Главное конкурентное преимущество Новосибирска — его расположение

В целях пространственного развития страны эксперт предложил рассмотреть вопрос о переводе на восток ряда министерств и головных офисов крупнейших государственных компаний. Какая роль у Новосибирска?

Зампред Комитета по развитию ВОИР Игорь Жирнов

Главное конкурентное преимущество Новосибирска — его расположение 1Главное конкурентное преимущество Новосибирска — его территориальное расположение. Поэтому в условиях нарастания борьбы за ресурсы и рынки сбыта наличие качественной логистики — важнейшее условие интеграции в глобальную экономику и ключ развития города и региона. Идея торгово-сервисного центра, которой увлеклось руководство города и области, давно себя исчерпала. Новосибирская наука резко затормозила, уровень вузов не растет, за десятилетия не появилось ни одного крупного инновационного предприятия, которое могло бы стать визитной карточкой города, а говорить о состоянии городских дорог и тротуаров просто не хочется. Только с реализацией строительства грузовой ВСМ, соединяющей через Алтай и Новосибирск два главных экономических центра мира — Китай и ЕС — город получит мощный импульс развития как транспортно-логистический, научно-образовательный, инновационно-промышленный и международный финансовый центр Евразии.  

Три года назад Министерство экономического развития РФ, которым тогда руководил Максим Орешкин (сейчас помощник президента России), выдвинул идею о 12 экономических регионах РФ с расширенными полномочиями. Тогда это предложение не стало предметом общественного интереса, но сейчас, в связи с заявлением вице-премьера РФ Марата Хуснуллина о необходимости сокращения числа субъектов федерации, тема стала актуальной. Официальные СМИ сводят идею к поглощению слабых регионов более успешными, хотя опыт состоявшихся объединений положительных результатов фактически не дал. С нашей точки зрения, проблема состоит не в сокращении аппарата местных чиновников и удобстве работы федеральных вице-премьеров, а в реализации новых подходов к управлению территориями в интересах граждан и целях пространственного развития страны.

Поддерживая идею о формировании крупных экономических регионов, предлагаю провести эксперимент на одном из регионов. Оптимальный вариант — юг Западной Сибири, включающий Новосибирскую, Омскую и Томскую области, Алтайский край и Республику Алтай. Регион не отягощен влиянием олигархических структур и национальными проблемами, является средним по климатическим условиям и уровню экономического развития, обладает высоким научным потенциалом. Важная особенность региона — граница с мировым экономическим лидером — Китаем, но прямая наземная транспортная инфраструктура отсутствует. Эксперимент позволит отработать новые технологии по управлению территорией, включая бюджетную, налоговую и миграционную политику. Экономической основой развития региона может стать проект грузовой ВСМ, соединяющей китайские порты на Тихом океане через Алтай и Новосибирск с российскими портами на Балтике. 

Конечно, было бы замечательно, если бы строительством российского участка магистрали занялись мы сами. Проблема состоит в том, что нынешний Минтранс РФ не способен повторить подвиг своих предшественников, построивших КВЖД и Транссиб — нет ни финансовых, ни технологических возможностей, ни практического опыта строительства ВСМ. Выстроена система, в результате которой строительство инфраструктуры обходится в 2-3 раза дороже, чем в Китае, строится она в 2-3 раза медленнее, а ответственность за качество носит призрачный характер. Кроме того, зачем вообще тратить бюджетные ресурсы на глобальный инфраструктурный проект, имеющий длительный срок окупаемости, а может оказаться и убыточным, если есть возможность сделать это за счет зарубежных инвесторов, которые готовы взять на себя финансовые риски? Собственные ресурсы нужнее на развитие науки, образования, здравоохранения и обеспечения своего суверенитета.

При использовании современной китайской технологии срок строительства составит 5-7 лет, а стоимость российского участка трассы, состоящей из грузовой ВСМ и четырехполосной автострады для организации местной логистики, составит 150-180 млрд дол. Коэффициент мультипликации для подобных проектов достигает 10. Таким образом, потенциал инвестиций в пояс развития вокруг новой магистрали превысит 1 трлн дол., что гарантирует устойчивый рост всей российской экономики на уровне 5-8% годовых. Конечно, это не произойдет автоматически — необходимы новые подходы в системе государственного управления экономикой, включая плановое начало, трансформацию финансовой системы, взаимодействие с наукой и структурные реформы. Именно такой мегапроект может стать источником реформ и новых институтов развития, о которых говорят многие годы.

Суть российско-китайского инфраструктурного мегапроекта состоит в обмене разрешения на строительство, через российскую территорию, за счет средств китайских инвесторов, на условиях концессии транспортной инфраструктуры, на открытие для агропрома России и других стран ЕАЭС китайского рынка готовых продуктов с созданием необходимой торговой инфраструктуры в регионах Китая. Предложение на 100% соответствует заявлению Путина В.В. от 2015 г. о необходимости сопряжения китайской инициативы «Один пояс — один путь» с процессами интеграции в ЕАЭС, но правительство РФ заявление не услышало. Регион и его центр — Новосибирск — самое удобное место для инновационных подходов в развитии российско-китайских отношений. Достаточно большое население по сравнению с другими регионами восточной части страны, дифференцированная экономика и значительный интеллектуальный потенциал существенно минимизируют возможные риски.

