Развитие без риска для жизни
Многие компании увидели в кризисных явлениях последних лет возможности для роста и развития. Однако действовать им приходится с оглядкой на то, как пандемия трансформировала бизнес-ландшафт в России.
Об особенностях инвестиций в новые проекты рассказывают эксперты Сибирского регионального центра КПМГ.
Научились жить по-новому
Как мы и предполагали в нашей прошлогодней статье, многие «пандемийные привычки» плотно вошли в нашу жизнь. Коронавирус и подобные риски стали новой вводной в прогнозной системе каждого бизнеса. К моей большой радости, несколько пессимистичное предсказание о двузначных показателях падения экономики в итоге не сбылось: таких темпов достигли лишь гостиничный бизнес (24%), транспорт (10%), а также культура и спорт (11%). Такой сложный и интересный период привел к появлению новых лидеров экономики. Очевидный скачок произошел в фармацевтической отрасли. Кроме того, согласно нашему новому исследованию, российский рынок интернет-торговли за 2020 год вырос примерно на 57% и даже в базовом сценарии будет расти сопоставимыми темпами.
В 2021 году мы как компания на наших клиентских проектах были в эпицентре всех изменений. Компании-лидеры не только смогли адаптироваться к внешним условиям в своих ежедневных решениях, но и переработали свои стратегии, чтобы оставаться впереди не только в текущем моменте, но и на многие годы вперед. Часто такого рода стратегические решения уже начали воплощаться в значительных инвестициях в существующие и новые проекты.
Как сделать так, чтобы инвесторы и кредиторы заговорили на одном языке?
Антон Филонов, менеджер Группы КПМГ по привлечению финансирования
Крупные инвестиции требуют не только вложений собственных средств, но и привлечения заемного финансирования. При этом чем меньше доля личного участия, тем выше доходность для собственников, поэтому привлечение внешних средств особенно актуально.
Обычно менеджмент и акционеры отлично понимают суть будущих инвестиций: зачем они нужны и к какому результату должны привести. Однако мы видим трудности у компаний уже на первоначальном этапе общения с финансирующими организациями, когда необходимо предоставить детальное и численное описание каждого из возможных векторов развития бизнеса. И совсем единицы, добравшись до финальной стадии риск-менеджмента, могут корректно ответить на каверзные вопросы банков. Ведь если для акционеров новые инвестиции — это всегда новые возможности, то банки консервативно могут смотреть на этот шаг как на первый шаг в пропасть.
Для того чтобы инвесторы и кредиторы разговаривали на одном языке, мы создаем интерактивную финансовую модель бизнеса, где выражаем каждую операцию и процесс в цифрах. Такая модель объединяет разрозненную информацию в одном месте и дает ответы на большую часть вопросов финансирующих организаций, касающихся, например, исторической динамики, операционных показателей, структуры выручки и затрат, капитальных вложений, кредитного портфеля, рыночных предпосылок, влияния валютного курса и других факторов.
Для менеджмента финансовая модель является рабочим инструментом прогнозирования, план-факт-анализа, оценки сценариев, анализа бизнес-результатов и их чувствительности к изменениям во внешней среде и другим драйверам. В результате можно рассчитать обоснованный объем заемных средств и параметры финансирования, комфортные как для компании, так и для банков.
Логичным продолжением финансовой модели является бизнес-план, в котором мы предоставляем качественную и количественную характеристики инвестиционного проекта, заранее отвечаем на типичные вопросы финансирующих организаций по устойчивости бизнеса, внешнему окружению и конкурентной позиции, ключевым рискам и способам их минимизации. Такая скрупулезная подготовка позволяет компании уверенно взаимодействовать с финансирующими организациями, а банкам — принять взвешенное кредитное решение о финансировании и сократить сроки анализа документации, так что обе стороны в результате выигрывают.
Как использовать возможности господдержки?
