Банкавто: «Нет чипов, теперь не будет и магния». Новый кризис в автомобильной отрасли

По следам кризиса микрочипов, перекроившего планы автопроизводителей по всему миру, наступает новый, вызванный сокращением объемов добычи магнезитов в Китае, отметил эксперт.

Сырье необходимо для алюминиевых сплавов, широко использующихся в автомобилестроении — без него отрасль может парализовать в ближайшие несколько месяцев, считает эксперт маркетплейса Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) Сергей Власов, который спрогнозировал, чем может обернуться для автобизнеса эскалация кризиса.

Официальная причина таких перемен — в новых экологических правилах для заводов КНР, которые теперь должны укладываться в отведенные лимиты потребления электричества. Так китайское правительство пытается решить проблему вредных выбросов, уменьшая сжигание угля. В результате часть заводов наполовину сократила добычу магния, а некоторые были остановлены совсем.

Проблемы с добычей при этом сохранятся как минимум до конца 2021 г., а существующих запасов хватит до конца ноября. Ситуация осложняется особенностями самого магния. Им нельзя заполнить склады и хранить: примерно через три месяца металл начинает окисляться на воздухе, превращаясь в некондицию. Что будет дальше — большой вопрос. На этом фоне Европейская ассоциация автопроизводителей вместе с 11 другими промышленными объединениями уже выступила с предупреждением о надвигающейся нехватке магния.

Предпосылки дефицита металла при этом — все те же, что у микрочипов по всему миру: жесткая централизация и как следствие — слабая позиция всего рынка. Сегодня на долю Китая приходится 90% мировой отрасли и 95% рынка Евросоюза. Такая расстановка сил становится мощным инструментом экономической войны и тонким местом производственных цепочек других стран, поставленных в зависимое положение. Рычаг давления Китайской народной республики — еще сильнее из-за природных запасов, по которым она находится на третьем месте в мире. Северная Корея и Россия — на первых местах в тройке (явный задел на перспективу), но пока производство магнезитов в Корее не развито.    

Гегемония Поднебесной родилась из сознательной политики демпинговых цен, филигранно вписанных между доходностью и большими запасами. Китайские предприятия таким образом постепенно вытеснили с рынка все конкурирующие производства и завязали на себе большинство крупных заказчиков. Что-то похожее в свое время сложилось с микрочипами, производство которых лет 20 назад не отличалось 80%-м перекосом в сторону Азии. Например, по данным Ассоциации полупроводниковой промышленности, доля США в мировом производстве полупроводников составляет сегодня 12%, тогда как в 1990 г. эта цифра равнялась 37%.

Градус накала ситуации снижают производственные мощности самого Китая, который, кроме всего прочего, — один из крупнейших производителей автомобилей и запасных частей. Дефицит на собственном рынке он не допустит и должен обеспечить запланированные объемы. С КНР связаны Audi, BMW, General Motors, Mercedes, Volvo и многие другие бренды.

Будущее рынка магнезитов определят ближайшие месяцы. Сценарий роста цен при этом уже намечен.

И очевидно, что закрывать дыры глобального масштаба в случае чего придется за счет кошельков рядовых покупателей.  В сентябре 2021 г. стоимость магния увеличилась на 36% по сравнению с августом. До конца года сырье может вырасти в 1,5 раза, и примерно на треть — производные от магния. Должны подорожать алюминий, кузовные детали и запасные части автомобилей. Сильнее всего рост цен при этом отразится на премиальных марках, в которых алюминий используется шире. 

Некоторые считают, что кризис стал результатом новых правил осознанного потребления, к которому пришли китайские власти, решив сбавить темп добычи невосполнимого ресурса. Однако экономическая подоплека сложившейся в отрасли ситуации выглядит куда более правдоподобно. Китай получил мощный рычаг влияния, который может быть использован в ресурсном противостоянии. Тенденция удорожания магния сохранится на протяжении всего 2022 г., если объемы добычи останутся на низком уровне, а интерес КНР перерастет из «кризисных» условий в элемент экономической борьбы, прикрытой заботой об экологии.

Самое читаемое
  • Мегастройка завершена: участок М-12 Дюртюли — Ачит запустят в июлеМегастройка завершена: участок М-12 Дюртюли — Ачит запустят в июле
  • Суд Екатеринбурга разрешил открыть ТРЦ «Гринвич», но работать он будет с ограничениямиСуд Екатеринбурга разрешил открыть ТРЦ «Гринвич», но работать он будет с ограничениями
  • Минтранс передал соболезнования родственникам Романа СтаровойтаМинтранс передал соболезнования родственникам Романа Старовойта
  • Налоговая служба готовится ставить «оценку» бизнесу по поводу его добросовестностиНалоговая служба готовится ставить «оценку» бизнесу по поводу его добросовестности
  • Wildberries открыл первый пункт выдачи без сотрудниковWildberries открыл первый пункт выдачи без сотрудников
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.