Китай получит надежный и безопасный маршрут, который позволит всего за 3 суток доставить товар на привлекательный европейский рынок, что создаст конкурентное преимущество перед производителями из США, Японии, Кореи, что важно в условиях торговой войны и предстоящей борьбы за Тайвань. Открытие для ЕАЭС рынка продуктов питания не окажет существенного отрицательного влияния на огромный потребительский рынок Китая, но обеспечит загрузку маршрута из Европы в Китай, который традиционно оказывается менее загруженным.

Выгода России состоит в том, что в отличие от правительственных национальных проектов, которые основаны на бюджетных ресурсах и направлены на внутренний рынок, проект не требует значительных бюджетных средств и нацелен на высокодоходные и платежеспособные международные рынки транспортных и туристических услуг, а также взрывной рост экспорта продуктов. Именно эти отрасли — наше конкурентное преимущество, они способны противостоять внешнему давлению в виде санкций и обеспечить стране необходимые валютные поступления.

Предлагается создание на территории Китая совместной сети оптово-розничной торговли и соответствующей системы контроля качества. Учитывая сложность выхода российского бизнеса на рынок Китая, целесообразно на начальном этапе организацию работ поручить государственной корпорации типа РЭЦ с возможностью проведения изучения провинциальных рынков сбыта продуктов питания и вкусовых предпочтений, что даст возможность сформировать адекватный заказ для агропрома.

Самым масштабным объектом для привлечения частных инвестиций станет ориентированный на экспорт агропромышленный кластер, расположенный в регионе юга Западной Сибири. Очевидным примером для развития агрокомплекса региона должны стать Нидерланды, которые при своих ограниченных ресурсах смогли довести объем агро- экспорта до 100 млрд долл. При наличии практически неограниченного рынка продовольствия Китая и отличной логистики задача «догнать и перегнать» решаема. В результате можно прогнозировать бум в сфере малоэтажного строительства и объектов ирригации, энергетики, газоснабжения, а также рост спроса на сельхозтехнику и оборудование для переработки сельскохозяйственного сырья. Дополнительные доходы бюджета и рост спроса на инновации позволят не только возродить в регионе аграрную науку, но и дать новую жизнь научному треугольнику Томск-Новосибирск-Бийск.

Современная транспортная инфраструктура станет триггером создания уникального туристического кластера Большой Алтай. Его проектирование важно начать с привлечения специалистов мирового уровня для разработки генерального плана с последующей передачей участков частным инвесторам на конкурсной основе. При этом первостепенное значение должно быть уделено современным экологическим требованиям и мерам защиты от возможных критических климатических воздействий. Важнейшее значение имеет также система подготовки кадров для отрасли.

Используя построенную магистраль и освоив передовые китайские технологии инфраструктурного строительства, можно будет при относительно небольших затратах организовать высокоскоростное пассажирское сообщение между Новосибирском и Омском, а также по маршруту Томск-Новосибирск-Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск. Сотрудничество с китайскими строителями перспективно в части продолжения строительства метрополитена в Новосибирске, а в дальнейшем — в Омске, Томске и Барнауле.

В части гидросооружений целесообразно вернуться к проекту середины прошлого века — строительство на Оби, кроме Новосибирской ГЭС, еще двух, что позволит кроме выработки экологически чистой электроэнергии обеспечить качество водохозяйственного регулирования в районе Новосибирска. Система малых ГЭС на реках Горного Алтая может быть востребована при развитии туристического кластера. Представляются перспективными идеи о сбросе паводковых вод Оби в сторону засушливых районов Алтайского края и юга Новосибирской области, а также об использовании избыточных водных ресурсов Васюганских болот для обеспечения будущих животноводческих и птицеводческих комплексов на севере Новосибирской области.

Эксперимент позволит отработать новые идеи по управлению территорией, включая бюджетную, налоговую и миграционную политику. В частности, большим кадровым потенциалом может стать программа возвращения в регион российских немцев, которых достали проблемы с мигрантами в современной Германии. При создании ряда условий тысячи немецких семей могли бы стать передовым отрядом инновационных аграриев. Прогнозируемое потепление, устойчивый экономический рост и связанная с ним возможность повышения качества жизни населения, перераспределение бюджета в пользу муниципалитетов и повышение их самостоятельности, другие необходимые демократические преобразования создадут отличные условия для возвращения в Россию миллионов наших соотечественников, покинувших страну за последние 30 лет.

В целях пространственного развития страны, с учетом опыта работы на удаленке и повышения качества управления, предлагается рассмотреть вопрос о переводе на восток ряда министерств и головных офисов крупнейших государственных компаний. Например, Минтранс перевести в Омск (решается вопрос с местным аэропортом), Минсельхоз — в Новосибирск, а Ростуризм — в Горно-Алтайск. Оптимальным местом размещения нового комплекса зданий ОАО РЖД должна быть не дорогая и перегруженная Москва, а расположенный между Омском и Новосибирском городок железнодорожников Барабинск, который в таком варианте через несколько лет из провинциального городишки превратится в суперсовременный Инноград, в котором будут работать не засидевшиеся московские чиновники, а креативные новые люди.

Вместо сложившейся практики развития отдельных мегаполисов проект ориентирован на пространственное развитие России и предусматривает акцент на развитие малых городов и сельских территорий с их собственной локальной экономикой, а лидером новых подходов в развитии страны станет наш Новосибирск.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.