Юлия Золотовская, руководитель Отдела налогового и юридического консультирования Сибирского регионального центра КПМГ
В последнее время в правительстве много говорят о необходимости поддержки бизнеса, особенно инвесторов. Рассматриваются и обсуждаются различные меры и формы такой поддержки, в том числе налоговые льготы. Предоставление льгот по налогам и субсидий субъектам инвестиционной деятельности является основой успешного развития промышленности в регионе. Это и понятно, ведь инвестиционная привлекательность региона определяется с учетом совокупности факторов, влияющих на целесообразность инвестиций, их эффективность и уровень рисков на территории каждого из субъектов.
Когда мы говорим именно о налоговой составляющей инвестиционной привлекательности, кажется, что выбор инструментов огромен — это и ТОСЭР, и СПИК, и РИП, ПИП, ИНВ, РИП и так далее. Любой инвестор может выбрать подходящий ему комплекс льгот и преференций с учетом своей специфики. Однако статистика применения этих льгот демонстрирует не столь высокий уровень их популярности, как это ожидалось. Многие инвесторы с осторожностью относятся к новым инструментам, считая некоторые из них и вовсе не реализуемыми на практике. У этого явления есть несколько причин.
Во-первых, условия получения льгот не способствуют расширению круга компаний, которым было бы интересно развивать свой бизнес в регионах России. Например, инвестиционный налоговый вычет: по статистике ФНС РФ, на конец 2020 года льготой смогли воспользоваться не более 100 компаний по всей России. Для получения вычета необходимо сначала приобрести или модернизировать основные средства, ведь льгота предоставляется только при условии подтверждения объема инвестиций и общей прибыльности компании. Кроме того, льгота имеет ряд других ограничений: применяется только в отношении определенного вида деятельности, срок использования льготы в ряде регионов ограничен тремя-пятью годами, когда прибыли, а следовательно, и налога еще может не быть.
Во-вторых, нельзя не отметить частые споры между налоговыми органами и налогоплательщиками относительно толкования законодательства о применении инвестиционных льгот. Как один из ярких примеров можно отметить спор, который Верховный суд РФ рассмотрел в сентябре 2021 года по жалобе одной из крупных российских сталелитейных компаний. Налогоплательщик реализовал инвестиционный проект по строительству мини-завода по производству проката и по результатам реализации инвестпроекта заявил льготу, предусмотренную региональным законодательством для компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, применив ставку 13,5% в отношении региональной части налога на прибыль.
Спор с налоговым органом возник относительно того периода, с которого инвестор вправе применять льготу. По мнению инспекции, льгота должна была начать применяться с момента отражения в бухгалтерской отчетности соответствующего объема инвестиций. Компания же считала, что экономический эффект инвестиций (облагаемая налогом прибыль от эксплуатации завода) может быть получен только после постановки на учет объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию. И только в ВС РФ компании удалось отстоять свои интересы, и судьи поддержали ее, указав, что иной подход «по существу противоречит законной цели предоставления льготы» и инвестор теряет возможность полноценного использования льготы.
В-третьих, угроза для инвестора может исходить не только от налоговых органов, но и от региональных властей. Так, региональные администрации вправе предъявлять инвестору претензии и взыскивать убытки за нарушения инвестиционных соглашений. И примеры такие в практике есть (дело № А31-10158/2019).
Стоит отметить, что для большинства налоговых инвестиционных льгот установлен разрешительный порядок предоставления. Значит, потенциальному инвестору придется пройти сложные процедуры по согласованию с правительством региона и в дальнейшем подтверждать правомерность снижения налоговых обязательств. Но даже если льготу удалось согласовать и подтвердить, это не избавляет инвесторов от последующих возможных рисков.
КПМГ имеет значительный опыт помощи инвесторам в подборе наиболее эффективного комплекса мер государственной поддержки и льгот. Мы успешно реализовали ряд проектов в области поддержки инвесторов. Наша работа основывается на глубоком и детальном анализе эффективности того, как компании используют возможности, предоставленные государством. Этот анализ помогает нам найти основания для снижения налоговой нагрузки в текущем и исторических периодах, заранее спланировать выполнение условий для применения льгот и сократить объем текущих налоговых платежей.
КПМГ