 млн тонн), а стоимостный объем вырос на 28,9% (до $3,3 млрд). 3,8% пришлось на химическую продукцию, причем ее поставки в физическом объеме сократились на 11,7%, а в стоимостном объеме выросли на 17,9%, достигнув показателей в 1,2 млн тонн и $1,2 млрд. Продтовары и сельхозсырье заняли 3,7%, их экспорт в физическом объеме вырос на 12,2%, в стоимостном — на 28% и составил 4,7 млн тонн или $1,1 млрд.
Товарная структура импорта СФО в наибольших объемах представлена следующими группами товаров:
- машиностроительная продукция составила 43,2% и $3,5 млрд (увеличение по сравнению на 15,5%);
- 24,4% — продукция химпрома: объем поставок — $2 млрд, физический объем — 3,4 млн тонн;
- поставки металлов и изделий из них — 737,5 тыс тонн или $1,2 млрд (14,3%);
- доля продтоваров — 5,9%, объем их поставок — 425,7 тыс тонн или $485,9 млн (по весу — снижение на 0,9%, по стоимости — рост на 17,6%);
- на 27,8% и 24,9% соответственно выросли физический и стоимостной объемы импорта текстиля, текстильных изделий и обуви, составив 60,6 тыс тонн и $305,1 млн (3,7% от общего стоимостного объема импорта).
Самый большой объем внешнеторговых операций осуществили участники ВЭД Кемеровской области (28,5% от товарооборота СФО), Красноярского края (24,2%), Иркутской и Новосибирской областей (20,8% и 13,3% соответственно), Республики Хакасия (5,7%). Экспортерами Новосибирской области в основном декларировались поставки каменного угля, нефтепродуктов, тепловыделяющих элементов, летательных аппаратов (и их частей), обработанных лесоматериалов, столярных изделий, продовольственной пшеницы. Импортерами — поставки летательных аппаратов (и их частей), оборудования, транспортных средств, плоского проката из железа и нелегированной стали, схем электронных интегральных, пластмасс (и изделий из них), приборов и устройств для медицины, одежды и обуви.
Кстати, по более ранним подсчетам «Российского экспортного центра» (РЭЦ), сектор несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) из регионов Сибири за шесть месяцев 2021 г. вырос на 30,2% (по сравнению с первым полугодием 2020 г.). В январе-июне субъекты СФО экспортировали такой продукции на $9,280 млрд против $7,126 млрд за тот же период 2020 г. Доля ННЭ в общем объеме сибирского экспорта составила 54,2%.
Как говорится в исследовании, среди продукции ННЭ в Сибири за первое полугодие преобладали (91,7%) промышленные отрасли — машиностроение, металлургия и драгоценные металлы, химическая и легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, фармацевтика, парфюмерия и косметика. Максимальный рост в первом полугодии продемонстрировала группа «металлургия и драгметаллы» — с $3,697 млрд до $5,27 млрд. Экспорт промышленности в целом вырос в 1,3 раза — c $6,53 млрд до $8,51 млрд. Аналогичный рост в Сибири показал экспорт в сфере АПК (8,3 % от общего объема ННЭ) — с $593,5 млн до $770,5 млн.
По подсчетам аналитиков РЭЦ, самый экспортируемый товар из Сибири — алюминий и его сплавы (28,1% от общего объема ННЭ, +68,8%). Крупнейший импортер алюминия — Турция ($542,1 млн). Также, по данным РЭЦ, 41,4% продукции ННЭ из СФО поставляется в страны Восточной Азии, 24,3% — в страны Европы, 15,7% — в страны СНГ, 7,8% — на Ближний Восток. Крупнейшим импортером для регионов Сибири традиционно выступает Китай.
Не отстает Россия (и Новосибирская область в частности) по экспорту в сфере e-commerce. Согласно статистике eBay, за период с марта по октябрь 2021 г., количество российских экспортеров на платформе увеличилось на 19% и подошло к 50 тыс. Причем, по данным платформы, самой быстрорастущей категорией на маркетплейсе в России стала «Дом и сад» — экспорт этих товаров на eBay вырос в 16 раз по сравнению с прошлым годом. Кроме того, продажи спортивной атрибутики с эмблемами клубов увеличились в пять раз, женской одежды и аксессуаров — в три раза, а наручных часов, автозапчастей и аксессуаров — в полтора.
В онлайн-церемонии «Экспортер года eBay — 2021» награду в номинации «Экспортер года» получил селлер из Новосибирска Tema4x4, занимающийся продажей проставок и электрики для автомобилей. Победу в номинации «Восходящая звезда» одержал семейный бизнес «Огнецвет» из Вологды. Приз в номинации «Самая широкая география продаж» достался MV-Tuning из Тольятти. Титул «Непревзойденный сервис» получила компания RocketTime из Москвы.
По данным маркетплейса, российские регионы — одни из основных драйверов розничного онлайн-экспорта. Об этом свидетельствуют и достижения предпринимателей, участвующих в номинациях eBay: почти все победители премии — представители малого и среднего бизнеса из регионов с высокой экспортной активностью. Так, Московская (> 795 000 проданных товаров), Новосибирская и Самарская области входят в топ-10 самых успешных по числу проданных товаров за рубеж.
Если говорить о самых популярных категориях товаров, которые экспортируют предприниматели из регионов-победителей премии eBay, в топ вошли: «Парфюмерия», «Часы» и «Автозапчасти и аксессуары» в Московской области; «Автозапчасти и аксессуары», «Женские сумки» и «Подарочные сертификаты» в Новосибирской области; «Автозапчасти и аксессуары», «Экшн-фигурки» и «Женская парфюмерия» в Самарской области; «Женские сумки», «Коллекционные ножи» и «Унисекс парфюмерия» в Вологодской области.
Сегодня мы вплотную подошли к исторической цифре в 50 тыс. российских экспортеров на платформе eBay, рост их числа составил более 60% с начала пандемии. Такой результат был бы невозможен без объединенных усилий игроков рынка e-commerce, сервисных интеграторов, логистических провайдеров, экспортных центров и представителей региональной власти, продвигающих экспортную повестку на государственном уровне. Но главные герои по праву — сами российские продавцы, владельцы бизнесов и их представители. Своими усилиями они двигают экспортный рынок вперед, а благодаря качеству товаров и уникальному ассортименту поднимают престиж России за рубежом, как страны, богатой не только природными ресурсами, но и своими производствами и предпринимателями. Мы видим растущий спрос из-за рубежа, особенно из стран ЕС, США, а также Канады, Австралии и Израиля, на абсолютно разные категории товаров — от электроники и запчастей до наручных часов и коллекционных товаров от российских продавцов. Уже в прошлом году рынок розничного онлайн-экспорта превысил миллиард долларов, но это далеко не предел, и мы прогнозируем рост объема экспортных продаж в 2021 г. как в целом по рынку, так и на нашей платформе, — прокомментировал тогда гендиректор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов.